Вечер воскресенья 15 декабря – особенный момент для Вальтера Маццарри. Четыре года он тренировал Наполи – тот самый Наполи, который под его руководством стал итальянским грандом, тот Наполи, который после ухода Маццарри, начал искать тренера с международным опытом, чтобы ставить более высокие цели, чем победа в Кубке Италии. Новым алленаторе стал испанец Рафа Бенитес, а Вальтер возглавил Интер, поддавшись на уговоры Массимо Моратти, который уже давно хотел видеть его в своем клубе. Приглашение тосканского специалиста – один из последних подарков, который Моратти сделал Интеру прежде, чем уступить кресло президента индонезийскому магнату Эрику Тохиру.
 
Накануне встречи Наполи и Интера Маццарри посетил редакцию Corriere della Sera, рассказал о своей карьере, о годах в Неаполе, переезде в Милан, Интере, тифози, тренерах, которые его вдохновляют, и молодых талантливых нерадзурри – таких, как Ковачич и Икарди. "Я много раз приезжал в Милан в качестве соперника Интера, но у меня  не было возможностей познакомиться с городом. Я толком его не знал, потому был приятно удивлен. Милан великолепен, жаль, что узнал это только в 52 года. Я прекрасно себя здесь чувствую, даже несмотря на то, что люблю солнце и море – моя семья с острова Эльба. Но я умею ценить и другую красоту – Милан полон парков, зелени, сюрпризов".
 
Вальтер вспоминает, как начиналась его тренерская деятельность, говорит о своих постулатах и правилах, которые привели его в Наполи: "В моем понимании алленаторе не должен слишком много внимания обращать на то, что происходит вокруг него. Я сосредоточен лишь на моей цели, моих задачах, на том, чтобы добиться максимума от футболистов. Считаю это своей сильной стороной – я не ощущаю давления. Я всегда играю на победу. Я начинал с нуля или даже ниже, но через 12 лет оказался в Интере – наверное, я все делаю правильно. Я без лишней скромности могу сказать, что в плане опыта мало кто из тренеров сравнится со мной. Никого не хочу этим обидеть. Я начинал работать с вратарями, помогал клубным кладовщикам. Я знаю, чем живут футболисты, как они мыслят".
 
Прежде чем говорить о работе с Наполи, Маццарри останавливается на ситуации в нынешнем Интере: "Когда я прихожу в новый клуб, то не только тренирую футболистов. Мне кажется, что все люди, имеющие отношение к команде, по-своему важны. Я всегда говорю парням – успехи начинаются с мелочей. В развитии футбольного клуба должны принимать участие все. Начиная работать с командой, первым делом я хотел разобраться не в том, почему она заняла девятое место, а в том, почему во втором круге она набрала всего 19 очков.
 
Состав не слишком изменился, и мне кажется, что пока мы идем даже лучше, чем ожидалось, несмотря на три последние ничьи. Я сразу получил четкие ответы на вопросы, которые поставил перед игроками. Теперь нужно понять, как будет вести себя команда, когда окажется под давлением, когда на нее  ляжет ответственность. Впереди матчи с Наполи и Миланом, затем заканчиваем первый круг играми с Лацио и Кьево. В середине января будет понятно, на что может рассчитывать этот коллектив".
 
Переходя к разговору о Наполи, Маццарри вовсе не кажется взволнованным, он остается абсолютно невозмутимым. Кажется, Вальтер даже не переживает, как его встретят неаполитанские тифози: "Я никогда ничего ни у кого не просил. Фаны команд, которые я тренировал, всегда любили меня. Когда ты уходишь, любовь может превратиться в ненависть – такое случается. Возвращение в Неаполь – не проблема для меня, я оперирую фактами, а не словами. Тренера нужно оценивать по его работе – с первого до последнего дня в клубе.
 
Есть факты, которые легко проверить. Например, в какую сумму оценивалась команды, когда ты ее принял. Речь о зарплатах, о трансферной стоимости футболистов. Затем можно посмотреть, как обстояли дела, когда ты уходил – все станет ясно.
 
Я впервые за 55 лет вывел Ливорно в Серию А и добился с командой хороших результатов. Четвертого октября 2009 года Наполи находился на 15-м месте, а в мае 2013-го мы были вторыми, выиграв до этого Кубок Италии. Наполи никто не ставил на одну ступень с Интером, Миланом, Ювентусом, но теперь команда именно там – это и есть успех, престиж, развитие. Меня интересует мнение грамотных и образованных людей".
 
Конечно, Маццарри упоминает Хуана Суньигу, которого очень высоко ценит и которому очень помог выйти на его нынешний уровень: "Он пришел из Сиены, и на Сан Паоло поначалу Суньигу освистывали. Критиковали и Паоло Каннаваро, который затем стал капитаном команды". Со временем колумбиец значительно прибавил, стал очень важным игроком для Наполи и даже заинтересовал Барселону. На вопрос о том, есть ли в Интере кто-то, напоминающий Суньигу, Вальтер отвечает: "Да, есть футболисты, которые могут здорово прогрессировать, если продолжат работать. Кстати, по их развитию тоже можно оценивать тренера".
 
По словам алленаторе, переходя в Интер, он и представить не мог клуб без Массимо Моратти: "Я даже и не думал о том, что Интер может быть продан. Когда я впервые встретился с президентом Моратти, моим единственным желанием было тренировать нерадзурри, принять этот вызов. Я никогда не спрашивал у Моратти о его планах. Кажется, я лишь попросил его – скажите мне, когда что-то изменится. Моя задача – тренировать команду и добиваться с ней результатов.
 
Узнав о приходе Тохира, я обратился к команде. Сказал, что я – тренер и нахожусь здесь, чтобы тренировать. Сказал парням, что они – игроки Интера, они подписывали контракт с клубом, и вместе мы должны исполнить свой долг – независимо от того, кто является президентом. Я попросил всех не думать о смене власти и сосредоточиться на футболе".
 
С течением времени наш разговор становится все веселее и беззаботнее. Мы спрашиваем у Маццарри, тяжело ли было бы ему работать с Роналду, Бэйлом и Бензема, учитывая, что Вальтер не любит, когда отступают от его тактических задумок: "Я не думаю, что тренировать команду сложнее, когда в ней играет много "чемпионов". Когда я после Пистойезе оказался в Ливорно, в моем распоряжении было много игроков на голову выше тех, с которыми я работал дальше. Они были опытными, многие вскоре закончили карьеру. И мне вовсе не было тяжело, мы вышли в Серию А. Строить организованную игру с футболистами высокого уровня – это лучшее, о чем может мечтать алленаторе. Если игрок понимает, что, получая мяч, он должен пробежать десять метров, а не шестьдесят – дело сделано. И "чемпионы", как правило, понимают это быстрее, чем остальные".
 
В Интере Маццарри играют два молодых таланта – Матео Ковачич и Мауро Икарди, оба сейчас переживают момент становления и в перспективе могут стать лидерами команды: "Я влюблен в то, как Ковачич работает с мячом, это показатель высочайшего класса. У парня огромный потенциал, и каждый день я поясняю ему, что он должен делать. Он покажет себя во всей красе, когда поймет, как должен действовать. Я ведь должен думать не только о нем, но и о команде.  Впрочем, если шаг за шагом Ковачич придет к пониманию, то он станет великолепным игроком.
 
Я просил Дзанетти, Камбиассо, Самуэля и Милито пояснить Икарди, насколько многим нужно пожертвовать, чтобы стать хорошим футболистом. Ему остается понять и принять это, тогда у него все получится".
 
Напоследок Маццарри говорит о публике на Джузеппе Меацца: "Мне кажется, за Интер болеют грамотные сознательные люди. Они понимают, что клуб переживает переходный период. Назначение опытного тренера, думаю, дало им чувство уверенности. Надеюсь, зрители увидели что-то хорошее в нашей игре, не только ничейные результаты. Критика в адрес футболистов? Если ты действительно любишь Интер, то до финального свистка должен стараться уважать то, что делают игроки. Хотя они, конечно, тоже должны понимать, что футболка Интера несет ответственность".
 
Когда речь заходит о тренере, который повлиял на него больше всех, у Вальтера нет сомнений: "Меня вдохновляют специалисты, которые готовы взять на себя всю ответственность, у которых есть свой стиль – такие, как Фергюсон. Я пытаюсь работать именно так. Каждый тренер – артист. У каждого – свои идеи".
 
Материал Corriere della Sera
Перевод Юрия Шевченко, Football.ua