Отдыхая на Изумрудном берегу — живописном побережье Сардинии — Роберто Манчини желает всего наилучшего Чезаре Пранделли и подсказывает ему, как поскорее обустроиться в Стамбуле, "одном из самых красивых городов мира". Этим двум есть, о чем поговорить: Манчини отказался от выгодного контракта с Галатасараем, не сойдясь во взглядах с руководством клуба, Пранделли провалил чемпионат мира и принял у Роберто эстафетную палочку, согласившись на первую в своей карьере работу за пределами Италии. "Чезаре все понравится, — говорит Манчини. — Он будет работать в великолепном клубе, бороться за чемпионский титул. Я пришел по ходу сезона, потому мне было сложнее. Но мне кажется, что я неплохо справился — мы взяли Кубок Турции. Пранделли по силам обойти Фенербахче и взять 20-й титул в истории Галатасарая. Игроки такого высокого уровня, как Фелипе Мело и Уэсли Снайдер, помогут ему добиться успеха. Я не жалею, что принял предложение турков. Это был хороший опыт".

- Теперь вас называют одним из кандидатов на место Пранделли в сборной.

- Слухи, всего лишь слухи! Со мной никто не связывался. Конечно, я слежу за тем, что пишут в прессе, но не могу вас порадовать какой-то конкретной информацией. Говорить попросту нечего.

- Но ведь вам, несомненно, приятны подобные домыслы.

- А как иначе? Это большая честь для меня. Я всегда был патриотом, я горжусь своими корнями и тем, что я — итальянец. Даже когда я работал за рубежом, то ни на мгновение не забывал о том, откуда я родом.

- Вы не раз говорили, что хотели бы тренировать сборную.

- Я могу сказать это еще раз. Мне кажется, работать на международном уровне — мечта каждого тренера.  Тем более, в наше время границы стерлись — посмотрите, сколько иностранцев возглавляют национальные команды. Впрочем, я говорил, что мне нравится идея принять сборную, но не уточнял, какую именно.

- Если говорить об Италии, то назначение иностранного тренера видится чем-то невероятным.

- Это действительно так. В нашей стране эту стену еще не разрушили, но я думаю, что причины очевидны. Итальянские тренеры — лучшие в мире, самые подготовленные, потому нет никакого смысла искать специалистов в других странах. С футболистами дело обстоит абсолютно иначе.

- Как считаете, насколько сильно отличается работа в сборной от работы в клубе?

- Я думаю, нет вообще никакой разницы. Нужно просто привыкнуть, что ритм другой, суметь перестроиться. С клубными командами необходимо прорабатывать специфические детали каждую неделю, готовясь к очередному матчу. В сборной нужно наиболее продуктивно паузы между играми. Но, в конце концов, ты делаешь то же самое — тренируешь.

- Возможно, тренер сборной просто должен уметь хорошо подбирать игроков?

- Вряд ли все так просто. Необходимо не просто хорошо их подбирать, а обладать чутьем и выбирать лучших в определенный промежуток времени. Да еще и сделать так, чтобы они показали себя на поле. Поверьте, у нас очень сложная работа. А какое оказывается давление...

- Вы не можете похвастаться успехами в составе Скуадры Адзурры.

- На чемпионате мира в 1990-м я был просто зрителем. Конечно, меня это не радовало, но что я мог сделать? Тренер сделал такой выбор. Впрочем, опыта я набрался.

- Вы закрыли за собой дверь, отказавшись от участия в мундиале в США.

- Я тогда ошибся — уже не раз признавался в этом. Если бы была возможность повернуть время вспять, я бы поступил совсем иначе. Я отказался от чего-то очень важного, но это уже в прошлом. Другое время, другая эпоха.

- Давайте представим, что вам все-таки позвонили. Вы бы возглавили Италию?

- Но мне же никто не звонил... Италия есть Италия.

- Говорят, что существует проблема финансового характера. Мол, вы слишком много зарабатываете.

- Те, кто говорит об этом, не имеют ни малейшего представления, что несут. Как можно обсуждать мои финансовые требования, если со мной никто не общался по поводу сборной? Это все пустой треп.

- Результаты многих опросов показывают, что тифози считают вас лучшим вариантом.

- И это тоже повод для гордости. Видимо, я неплохо делаю свое дело. Возможно, оставил по себе хорошую память как футболист.

- Были моменты, когда вы делили болельщиков на два лагеря, теперь вы можете их объединить.

- Мне смешно — я даже не знаю, что сказать. Да, я никогда не шел на компромиссы и принимал только те решения, которые считал правильными. Я всегда полагаюсь на себя самого.

- Итальянский футбол достиг своего дна на чемпионате мира?

- Мы всегда готовы поливать сборную грязью после неудачи. Два года назад Италия играла в финале чемпионата Европы, и это было волшебно. Мундиаль не сложился, но на таких турнирах все решают эпизоды. Нидерланды дошли до полуфинала, но за пять минут до конца матча с Мексикой они стояли на вылет. Не нужно делать драму.

- Эпизод, который обрек Италию на провал — это удаление Маркизио?

- Судья принял поспешное и слишком жесткое решение — тут сомнений нет. Но мне кажется, что решающим моментом стало поражение от Коста-Рики. Достаточно было ничьей — возможно, на стадии плей-офф мы бы всех обыграли.

- Считаете, что нужны глобальные изменения в Федерации футбола, чтобы все наладилось?

- Все уже и так подали в отставку. Теперь главное назначить способных серьезных и, что главное, компетентных людей. Они должны понимать футбол и четко знать, что именно нужно поменять. Это стало бы неплохим стартом.

- Но ведь в стране есть молодые игроки, на которых может сделать ставку сборная?

- Конечно, есть! Италия всегда была богата талантами. Я выделю двоих — Марко Верратти, который в 19 лет является основным игроком ПСЖ, и Чиро Иммобиле, перешедшего в Боруссию. Думаю, выступления в Бундеслиге пойдут ему на пользу в плане профессионального роста.

- Вы бы продолжали вызывать сенаторов? Например, Джиджи Буффона и Андреа Пирло.

- Вы шутите? Конечно, я бы их вызывал. Это потрясающие футболисты. Как тренер может игнорировать их? Наставник сборной должен вызывать лучших игроков, а Буффон и Пирло — именно такие. Чтобы достичь поставленных целей, нужен сильнейший состав.

- Помогите нам понять Марио Балотелли.

- Марио — хороший парень, я очень его люблю. Но ему необходимо осознать, что время идет. Балотелли уже 24 года, нельзя медлить. Я не говорю, что он виноват в неудачах Италии. Два года назад он вывел сборную в финал Евро.

- И что вы хотите этим сказать?

- Что Балотелли — великолепный футболист, который неудачно провел несколько матчей. Такое случается со всеми. Ему нужно постоянно тренироваться, сконцентрироваться, поставить перед собой цель, стать серьезнее. Возможно, ему помогла бы женитьб. Я читал, что он обручился — это может стать для Марио толчком. Балотелли — сокровище итальянского футбола, ему необходимо помогать. Без сомнения, на него можно делать ставку, но лишь в тем моменты, когда он показывает свои лучшие качества. Место в сборной необходимо постоянно завоевывать.

- Пранделли официально стал тренером Галатасарая. 

- Я желаю ему выиграть чемпионат и добиться успеха в Турции. Нелегко прийти в себя после неудачи на чемпионате мира, но ему хватило храбрости сразу же вернуться в игру, к тому же, в чужой стране. Чезаре будет тренировать отличную команду.

- А Манчини уже в скором времени может появиться на базе сборной...

- Если меня позовут, я взвешу все за и против. Сейчас это не моя проблема, футбол живет слухами. Я наслаждаюсь отпуском.

Интервью Il Corriere dello Sport

Перевод Юрия Шевченко, Football.ua