Болельщики со стажем знают Дмитрия Стойко по выступлениям в кировоградской Звезде, Ворскле, ФК Харьков, а более молодым он запомнился своими матчами за Таврию. Именно там Стойко начинал свою тренерскую карьеру, будучи тренером вратарей в штабе Олега Лужного, а позже переквалифицировался на "дубль" и юниоров.

И все бы хорошо, но Стойко не повезло застать последние дни Таврии и то, что было после мартовского "референдума" в Крыму. С того времени футболист пробыл в Крыму около пяти месяцев, вернувшись в Украину только в конце августа.

ПОМНИТЕ СКАЗКУ О МАУГЛИ? ТАМ БЫЛИ ТИГР ШЕРХАН И ШАКАЛЫ...

- Дмитрий, почему решили вернуться в Украину?

- Почти до июня я работал тренером вратарей в молодежной команде и коллективе U-19. Все это время, а также после мы жили в ожидании каких-то новостей о бывшей Таврии. Но в итоге, чтобы рассчитывать на работу в новом клубе, образовавшемся вместо Таврии, требовалось принять российское гражданство. Меня это не особо устраивало, и, в конце концов, мы решили взять курс домой. Тем более моя жена была беременна, срок приближался.

- То есть шансов остаться и получить работу в новом ТСК, который сейчас участвует во втором дивизионе России, у вас практически не было?

- Даже если бы я принял российское гражданство, место в новом клубе не было бы гарантировано. С российским паспортом мою кандидатуру могли взять только на рассмотрение. И далеко не факт, что дали бы работу.

- Из украинской Таврии кто-то остался работать в ТСК?

- Никто. Не было такого, чтобы кому-то из старых работников сказали "вы переходите на работу в новой организации".

- Помнится, руководство Таврии в лице Александра Бойцана всю весну призывало не беспокоиться о светлом будущем...

- Когда мы доигрывали весну прошлого сезона, ни тренерам, ни обслуживающему персоналу вообще ничего не говорили. Вернее, просто уверяли, что все будет хорошо. Это касалось и организационных вопросов, и финансовой составляющей. Когда же закончился сезон, сказали "ждите". В итоге основная масса тренеров Таврии, состоящая из болгар, просто уехала домой. Остальным же работникам с крымской пропиской деваться было некуда, и они ждали.

- В итоге все получилось иначе?

- К сожалению, о Таврии очень быстро забыли. Да, вместо нее образовалась новая команда, но от прежнего руководства мы не услышали ни одного слова! Получилось, что на голом энтузиазме мы дотянули до лета, а остались ни с чем. Хотя, честно говоря, от работы я получал только удовольствие: ребята демонстрировали огромное желание и интерес к футболу, из-за чего трудиться с ними было очень приятно.

- Весной и летом все говорили, что Таврия превратится в СК Скиф. Но в итоге в Симферополе появился ТСК. Что же случилось со Скифом?

- Летом этот вопрос с реформацией Таврии решился буквально за две недели. Помните сказку о Маугли? Там фигурировал злой тигр Шерхан, а также шакалы, которые были готовы разорвать все подряд. Вот и здесь, все начали разрывать. И уже непонятно было, что лучше, а что хуже... А Скиф, допустим, поставили перед фактом "вы не готовы", и для чемпионата России сделали ТСК. Сам Скиф, насколько я знаю, сейчас занимается детским футболом.

- Как думаете, сейчас в Крыму работают детские школы?

- Насколько известно, все ДЮСШ продолжают свою деятельность со своими тренерами и принимают участие в том же чемпионате полуострова.

ПОКА РЕШАЛАСЬ СУДЬБА КЛУБА, ЧАСТО ГОВОРИЛИ «ДАВАЙТЕ ПОДОЖДЕМ РЕШЕНИЯ УЕФА И ФИФА

- Не было мыслей покинуть Крым еще весной?

- Нет, потому что шли соревнования, игрались матчи... Да и не мог я просто так бросить своих ребят, большинство из которых были не из Крыма. Считай, мы — тренеры, отвечали за наших подопечных. Понятно, что при выездах на матчи чемпионата Украины не обходилось без всяких нюансов. И пацаны боялись, мало что понимали, выходили на тренировки и элементарно спрашивали "А что нам делать?" Поэтому как-то не думал о том, чтобы сразу покинуть Крым. Мы просто занимались своим делом, пока не пришел конец сезона... Спасибо еще тем командам, которые приезжали к нам на домашние матчи.

- Футболистам просто отдали трудовые книжки без всяких компенсаций?

- Ребят с "дубля" и U-19 бросили на произвол судьбы. И ладно — деньги. Многим иногородним с других регионов страны вообще не сказали, как быть дальше и как пересекать границу.

- А ваша трудовая сейчас у вас с надписью "уволен по собственному желанию"?

- В середине августа я приехал в офис Таврии, которого там уже в помине не было. Слава Богу, на месте оказалась одна девушка, ранее работавшая в клубе. И большое ей спасибо, что нашла мою трудовую и поставила в ней нужные печати. В другом случае не знаю, что делал бы. Думаю, спустя месяц я бы вообще никого не нашел. А контракт у меня оставался еще на год.

- В команде, наверное, обсуждали политическую ситуацию?

- Нет, ребята работали, просто хотели играть в футбол и участвовать в чемпионате. Никто никого не переубеждал выступать за Россию или Украину. Люди хотели жить, как жили раньше.

- В Крыму следили за ситуацией с ФФУ, ФИФА и УЕФА? Или их решения всем «по барабану»?

- За ситуацией следили. Долгое время, пока решалась судьба команды, только и слышалось «давайте подождем, что решит УЕФА и ФИФА». С другой стороны, шел сезон, также продолжалась работа детской школы. И что детям решение верхов? Им надо было тренироваться дальше, играть.

МНОГИЕ МОЛЧАТ И ПРОСТО ЖИВУТ ДАЛЬШЕ

- После «крымской весны» ваша жизнь вне футбола сильно изменилась?

- Сложно об этом судить, потому что в марте я переехал жить на клубную базу. Ведь за аренду квартиры уже никто не платил. Поэтому большую часть времени проводил внутри клуба.

- Какие вообще настроения в Крыму спустя полгода после "референдума"? Люди довольны тем, к чему так стремились?

- Честно говоря, большинство просто живет дальше и ни о чем не говорит. Все молчат и работают. Тем более не стоит забывать, когда происходили основные события – весной и летом. Весной люди готовятся к лету, которое реально кормит Крым. На лето вся надежда, и если крымчане не будут работать, то зимой им будет очень туго.

- Там действительно столько людей выступало за присоединение к России, как показал пресловутый "референдум"?

- Об этом нет смысла говорить. Как говорится, давайте оставим политику политикам. Ведь простые люди могут только выражать свое мнение, но не более. И то, смотря в каком государстве. Остальное же решат политики.

- Какова сейчас ситуация с крымским футболом?

- Последние два-три года большой футбол в Крыму потихоньку умирал. Каким-то образом вышло так, что раньше результаты крымских команд опережали развитие инфраструктуры. Но в последнее время все поменялось: результаты уже не отвечали темпам развития клубов. У той же Таврии в последние годы появилась новая база, улучшилось обеспечение, но успехов было все меньше и меньше. Да и вообще посмотрите, сколько украинских команд проводили зиму в Крыму! Павлов постоянно ездил на первые сборы со своими клубами, другие команды «вышки» заезжали, весь зимний перерыв проводили многие коллективы первой лиги. То есть инфраструктура действительно была на уровне. Как будет дальше — посмотрим.

БЕЗ ХОРОШЕЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ВРАТАРЬ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВРАТАРЕМ

- Куда взяли курс из Крыма?

- Сейчас осели в Полтавской области, в Комсомольске. Пока есть свободное время и возможность, смотрю немало матчей первой лиги. Езжу на игры и в Кировоград, и в Александрию — все же рядом, мои родные места.

- Как вам первая лига? Удовлетворяет аппетиты бывалого футболиста?

- Как сказать. Не могу избавиться от ощущения, что уровень снизился. Даже лидирующие команды, которые чувствуют себя уверенно и могут привлекать неплохих игроков, неважно смотрятся в техническом плане. Я уже не говорю об игровом мышлении.

- Вы уже столкнулись с тем, что в Украине очень трудно найти работу?

- Сейчас все узнаю, рассматриваю разные возможности. В общем, ищу. Честно говоря, очень хочется работать. Ведь есть что дать молодым футболистам, имея немалый опыт.

- Хотите дальше тренировать вратарей, или есть намерения стать полноправным главным тренером?

- Пока хочется работать именно с голкиперами, потому что есть определенные мысли и наработки в этой сфере. Как будет дальше — посмотрим. Хотя если послушать нынешних экспертов, сам начинаешь думать: "А может и себе попробовать быть главным тренером?" (улыбается).

- Что главное в специфике работы тренера вратарей?

- Психология. Без хорошей психологической подготовки вратарь не может быть вратарем. Если брать физподготовку, то человека можно элементарно научить играть в воротах. Но без психологической готовности он не справится. Уверен, если голкипера правильно настроить и подвести к отдельному матчу, он даже без хорошей «физики» проведет этот поединок. Наоборот — увы.

- У тренера вратарей особенная ответственность? Есть мнение, что его можно поставить в один ряд с главным тренером команды...

- Я тоже недавно размышлял над этим вопросом. И пришел к выводу, что у каждой команды все-таки два наставника. Да, именно с главного спрашивают за результат. Да, он готовит команду к матчу и выбирает тактику. Но, допустим, причина неудачи только во вратаре. Команда играет хорошо, а он все «плавит» и «плавит». Кто виноват? Конечно же, за объяснениями обратятся к тренеру по вратарям. Поэтому ответственность еще та.

- Кто из ваших тренеров вратарей запомнился вам больше всего?

- Таких специалистов было два: Олег Диброва и Юрий Сивуха. С первым я работал еще в Кировограде, а сейчас он в ахтырском Нефтянике. Олег Валентинович буквально вернул меня в футбол после сложной травмы. С Юрием Петровичем мы работали года четыре в ФК Харьков. Он строил меня хорошенько, но большое спасибо ему за старания. Сивуха для меня как папа. Многие вещи в тренировочном процессе я беру именно у него.

Здесь, кстати, можно сравнить этих двух специалистов относительно психологической подготовки. Диброва был более мягкий, а Сивуха — жесткий: как он сказал, так и будет. 

- Как вы относитесь к тренерским курсам?

- Желание есть, я даже хотел раньше в Симферополе пойти, но как-то не получилось. Да и постоянно висел вопрос, надо ли тренерам по вратарям специальная тренерская лицензия... Но дело не в этом. Когда-то произошел один случай: тренера, получив лицензии, идут довольные по коридору, а им навстречу следует другой уважаемый человек и говорит: "Ну и хорошо, что вы получили лицензии. А теперь попробуйте команды найти". Хотя все-таки это учеба, которая тоже приносит свои плоды. Мне хочется пойти на курсы не ради самой лицензии, а ради новых знаний. Бумажная грамота мало что значит в этой жизни.

Беседовал Максим Сухенко, Football.ua