Серия неудачных результатов вынуждала менеджера сборной Уэльса Бобби Гулда принять какие-то меры.
Тренер нашел выход из ситуации, сменив капитана сборной. Это могло бы поднять боевой дух команды. Гулд решил передать повязку от Гари Спида Марку Хьюзу, о чем сообщил последнему. «А Спидо об этом знает?» - тут же спросил Спарки. Гулд направился к Спиду. «Нет, Бобби. Я – твой капитан». Этой лаконичной фразы было достаточно, дабы менеджер понял, что проблема Уэльса может быть в чем угодно, но не в капитане.
Потому что он должен был быть именно таким.
Гари Спид был не просто великим капитаном и талантливым футболистом – это был величайший профессионал, пример для подражания и феноменальная в своем добродушии личность. Близкий друг Спида Робби Сэведж, продолжающий говорить о бывшем партнере по сборной как о примере для подражания, не зря сказал, что со своей внешностью Гари мог стать фигурой типа Дэвида Бекхэма, но намеренно сторонился бурной и красивой жизни, желая оставаться тихим человеком за пределами поля. Валлийцу это будет удаваться до 27 ноября 2011 года – но финальный аккорд в его жизни и карьере будет поставлен настолько громко и трагично, что в корне изменит тон истории Гари Спида, но никогда не повлияет на огромное наследие, что оставил по себе этот футболист.
Впоследствии о Гари Спиде будут говорить как о настоящем универсале – игроке, способном отыграть на любой позиции в полузащите, но в 1988 году юный талант привлек внимание менеджера Лидса Билли Бремнера, в первую очередь, своей работоспособностью и характером, умением выкладаваться на футбольном поле. Спид станет частью легендарной команды, которая под руководством Ховарда Уилкинсона сначала выйдет в элитный дивизион, а затем сумеет завоевывать последнее звание чемпиона старого первого дивизиона (в следующем сезоне старт возьмет Премьер-лига). Спид был частью знаменитой четверки полузащитников, в которую, помимо него, входили Гордон Стракан, Гари Макаллистер и Дэвид Батти. Тот трофей останется наивысшим достижением в карьере валлийской легенды, но Лидс будет не единственным клубом, с которым будет ассоциироваться имя Гари Спида.
С самого детства болея за Эвертон, Спид с удовольствием переберется на Гудисон, когда заметно ослабший Лидс получит предложение размером в 3,5 млн фунтов. Его непродолжительные выступления в футболке Ирисок продемонстрируют особую страсть футболиста, мечтавшего выступать за эту команду почти всю сознательную жизнь. Спид забил свой первый мяч в новом клубе уже в дебютном поединке против Ньюкасла: Эвертон выиграл со счетом 2:0, а Спид фактически «украл шоу» у супер-дебютанта Сорок Алана Ширера, перебравшегося на Сент-Джеймс Парк из Блэкберна.
Именно на Гудисон Парк Гари прозвали «Спидо», помимо этого отдав болельщицкий приз Игроку сезона. В том самом первом для себя чемпионате Спид оформил единственный в карьере хет-трик (в поединке против Саутгемптона). Перед самым началом сезона 1997/98 менеджер Ховард Кендалл неожиданно для всех сделал Спида капитаном, но этот сезон так же неожиданно стал для Гари последний в Эвертоне. Переход в Ньюкасл болельщики Эвертона воспримут как предательство, устроив футболисту обструкцию уже во время первого возвращения на когда-то родную арену. Гари Спид так никогда и не откроет тайну своего расставания с любимым и почитаемым Эвертоном. «Ты знаешь, почему я ушел, но я никогда не расскажу об этом публично, потому что мое заявление оставит пятно на светлом имени Эвертона», - признался он одному хорошо знакомому мерсисайдскому журналисту. Своим откровением Спид мог спасти личные отношения с фанами Эвертона, но поставил значительно выше интересы дорогого себе клуба.
Гари Спид быстро завоевал сердца болельщиков Сент-Джеймс Парк благодаря своей отменной игре в центре полузащиты – игре, наполненной не только чистыми умениями отбирать мяч и отдавать передачи, но и огромной страстью, с которой валлиец выходил на поле. В составе Сорок он снова начнет побеждать, заставив говорить о себе не только болельщиков в Англии. Вместе с командой Далглиша Спид сыграет в финале Кубка Англии, под руководством Гуллитта повторит это достижение, а уже вместе с сэром Бобби Робсоном проведет не один прекрасный поединок в главном европейском турнире – Лиге чемпионов. Одним из наиболее значимых событий в карьере Спида в Ньюкасле стал точный удар головой в матче против киевского Динамо, во многом позволивший команде Робсона продвинуться на стадию второго группового этапа весной 2002 года.
Спид долго готовился к тренерской карьере, но в 2004 году, по совету ушедшего из Ньюкасла сэра Бобби Робсона, продолжил выступать на высоком уровне как игрок, завязав лишь со сборной, в которой долгие годы оставался капитаном. Ему не хватило всего нескольких матчей, чтобы сравняться по количеству поединков в составе национальной команды с абсолютным рекордсменом валлийцев – голкипером Невиллом Саутхоллом. Спид признался, что с его стороны будет нечестно вымучивать еще около десятка встреч лишь для того, чтобы обойти великого вратаря. Но и его показатель в 85 поединков остается рекордом для полевых игроков сборной Уэльса.
Но оказалось, что даже в 35 лет талант неуступчивого и обладающего незаурядными лидерскими качествами полузащитника не исчерпан. Под свое крыло Спида взял рулевой Болтона Сэм Аллардайс, где Гари не просто пришелся ко двору, но и сумел стать одним из ключевых исполнителей. В декабре 2009-го Спид стал первым, кому покорился отметка в 500 матчей в Премьер-лиге. За 14 лет выступлений Спид пропустил всего лишь сорок матчей чемпионата – настолько дисциплинированным и здоровым был капитан сборной Уэльса. «Кажется, Спид может играть вечно», - произнес в тот день Алан Ширер.
В 2007 году, после ухода Сэма Аллардайса в Ньюкасл, Спид перешел в новую для себя роль играющего тренера первой команды под руководством Сэмми Ли. Валлиец пробыл на этой должности всего пару месяцев – при вновь необъяснимых обстоятельствах он вернулся к роли игрока, а уже летом перебрался в Шеффилд Юнайтед. Там же он стал помощником менеджера Кевина Блэквелла. Разумеется, играющим – Спид находил в себе силы выступать на уровне Чемпионшипа до сорока лет, и выступления эти никогда не напоминали последние дни постаревшего и уставшего от футбола игрока. В 2010-м он повесит бутсы на гвоздь и возьмет бразды правления командой в свои руки. У руля Клинков Гари продержится чуть более полугода, после чего уйдет на повышение в сборную Уэльса, куда его давно сватали как болельщики, так и партнеры по команде вроде Марка Хьюза. «У него был огромный план по работе со сборной, - считает Кевин Блэквелл. – В первых матчах валлийцы выглядели не столь хорошо, но вскоре стали показывать добротную игру. Он очень верил в своих игроков и строил большие планы на их счет».
С этим тяжело поспорить: последние победные поединки британской сборной вернули болельщикам надежду на долгожданное попадание валлийцев на крупный турнир, молодые игроки вроде Аарона Рэмси и Гарета Бэйла говорили о Спиде, как о втором отце, и даже опытный и строптивый Крейг Беллами видел в новом менеджере и своем бывшем партнере судьбоносную фигуру для национальной сборной.
Что бы ни успел сделать Гари Спид во главе команды, его достояние как игрока сборной и великого посла валлийской нации навсегда останутся в памяти болельщиков. Можно только гадать, как много историй, свидетельствующих о его влиянии и уважении на окружающих, остались за кулисами. «Помню, мы играли на выезде в Сан-Марино. Выйдя из отеля, мы заметили у входа две машины – Феррари и Ламборджини. У бассейна, к которому мы направились вместе с Гари Спидом, Джоном Хартсоном и Бобби Гулдом, отдыхали две, как бы вы их назвали, «супермодели». Бобби предложил девушкам оценить нас по десятибалльной шкале. Разумеется, Гари получил «десятку»», - вспоминает Робби Сэведж. И разумеется, сам Спид был слишком скромным, чтобы когда-нибудь рассказать об этой истории.
В вечер накануне своей смерти Гари Спид был гостем программы Football Focus на канале ВВС. Вместе со своим давним партнером по Лидсу Гари Макаллистером он обсуждал футбол – много улыбался и шутил, излучая радость и неподдельный интерес к футболу. С улыбкой он отреагировал и на предложение ведущего заглянуть на огонек ближе к Рождеству. «Спасибо, сегодня я получил огромное удовольствие», - как будто бы дал свое согласие Спид.
Все мы получили огромное удовольствие, наблюдая за карьерой большого футболиста и выдающейся личности. В дни, когда больше прочего поднимается вопрос о причинах его раннего ухода из жизни, хочется отдать дань уважения его жизненному пути – пути капитана и человека. Кажется, именно эти слова лучше всего характеризуют достоинства Гари Спида.
Иван Громиков, специально для Бей-беги