Вступление. Итальянский журналист и писатель Марио Скончерти является одним из ярчайших последователей классика футбольной литературы Италии Джанни Бреры. В своей последней книге "Футбол принадлежит богатым. Можно ли будет победить, не истратив состояние?" он анализирует различные аспекты развития кальчо в общеевропейском контексте на протяжении последних пяти лет, пытаясь найти ответ на многие волнующие вопросы, в частности в разделе, посвященном тактике, который будет представлен вашему вниманию.
Почему более половины клубов Серии А используют схему 3-5-2, в то время как за границей ею пренебрегают; в чем особенность каталонской школы; на что решился Леонардо в Милане; и чего ждать от молодых специалистов Серии А. Что касается стиля автора, то достаточно процитировать отзыв известного итальянского писателя Алессандро Барикко: "Вот книга, которую я мечтал написать, если бы мог".
Гвидолин, последняя идея
Еще один вариант использования 3-5-2 предложил Франческо Гвидолин в Удинезе. Гвидолин – последний маэстро, оставшийся в чемпионате Италии после большого исхода Капелло, Липпи, Манчини, Спаллетти, Трапаттони, Ди Маттео, Раньери, того же Пранделли и ухода на пенсию Маццоне, Уливьери, Фашетти, Симони. Его 3-5-2 направлена на маниакальный поиск свободных зон за спинами соперников, своего рода постоянная ловушка. Чтобы всегда иметь в преимущество в одного или двоих игроков там, куда попадает мяч, Гвидолин придумал 3-6-1 – гениальную модель для того, чтобы обеспечить отбор мяча и открываться веерообразно, отправляя на острие Ди Натале.
Естественно, без Ди Натале этот метод не срабатывал бы с той же легкостью, но саму идею этот факт не отменяет. А у того, кто способен придумать одну отличную тактическую идею, не возникнет проблем с другой – с другими исполнителями.
Если бы Гвидолин был высокомерным, умел продавать себя публике, то с его знаниями и умениями ничем не уступал бы тренерам, которые творили историю. Гвидолин – своего рода возрастной Гвардьола, который предпочитает мыслить небольшими категориями. Осознание пределов собственных возможностей часто и становится таким пределом. Брера мне говорил: всегда выпивай бокал вина, прежде чем начать писать. Немного помогает бороться со стыдом. Не так, чтобы сильно, но все же действует. Вне сомнений, Гвидолин – великий тренер, он понимает в футболе больше, чем любой из его нынешних коллег по чемпионату Италии. Его футбол, в котором игроки двигаются одновременно как если бы они были облаками – последнее итальянское тактическое изобретение.
Вариации
Как итальянский стиль предполагает гибкость, поэтому и схема 3-5-2 используется, чтобы приспособиться к любому матчу. В этой схеме – какая бы команда ее не использовала –один из двоих фланговых способен одновременно исполнять функции защитника и полузащитника. Например: Лихтштайнер или Касерес в Ювентусе могут опуститься вниз, чтобы воссоздать защиту в четыре, в то время как Асамоа всегда остается только чистым полузащитником, даже когда играет на фланге. Паскуаль в Фиорентине, Перейра и Нагатомо в Интере, Маркезе в Катанье, Гобби в Парме и так далее. Все – универсальные игроки, способные выполнять функции двух амплуа. Или, точнее говоря, фланговые защитники, способные сыграть в полузащите.
Трудно сказать, как долго продержится подобная тактическая мода. Обычно популярностью пользуются те модели, которые приносят успех лучшим командам. Сейчас пользуется популярностью придумка Конте, который сумел осторожную схему превратить в атакующую. Однако может статься, что сейчас, когда вы читаете этот материал, уже появилось что-то другое. Мода в футболе долго не длится: обычно несколько месяцев, максимум сезон.
Преимущество 3-5-2 в том, что эту льстивую схему можно повернуть, как хочешь, тут нет никаких истин, а только удобство.
Почему 3-5-2 не использую за границей?
Остается серьезный вопрос: почему в главных европейских чемпионатах почти никто не использует 3-5-2? Можно ответить так: потому что отсутствует традиция игры в три защитника. Европейский футбол пережил трансформацию, основанную на голландской системе 4-4-2. К тому же, за границей больше внимания концентрируется не на схеме, а на исполнителях. Великие тренеры, от Фергюсона до Венгера, от Ван Гаала до Хиддинка, тот же Моуриньо, строят свою игру на выборе игроков. И в зависимости от характеристик исполнителей в наличии модифицируют базовые 4-4-2. Венгер всегда выбирает очень техничных футболистов, наполняет свою команду десятками. Моуриньо просто выбирает лучших. Фергюсон смешивает карты, ему нравится физика, скорость и мощь. Однако на ключевых позициях, то есть на позициях двоих центральных защитников и центральных полузащитников, вариативность сводится к минимуму.
Основные игроки сохраняют свою значимость десятилетиями, потому что они не только привносят качество в игру, но и являются фундаментов для построения команды. Поэтому поменять двух центральных полузащитников означает изменить команду. Что приводит к неожиданностям и растягивает время достижения результата. Лучше менять исполнителей, которые находятся рядом с этими двумя.
Несмотря на расхожее мнение, 4-4-2 – это защитная схема. Она позволяет равномерно закрывать все участки поля и с легкостью удваивать опеку в нужном месте, потому что между игроками минимальные дистанции. Прессингуя центральных полузащитников можно с легкостью перевести игру на фланги, то есть на наиболее закрытые участки поля защищающейся команды. Само собой разумеется, что игра в защите строится на концепции тренера или же в зависимости от потребностей в конкретном матче. Нет такой схемы, которая предполагает только один вариант решения.
Достаточно выпустить двух вингеров со склонностью к игре в атаке и тут происходит переход на 4-2-4 – схему, благодаря которой Бразилия выиграла свой первый титул чемпиона мира. В 2002 году Бразилия Сколари к негодованию соотечественников в первый и последний раз использовала схему 3-5-2, оставив Роналдиньо за спиной Роналдо и Ривалдо, и, впоследствии, выиграла титул. Фланговые защитники той команды, однако, были настоящими чемпионами: Кафу и Роберто Карлос.
Перевод и адаптация Яны Дашковской, специально для Football.ua
Продолжение следует