Рубрика Calcio dello Stivale представляет интервью с тренером сборной Италии Антонио Конте.
Когда я покидал Ювентус, то думал головой, а не сердцем. Сердце ведь мне подсказывало никогда не оставлять Юве
- Давайте вернемся в прошлое. 18 мая 2014 года вы встретились с руководством Ювентуса, обсудили ситуацию и решили, что остаетесь в клубе. Затем был месяц отпуска, а в середине июля стало известно, что Конте больше не будет тренировать Юве. Мы что-то упустили?
- Это не было спонтанное решение, не думайте, что эта мысль пришла ко мне ни с того, ни с сего. Не бывает грома без молнии. Уже 18 мая имелась большая вероятность, что наши дороги разойдутся. Мне кажется, у думал головой, а не сердцем в тот момент. Сердце ведь мне подсказывало никогда не оставлять Ювентус. Но я взвесил все за и против, и решил, что пора подвести черту под очень напряженными тремя годами, которые вымотали меня как физически, так и психологически. Я отдал всю свою энергию, чтобы помочь команде в очень сложной ситуации: мы начинали этот путь с седьмого места, когда попадание в Лигу чемпионов казалось очень маловероятным. Необходимо было свергнуть с вершины мощный Милан с Тиаго Силвой, Ибрахимовичем и множеством опытных чемпионов. Четыре года назад россо-нери были нынешним Юве. И нам удалось обойти их, занять трон, это был настоящий шедевр: мой и ребят. Но повторюсь — потребовалось невероятное количество энергии.
- Когда руководство Ювентуса говорит о вас, то это всегда звучит слегка обиженно.
Меня спрашивали: "Мистер, но что заставило вас уйти? Вы ведь даже могли себе позволить не всегда побеждать...". Для меня подобное недопустимо. Я всегда стремлюсь к идеалу, а для этого необходима страсть
- В мае мы решили, что необходимо немного подождать, увидеть, как будет развиваться ситуация. Случилось то, что случилось. Но меня не в чем упрекнуть. Мне было непросто, я переживал, но поступил честно. Какая-то часть меня словно умерла. Посмотрите видео, на котором я сообщаю об уходе: очевидно, как мне тяжело. Но я думал и думаю, что поступил правильно. И это пошло на пользу как мне, так и клубу. Я многого просил, все мои желания были выполнены: три скудетто, чемпионат без поражений, 102 очка, финал Кубка Италии, Лига чемпионов, в которой почти все футболисты выступали впервые. Мы вышли в четвертьфинал ЛЧ, а в прошлом сезоне, несмотря на горькое поражение от Галатасарая, пробились в полуфинал еврокубка. Этим можно гордиться.
- Слезы вашей жены Элизабетты во время празднования титула в Турине были сигналом о расставании с Юве?
- Моя семья три года наблюдала за тем, как напряженно я работаю. Тренировать Ювентус — тяжелый труд, это огромная нагрузка. Когда ты понимаешь, что отдал всего себя, то должен найти в себе смелость принять решения, которые могут показаться странными. Меня спрашивали: "Мистер, но что заставило вас уйти? Вы ведь даже могли себе позволить не всегда побеждать...". Для меня подобное недопустимо. Я всегда стремлюсь к идеалу, а для этого необходима страсть.
- Вы чувствуете, что нынешний Ювентус все еще немного ваш?
- Когда я вижу, как играют футболисты, с которыми меня столько связывает... Скажу честно: мне тяжело смотреть на Ювентус. Так было и раньше в отношении моих бывших команд. Прежде всего, это эмоционально тяжело.
- Если сравнивать состав с той командой, которая набрала 102 очка, то ушли Квальярелла и Вучинич, появились Мората, Эвра, Перейра, Коман и Ромуло. Сейчас Ювентус сильнее?
- Это не мне решать, меня не интересует такая постановка вопроса. Сравнения бессмысленны. В июле я закрыл важную страницу в моей карьере и жизни. Мне не нравится, когда кто-то пытается определить, лучше стал Юве или хуже. Мой цикл окончен, цикл Ювентуса продолжается. Мы построили небоскреб, сейчас кто-то пытается его разрушить, но нужно очень постараться, чтобы он упал. У Ювентуса все прекрасно: и с точки зрения результатов, и с точки зрения прибыли. Нам удалось ценой больших жертв опередить всех. А теперь бьянко-нери должны сделать все, чтобы остаться наверху, а все остальные пусть попробуют подорвать уверенность Старой Синьоры.
Я копирую все и у всех. А потом замечаю, что все копируют у меня...
- Но соперники действительно стали сильнее или это иллюзия?
- Все забывают, что Юве сотворил настоящее чудо, но это стало результатом работы людей, которые уверенно шли к своей цели — сделать команду сильнейшей в стране. Непросто собрать такой коллектив, найти единомышленников и начать все с нуля, полагаясь на достижения былого. Сейчас это нужно сделать Милану и Интеру, которые обязаны всегда бороться за титул. Ситуация, конечно, немного иная — у них нет денег, приходится опираться на идеи.
- Правда, что в вашем Ювентусе те, кто плохо тренировался, должны были проводить дополнительные занятия?
- Вы говорите о работе с мячом или без него?
- Расскажите, как было.
- Есть разница, ведь с мячом футболист может работать не так энергично, немного халтурить. Я требовал, чтобы в какой-то момент все начинали действовать с большой интенсивностью. И "в прямом эфире" было очевидно, кто недорабатывает...
Сравнения бессмысленны. Мне не нравится, когда кто-то пытается определить, лучше стал Юве или хуже. Мы построили небоскреб, сейчас кто-то пытается его разрушить, но нужно очень постараться, чтобы он упал
- Что скажете о ситуации с Пабло Освальдо?
- Он пришел в команду не в лучшем состоянии, но я не могу его критиковать. Он вел себя как профессионал, всегда уважал мой выбор. Я ведь вызывал в сборную: если он будет хорошо играть, то двери открыты. То же говорили о Тевесе — мол, он придет и испортит атмосферу в раздевалке. Но оказалось, что Карлос — великолепный человек, прекрасный футболист. У меня никогда не было с ним проблем. Тевесу, Пирло, всему нашему костяку я говорил: "Если вы плохо тренируетесь, для меня это проблема". Но если игроки видели, что лидеры работают на 100%, то я просто мог курить в сторонке. С такими исполнителями всегда легче: они понимают, насколько важна работа.
- Вы бы отреагировали так же, как Манчини, после перепалки Икарди с Освальдо?
- Воспитание и уважение, конечно, очень важны.
Джовинко? Через несколько лет футболисты будут глотки другу другу грызть за право переехать в США
- Погба может покинуть Юве. Как вы думаете, продажа Поля может позволить привезти в Италию других звезд, как было с Зиданом?
- Продажа Погба позволит купить двух-трех высококлассных игроков, хотя сейчас куда сложнее понять, кто может вывести команду на новый уровень. Я верю в талантов, которых сложно найти. Но важно еще и чтобы в наших молодежных командах не играли девять иностранцев.
- Как прошла ваша встреча с игроками Юве в Коверчано?
- Это было поразительно: мы все-таки не ожидали, что увидимся так быстро. Раньше я раздавал им на орехи в клубе, теперь делаю это в сборной. А они передают мои идеи тем, кто не был со мной знаком так близко.
- В последнее время Фернандо Льоренте перестал забивать. В чем, по вашему мнению, причина?
- Об этом лучше спросить Аллегри. В моих командах нападающие должны действовать как можно ближе к воротам соперника, Юве сейчас играет иначе.
- Схему 4-2-4, с который вы начинали в Ювентусе, вы скопировали у Вентуры?
- Я копирую все и у всех. А потом замечаю, что все копируют у меня...
- Вам не хватает обсуждений действий арбитров?
- Пожалуй, это единственное, о чем я не скучаю. И я очень рад этому.
- Однажды вы вернетесь в Ювентус?
- Посмотрим. Никогда нельзя говорить никогда: пути господни неисповедимы.
Спустя полгода после провального чемпионата мира все делают вид, что ничего не произошло. Но от неудач нужно отталкиваться, они мотивируют
- И все-таки. Теперь вы тренер сборной.
- Если бы мне сказали об этом пять лет назад, я бы не поверил. Да и в июле я не думал о такой возможности. Когда мне позвонил Тавеккьо, я отдыхал с семьей, плавал на лодке по морю. Пришлось идти к другу в магазин, чтобы обновить гардероб. Я вообще не был готов к такому повороту событий.
- В первые месяцы на новой работе вы говорили, что чувствуете себя сомневающимся и неуверенным.
- Когда я принимаю решение, то готов столкнуться со всеми трудностями. Даже если они превосходят мои ожидания. Я сделал выбор и уже не поверну назад.
- Вас называют "молотом".
- Мне посчастливилось играть в Ювентусе Липпи и Вентроне, уже тогда они говорили о том, что футбол должен быть интенсивным. Если вы хотите добиться интенсивности в игре, то должны требовать ее и на тренировках. Нужно сделать так, чтобы мускулы привыкли к нагрузкам, свести риск травм к минимуму. Конечно, есть те, кто подвержен повреждениям хронически, но обычного футболиста можно подготовить определенным образом. Если после моих тренировок говорят о "молоте"... Мне смешно, такие методы должны быть правилом.
- Чего вы требуете от игроков?
- Уважения и воспитанности. Я даю пример и хочу, чтобы ему следовали. Иначе отношения между тренером и футболистом не сложатся. К тому же, я должен знать историю коллектива, прошлое игроков, чтобы понять, как их мотивировать, как настроить на цель. Я хочу поместить мечту в голову каждого игрока. Сейчас я пытаюсь быть как можно ближе к клубам Серии А, улучшить отношения с тренерами, мониторить футболистом. Я слежу и за молодежными командами — недавно был на Ибице с U-17. Я делаю больше, чем от меня ждали. Но мне нравится футбол, мне нравится всегда быть в работе.
- Пока что ваша карьера в сборной складывается неплохо.
- Я не ожидал, что игроки так быстро проникнутся моими идеями. У нас пять побед и одна ничья. Я очень доволен, но мы расти и расти. Я надеюсь, что сделаю из сборной команду. Это единственный способ уменьшить разрыв между нами и мировыми лидерами. В Германии и Испании игроков в сборную можно вызывать с закрытыми глазами. Нам нужно еще и поработать над психологией. В плане тактики мы подготовлены едва ли не лучше, у нас это в крови. Нужно не думать, что мы слабее, не экономить силы — тогда ситуация может измениться.
- Себастьян Джовинко решил перейти в Торонто. Вы поддерживаете его выбор?
- А что оставалось делать... Через несколько лет футболисты будут глотки друг другу грызть за право переехать в США. Их чемпионат растет огромными темпами, и это вовсе не пустые разговоры. По последним исследованиям, американские дети (от 6 до 12 лет) больше не занимаются традиционными видами спорта: баскетболом или американским футболом. Они предпочитают футбол европейский. Если это будет продолжаться, то скоро они покажут всем. Себа, понятное дело, еще и думал о финансовой составляющей сделки. Такие деньги... И он не едет отдыхать — я очень хорошо знаю этого парня. Это возможность, которой я с радостью воспользовался бы, если бы еще играл. Я жалею, что не проиграл в другой стране. Конечно, если говорить о сборной, то он немного теряется из виду, как это было с Дьяманти и Джилардино после переезда в Китай. Но шанс мы ему дадим. Если заслужит...
- А вы бы поехали тренировать за рубеж?
- Мне хотелось бы поработать с амбициозной командой, которая ставит перед собой серьезные цели на уровне еврокубков. Таких сейчас всего шесть-семь. Я продолжаю изучать английский, но еще аматор в этом плане.
- Джовинко — очередной футболист, который покинул Серию А.
- Нужно понимать, что итальянский футбол сейчас переживает не самый приятный момент. Только слепой этого не замечает или не хочет замечать. Когда я слышу, что даже президенты говорят, что Серия А — это отправная площадка... С таким отношением ничего не изменится, мы не строим основу для будущего. Спустя полгода после провального чемпионата мира все делают вид, что ничего не произошло. Но от неудач нужно отталкиваться, они мотивируют.
Если в Сассуоло продолжат начатую работу, но на этот клуб можно рассчитывать. Мне приходится вызывать слишком много запасных: тех, кто участвует в тренировочных матчах, а за играми чемпионата следит со скамейки
- Нужно использовать немецкую модель?
- Мне хотелось бы, чтобы однажды тренер нашей сборной мог говорить то, что говорит Лев. Он благодарит всех: федерацию, лигу, клубы, которые действуют в интересах национальной команды. Но даже если не говорить о немцах, мы себя недооцениваем. Возьмите Бельгию — у них скромный чемпионат, но в сборной играют футболисты, выступающие в топ-командах. А у меня в составе восемь-десять человек сидят в запасе.
- Джиджи Буффон говорил, что на чемпионате мира существовал конфликт между ветеранами и молодыми игроками.
- Я не согласен с такими суждениями, в сборной нет ветеранов и молодежи: есть только победа и поражение. Я должен выжать максимум из каждого. Если опытные футболисты дают тебе гарантии — это отлично. Если нет, то их нужно менять. Если я слышу, что кто-то из моей команды делит ее на ветеранов и молодежь, то это мой провал.
- Что скажете о возможной натурализации Дибалы и Васкеса из Палермо?
- Дибала уже высказался по этому поводу, мы уважаем его выбор. С Васкесом я никогда не общался. Я хочу, чтобы игрок становился итальянцем, потому что хочет играть за эту сборную, любит страну, ее народ, гимн, а не просто из-за того, что его не вызвали на родине. Мне нужны люди, как Каморанези — он бы выступал за сборную Аргентины, но выбрал Италию.
Я надеюсь, что сделаю из сборной команду. Это единственный способ уменьшить разрыв между нами и мировыми лидерами
- Вы работаете не только с футболистами, но с людьми.
- Мне досталось наследство от Арриго Сакки, который за четыре года проделал огромную работу с молодыми игроками. Он убедил тренеров не отказываться от 4-4-2: с двумя центральными нападающими и активными фланговыми полузащитникам, с игрой, не основанной лишь на контратаках. Мы теряем старые традиции: сейчас мало кто может обыграть оппонента один в один. Нужно искать и таких футболистов, а не делать ставку исключительно на выносливость и командную работу. Это задача для тренеров молодежных команд. Необходимо не только думать о тактике, но и растить игроков, которые видят мяч и просто хотят забить.
- И есть сейчас в Италии такие?
- Черчи, к примеру. Кандрева, Берарди, Эль Шаарави, Бернардески, Инсинье. Сансоне из Сассуоло.
- Сассуоло — одна из самых итальянских команд чемпионата.
- Это огромный плюс, я надеюсь, что их футболисты продолжат расти. Очень важен, конечно, опыт. Если в Сассуоло продолжат начатую работу, но на этот клуб можно рассчитывать. Мне приходится вызывать слишком много запасных: тех, кто участвует в тренировочных матчах, а за играми чемпионата следит со скамейки.
- Вы встречались с тренерами команд Серии Б. Можно ли вызывать кого-то оттуда?
- При всем уважении… Да, два года назад Иммобиле и Дзадза играли там, но они заслужили вызов своими выступлениями в Серии А.
- В какой линии сборной вы уверены на все сто?
- В обороне. У меня есть игроки Ювентуса, Раноккья, Романьоли, Ругани. В полузащите, возможно, собрано слишком много думающих игроков: Пирло, Де Росси, Верратти, Монтоливо. Не помешало бы добавить динамики.
- А что скажете о Балотелли?
- Я больше не отвечаю на вопросы о нем...
Интервью TuttoSport
Перевод и адаптация Юрия Шевченко, Football.ua