Эпоха Пеле началась в 1958-м, когда сборная Бразилии с 17-летним юнцом покорила мундиаль. Пишут, что именно тогда, в Швеции, встречи между европейскими и южноамериканскими функционерами стали определяющими для появления в Новом свете общего континентального турнира. Под Кубок чемпионов Америки Бразилия соизволила создать хотя бы общенациональный Кубок страны, ведь на чемпионов всех штатов мест бы не хватило. Сантос мог стать первым победителем Taça Brasil, если бы тогда по итогам двух финальных матчей считали бы голы, но в учет брались только победы, и в итоге в третьем, дополнительном матче он уступил титул и место в дебютном розыгрыше континентального турнира Баие. В следующем, 1960 году, Пейшес в Кубке даже не поучаствовали – Палмейрас, выигравший чемпионат Паулисты, туда не пустил. 

Но золотое время Сантоса приближалось.

Libertadores de America. Преддверие
1960: От Борхеса до Кубильи
1961: И снова Пеньяроль

Квалификация

В борьбе за титул чемпиона штата Сан-Паулу-1960 Сантос схлестнулся с Палмейрасом и реванш за прошлый год взять удалось. Все решалось в очном матче. На первой минуте игры забил Зито, Чинезиньо сравнял на 33-й, а во втором тайме решающий гол забил Пеле – 2:1.

Хотя в Кубке Бразилии участвовали оба клуба (Палмейрасу, как действующему победителю, предоставили возможность защитить титул), путь Сантоса был гораздо короче, потому что начинался с полуфинала. Палмейрас в четвертьфинале вылетел от Америки, с которой в полуфинале выпало играть как раз Сантосу. Серия получилась своеобразной: в первом матче выиграл Сантос 6:2, затем Америка победила 1:0, чтобы в дополнительной встрече быть разгромленной – 6:1. В финале взят реванш и у Баии: в Салвадоре матч закончился вничью 1:1, во втором Сантос было не остановить – 5:1. Хет-трик Пеле, дубль Коутиньо принесли Пейшес первый титул сильнейшей команды Бразилии.

В 1962-м в Либертадорес впервые приняли участие две команды из одной страны. Действующему чемпиону Америки стали выделять отдельное место. В 1961-м Пеньяроль выиграл и Либертадорес, и чемпионат Уругвая, и этим позволил дебютировать в турнире своему врагу – Насьоналю.

Чемпионат мира-58 разочаровал аргентинцев, начал падать интерес к футболу, и руководство ведущих клубов решило начать массово привлекать исполнителей из Бразилии, в меньшей мере из Уругвая и Перу. Есть несколько футболистов-"эмигрантов", прочно осевших в истории своих клубов, но с высоты прошедшего времени это выглядит фарсом, вошедшим в историю под названием Futbol Espectaculo. 

В 1961-м он достиг апогея, но год завершился неудачами для Боки, и Ривера. Бока, еще и тренером нанявшая Висенте Феолу, завершила чемпионат пятой, Ривер Плейт – третьим, а чемпионом с большим отрывом стал Расинг, состоящий преимущественно из аргентинских футболистов.

Чемпионский титул в Колумбии отвоевал себе Мильонариос. После плохого старта (три победы в 12 матчах) место Хулио Коцци на тренерском мостике занял Габриэль Очоа Урибе, привезший к финишу восемь очков задела над ближайшим преследователем и сотворивший в последствие еще две подряд победы в чемпионате.

Драматичную развязку получило чилийское первенство-1961. К последнему туру Универсидад Католика и Универсидад де Чили подошли с одинаковым количеством очков, и закрывали календарь очным матчем. Сыграли по нулям, из-за чего была назначена дополнительная встреча. Она закончилась со счетом 1:1 – пришлось играть третий матч за неделю, и там выиграла Католика со счетом 3:2, дважды проигрывая по ходу игры.

Эквадорское первенство завершилось скандалом. Эмелек и Депортиво Кито закончили турнир с одинаковым количеством очков, и даже успели сыграть первый матч из двух между собой за золото, но перед ответным поединком Патриа нажаловалась на Депортиво – тот задействовал в очном матче против нее дисквалифицированного игрока. Клубу из Кито за ту встречу вместо победы присудили техническое поражение, первый золотой матч признали недействительным, а чемпионом объявили Эмелек.

В Боливии чемпионом стал Депортиво Мунисипаль, в Парагвае – Серро Портеньо, в Перу – Спортинг Кристаль. Венесуэла продолжала игнорировать Кубок Либертадорес.

Чилийская удача в Боготе

Чемпионат мира рассек Кубок Либертадорес 1962 года на две части, а увеличение количества участников привело к изменению формата. Впервые появился групповой турнир – девять команд делили на три группы, победитель каждой выходил в полуфинал, где к ним присоединялся Пеньяроль в качестве действующего чемпиона Америки. Весь групповой этап поместился в три недели февраля.

В первой группе сошлись Сантос, Серро Портеньо и Депортиво Мунисипаль из соседствующих Бразилии, Парагвая и Боливии. Сначала два аутсайдера сумели потрепать друг друга, одержав в двух матчах по победе, а затем уже в борьбу вступили подопечные Лулы. Дебют Сантоса в Кубке Либертадорес состоялся в высокогорном Ла-Пасе, и обыграть Депортиво там оказалось совсем нелегко, но все-таки удалось со счетом 4:3. Сделать это дома вышло гораздо легче – 6:1.

Завершалась борьба в первой группе двумя очными матчами между Серро Портеньо и Сантосом, и парагвайцы еще надеялись вытеснить бразильцев с первого места. После ничьи в Асунсьоне (1:1) они значительно понизились, а через три дня на Вила Белмиро хет-три Коутиньо, дубли Пеле и Пепе, голы Дорвала и Зито уничтожили все надежды Серро – 9:1.

Во второй группе сошлись уругвайский Насьональ, аргентинский Расинг и перуанский Спортинг Кристаль. Здесь также судьба первого места решалась двумя заключительными матчами между фаворитами, но интрига умерла уже после первой очной встречи в Монтевидео, потому что победа Насьоналя (3:2) позволила ему оторваться от Расинга на четыре очка и превратить игру в Авельянеде в формальность (2:2). Перуанский Спортинг Кристаль оказался крепким орешком и ни разу не уступил с разницей большей, чем в один мяч, а над Расингом дома одержал вообще легендарную победу (2:1). Она считается чуть ли не подвигом, ведь перед матчем было принято решение включить в состав трех юношей — Алипио Эскате, Энрике Аргуэдаса и Хавьера Маркеса. Никто из этих троих для истории ничем не запомнился, но 20 февраля 1962 года не в последнюю очередь благодаря их успешной игре и был побежден Расинг, где звездных личностей хватало. 

Третью группу составили более-менее равные команды – эквадорский Эмелек, колумбийский Мильонариос и чилийская Универсидад Католика. Борьба получилась здесь тоже до последних минут. Перед началом турнира Эмелек вернул из Ривер Плейта своего воспитанника 17-летнего Хорхе Боланьоса (в будущем – одна из главных легенд эквадорского футбола), усилился несколькими игроками прямых конкурентов на внутренней арене – Барселоны, Патрии и Эвереста, и в первом матче розыгрыша Кубка Либертадорес победил Мильонариос (4:2).

Спустя неделю впереди в третьей группе был уже Универсидад Католика, который разгромила в Сантьяго как Эмелек (3:0), так и Мильонариос (4:1). Куда-то вся уверенность чилийцев делась на выезде – ничья с Мильонариосом (1:1), а в Гуаякиле против Эмелека они просто сгорели со счетом 2:7. Причем Католика вела 2:0 после первых 15 минут, но пять голов Энрике Раймонди и еще два гола Карлоса Раффо превратили сей матч в самый результативный в Кубке Либертадорес на тот момент. Рекорд продержался шесть дней, пока Сантос не разделал со счетом 9:1 Серро Портеньо.

Раймонди: "Помню, что перед приездом в Гуаякиль руководство и игроки Католики в чилийской прессе говорили так, будто будут играть против команды из второго дивизиона… Когда закончился этот голевой матч, они словно онемели". Раймонди даже уверяет, что он забил не пять, а шесть голов, но арбитр один из его голов не засчитал: "Когда я попросил объяснений, рефери сказал: "Ты и так забил пять, хватит утверждаться, зачем тебе еще забивать этим бедным чилийцам?"

В заключительном матче группы Эмелеку, чтобы опередить Католику и выйти в полуфинал, нужно было только не проиграть на выезде потерявшему все шансы уйти с последнего места Мильонариосу. Но во втором тайме в Боготе эквадорцы допустили ряд ошибок в обороне, проиграв 1:3. В полуфинал вышел Универсидад Католика.

Третий финал Пеньяроля

Турнир возобновился через три недели после чилийского мундиаля, откуда семеро футболистов Сантоса вернулись чемпионами мира, а Жилмар, Мауро, Зито, Пеле и Пепе – уже двукратными. Правда, за Пеле, получившего травму во втором матче против Чехословакии, а турнир выиграли партнеры, о чем злопыхатели по сей день ему не забывают напомнить – кто просто так, а кто аргументом, оспаривая законность звания короля футбола.

Оба полуфинальных матча Сантоса в Кубке Либертадорес прошли без Пеле. Его команда в Сантьяго добыла ничью (1:1), а через четыре дня на Вила Белмиро единственный победный гол за Пейшес забил Зито. 1:0, Сантос – в финале!

Во втором полуфинале сошлись уже тогда непримиримые Насьональ и Пеньяроль. Их первый матч между собой прошел в конце еще XIX века, и за 62 года истории Монтевидео был свидетелем множества великих матчей. Первое противостояние в большом международном турнире подарило еще одну яркую главу. 

Пеньяроль вступил в новый розыгрыш не просто действующим победителем предыдущего, а в ранге сильнейшей команды мира. В сентябре 1961-го он боролся за Межконтинентальный кубок с обладателем Кубка чемпионов Бенфикой. В Лиссабоне потерпел поражение с минимальным счетом (0:1), в ответке в Монтевидео Сасия, Хойа и Спенсер устроили Орлам погром (5:0). Третий матч состоялся спустя два дня там же, на Сентенарио, и дубль Сасии (2:1) принес уругвайцам титул. Единственный из всех португальских футболистов, которому удалось отличиться в Новом свете, стал тогда еще малоизвестный 19-летний черненький паренек, а в следующем году в опросе France Football на лучшего футболиста Европы он займет второе место – Эйсебио.

Бенфика выиграла Кубок чемпионов и в 1962 году, но тренер Белла Гуттманн поссорился с руководством и ушел, сказав свою знаменитую фразу, переросшую в проклятие, и почти сразу отправился в… Пеньяроль! Предложение из Уругвая, из которого ушел победоносный Роберто Скароне, он принял не в последнюю очередь из-за желания отомстить Бенфике в Межконтинентальном кубке. Разумеется, перед тем нужно было выиграть Кубок Либертадорес, и у великого венгра появился шанс сделать то, что в наше время и представить себе невозможно – в одном году стать чемпионом Европы и Америки.

Пеньяроль понес одну потерю – в Барселону уехал Луис Кубилья, наверное, второй по значимости игрок команды.

В третий финал подряд Пеньяроль протянул первый по значимости – Альберто Спенсер. Насьональ выиграл первый матч (2:1), в ответном желто-черные победили благодаря дублю великого эквадорца (3:1). По регламенту сначала считались победы, поэтому назначен третий матч. Но после ничьи там 1:1 (снова гол Спенсера) пришлось посчитать и голы за все матчи: Пеньяроль – 5, Насьональ – 4.

Сговор века

Пеле все еще испытывал проблемы со здоровьем, а бразильцы на фоне действующего чемпиона Америки и мира смотрели как минимум не фаворитами, но таковыми стали после первого матча, вернувшись из Монтевидео домой с победой 2:1. На 18-й минуте уругвайцев вперед вывел Спенсер, но Коутиньо вытянул Сантос к успеху двумя голами.

В ответном матче на Вила Белмиро произошла поразительнейшая история.

Спенсер вновь тянул на своем горбу Пеньяроль, и благодаря его дублю команда победила 3:2. Ну как победила… Пепе: "Пагау забил третий гол, арбитр его засчитал и дал финальный свисток – 3:3. Мы спускаемся в раздевалки, празднуем, пируем. Газеты напечатали: Сантос – чемпион. И только на следующий день мы узнаем, что арбитр посчитал матч законченным, когда его прервал. Настоящий счет – 3:2 в их пользу, а по регламенту нам нужно было играть третий матч на нейтральном поле. На нас вылили кувшин ужасно холодной воды".

Что же произошло?! Сасия на 51-й минуте сделал счет 3:2 в пользу Пеньяроля, это разозлило местную бразильскую публику, а пострадал от этого чилийский арбитр Карлос Роблес – ему по шее попало горлышком от бутылки. Он принял решение остановить игру окончательно и засчитать победу Пеньяролю 3:2, но озверевшая толпа требовала продолжения игры. Роблес понял, что в случае отмены матча живым не выбраться не только ему и придумал невиданную хитрость. Он подошел к игрокам Пеньяроля и сказал: "Мучасос, помогите, иначе убьют нас всех"

Оставшиеся 39 минут превратились в фарс – уругвайцы знали, что матч уже закончился, что им будет присуждена победа, и делали вид, что играли серьезно, публика и футболисты Сантоса ни о чем таком даже не догадывались. Неизвестно, входил ли гол в Пагау в замысел, или же Пеньяроль не хотел пропускать и одержать кристально чистую победу, но он пригодился тем, что всеобщее бразильское ликование позволило арбитру и уругвайцам ретироваться в относительной безопасности. 

Роблес рапортом доложил КОНМЕБОЛ о произошедшем и объяснил свой поступок закончить матч еще на 51-й минуте, а президента Федерации футбола Паулиста Жоау Мендосу Фалькао, президента Сантоса Атье Жорже Кури и тренера Луиса Алонсо "Лулу" обвинил в угрозах.

Что ж Пеле, как Пеле

Нейтральным полем был выбран стадион Монументаль в Буэнос-Айресе. Третья встреча состоялась аж в конце августа, почти через месяц после первых двух, судить ее был приглашен голландец Лео Хорн, отработавший несколько месяцев назад на финале Кубка чемпионов. А Пеле наконец-то сумел поставить себя на ноги и выйти на игру. 

Бразилия дважды подряд выиграла чемпионат мира по схеме 4-2-4, изобретателя которой с точностью определить нельзя – то ли это Висенте Феола, то ли это ни кто иной, как Бела Гуттманн. Известно точно, что они оба были хорошо знакомы и общались, ведь венгр работал в Бразилии еще до начала своей португальской истории, и он был преемником Феолы в Сан-Паулу, а Висенте в то же время продолжал работать в клубе. В начале 1958-го Феолу назначили в сборную Бразилии, а в июне его команда триумфально выступили на шведском мундиале, явив миру 4-2-4.

В финале Либертадорес-1962 обе команды действовали по 4-2-4. От Сантоса было бы странно ожидать чего-нибудь другого, а вот контратакующий Пеньяроль так играть не привык, переводить его на эту схему стал уже сам Гуттманн. Футболисты за это не стали его любить больше.

Сантос быстро повел в третьем матче. Коутиньо получил мяч, резко ушел от одного соперника и, ворвавшись в штрафную слева, пробил. Попытка Каэтано спасти не удалась – мяч от него и залетел в ворота. 1:0 на 11-й минуте.

До конца первого тайма бразильцам больше не удалось раскусить высококлассную и жесткую уругвайскую оборону, при этом и сами сумели обезвредить Альберто Спенсера. Сразу после перерыва, на 48-й минуте, Пеле забил второй гол прекрасным ударом из круга штрафной площади. После этого подопечные Гуттманна не только выровняли, но и перехватили инициативу, став очень серьезно угрожать воротам Жилмара. Но когда силы исчерпались, Сантос забил третий гол. Коутиньо с боковой линии вратарской отбросил мяч назад, Пеле принял на грудь и ударом с лету расстрелял ворота. Campeão!

Сантос – Пеньяроль 3:0
Голы: Каэтано, 11 (автогол), Пеле, 48, 89

Сантос: Жилмар — Мауро, Калвет, Лима, Далмо – Зито, Мангалвио – Дорвал, Коутиньо, Пеле, Пепе

Пеньяроль: Майдана – Лескано, Кано, Каэтано, Гонсалвес – Эдуардо Гонсалес, Матосас – Роча, Спенсер, Сасия, Хойа

В сентябре-октябре Сантос за Гуттманна разорвал Бенфику в матчах за Межконтинентальный кубок. Причем если на Маракане победа давалась натужно (3:2), то в Лиссабоне бразильцы к 77-й минуте громили хозяев 5:0 с хет-триком Пеле, на последних минутах пропустив два гола от Эйсебио и Жоакима Сантаны – 5:2.

Работа Гуттманна в Пеньяроле оставила неоднозначное впечатление. "У этого человека не было с нами понимания, он хотел провести изменения на европейский манер, а мы привыкли к другому – мы играли на контратаках, а он хотел, чтобы действовали первым номером. Хотя язык не был большой проблемой, ведь он перемешивал португальский с итальянским, и мы так находили понимание", — сказал в 2006 году вратарь Луис Майдана в интервью El Pais. Венгр потратил недели на изучение фамилий игроков, ставил их на позиции, на которых они никогда не играли, проиграл финал Кубка Либертадорес и не доработал даже до конца года. 

Великая пятилетка Пеньяроля и завершилась в 1962-м, но, к счастью, никаких проклятий после себя Гуттманн не оставил. 

Евгений Блажко, Football.ua