Двадцатый сезон МЛС обещает стать самым насыщенным за всю историю американского соккера. Максимальные телевизионные контракты подписаны (включая 4-летний договор со Sky Sports), билеты на главные матчи сезона распроданы, Кака и Давид Вилья сыграют уже завтра, а Стивен Джеррард и Фрэнк Лампард выйдут на поле во второй части сезона.

Но все это могло оказаться под угрозой срыва.

Более пяти лет назад Эркулес Гомес намеревался подписать новый контракт с Канзас Сити Уизардс. Американскому нападающему, который в последние сезоны неплохо себя проявлял, предложили 4-летний контракт с действительно смешной зарплатой в размере 70 тысяч долларов в год. Естественно, игрок национальной сборной не принял предложение клуба и поставил подпись под 6-месячным договором с мексиканской Пуэблой. Форвард настолько привык к местному футболу, что за все это время поменял больше четырех команд. И часто бывало, что он получал 70 тысяч долларов в месяц.

Впрочем, чуть ранее он все же предпринял попытку вернуться в главную лигу соккера, но, когда стал искать варианты продолжения карьеры, выяснилось, что его бывший клуб, сменивший название на Спортинг Канзас Сити, до сих пор владеет правами на его выступления. Это означает, что любой клуб, желающий заполучить игрока, обязан провести переговоры со Спортингом. "Невероятно глупый прецедент, не имеющий места в европейском футболе", — скажете вы. "Это настоящее дерьмо. По отношению к игрокам есть реальная нехватка здравого смысла, здесь нет никакой справедливости", — возмущался бывший одноклубник Гомеса – Джимми Конрад.

С одной стороны, может показаться, что подобные истории – это прошлый век, и США в этом плане еще далеко до Европы, но, с другой стороны, американский спорт не стоит на месте. С коллективным договором приходится сталкиваться организациям вроде НБА, НФЛ, НХЛ и МЛБ, где все уже давно усовершенствовано, но в МЛС все гораздо сложнее. Главная лига соккера только начинает осознавать те проблемы, с которыми придется столкнуться.

Локаут в Соединенных Штатах – обычное дело, но впервые он мог коснуться МЛС. Правда, тут не стоит полагать, что Лига ведет свои дела прозрачно, просто глаза большинства игроков наконец-таки открылись. Вот вы, например, можете представить, что в европейском футболе права на выступления игрока принадлежат ФИФА? Или то, что игрок, намеревающийся перейти в другой клуб, обязан получить разрешение у международной организации футбола? В конце концов, в США даже не действует правило Босмана.

Вообще МЛС – это такой себе закрытый супермаркет, куда завозят продукты лишь после разрешения его директора. Но это еще ничего: испортившиеся продукты тоже не позволено вывозить без ведома начальства. Игроки подписывают контракт с Лигой, а не с каким-либо клубом, а поэтому права на их выступления принадлежат организации. Футболисты не имеют права вести переговоры с другими сторонами без санкций руководителей МЛС. Бывают моменты, когда у игрока истек срок контракта, но даже в таких случаях Лига, заплатив символическую сумму, может предотвратить его подписание другим клубом, чтобы удержать игрока у себя. Эркулес Гомес прочувствовал всю прелесть тоталитарных законов организации.

Кто в таком случае осудит игроков, которые хотят самостоятельно выражать волю в выборе пути собственной карьеры? Поэтому переговоры между руководителями МЛС и профсоюзом игроков и проходили так натужно. Никто не хотел поступаться своими убеждениями. Но если намерения футболистов прозрачны, то что можно говорить о "белых воротничках"? Они наверняка хотели сохранить свою власть и возможность распустить свои щупальца на все сферы карьеры игрока. Но тогда организацию могла постигнуть участь Североамериканской футбольной лиги (NASL), которая просуществовала всего шестнадцать лет.

Одним из тех, кто возмущался правилами МЛС, был лучший игрок последнего сезона – Робби Кин. "Я полностью поддерживаю ребят, — начал экс-нападающий Тоттенхэма. – Я общался с Тоддом [Дунивантом – представителем Гэлакси в профсоюзе], и мы сошлись во мнениях. Сейчас мы должны быть едины. Нас большинство, поэтому мы до последнего будем придерживаться выбранного пути".

Удалось избежать локаута лишь за два дня до старта чемпионата.

МЛС и профсоюзу игроков удалось достигнуть соглашения по трем пунктам.

Свобода воли. До сих пор позволялось изъявлять свое желание и самостоятельно принимать решение по поводу будущего места работы только тем игрокам, которым исполнилось 32 года и которые провели 10 лет в одном клубе (на данный момент в Лиге такой футболист всего один). Теперь же организация решила пойти на уступки нуждающимся, уменьшив вековой ценз до 28 лет и пребывание в Лиге (не в одном клубе) до 8 лет.

Минимальная зарплата. Руководители МЛС после пяти лет раздумий наконец-таки решили поднять уровень минимальной зарплаты. Отныне жалование игроков возрастет с 36 500 тысяч долларов до 60 тысяч долларов.

Срок коллективного договора. Главные люди организации настаивали на 8-летнем контракте, который стал бы логичным отражением телевизионных договоренностей. Но профсоюзу удалось снизить требования Лиги на три года, поэтому в ближайшие пять лет ничего глобально не изменится.

Не удалось прийти к консенсусу по поводу возможного изменения потолка зарплат. Некоторые источники считают, что руководители якобы согласились поднять максимальные зарплаты на 7%, но дальше догадок дело никуда не пошло.

Очевидно, что в случае локаута лишь один Орландо Сити понес бы больше убытков, чем все остальные клубы Лиги. У флоридцев на дебют в МЛС запланирован небывалый ажиотаж, ведь на встречу против Нью-Йорк Сити продано уже больше 60 тысяч билетов. Конечно, большинство болельщиков хотят воочию понаблюдать за игрой Кака и Давида Вильи. Понятно, что если бы профсоюз несколько дней назад не договорился с организацией, то воспроизвести такую динамику было бы практически невозможно.

В любом случае, футболистам МЛС еще только предстоит пройти путь баскетболистов НБА и хоккеистов НХЛ, но первый шаг в направлении борьбы с организацией уже сделан. Это и называется правом выказывать свою волю. Правом бороться.

Сергей Куванжи, Football.ua

Вопросы автору вы можете задать на конференции.