Тьерри Анри, Деннис Бергкамп, капитан Тони Адамс, Патрик Виейра: можно действительно сбиться со счета, вспоминая всех сильнейших игроков Арсенала на рубеже XX и XXI веков. А также Дэвид Симэн, Марк Овермарс, Робер Пирес, Фредди Люнгберг и еще многие другие. Те, кто не принадлежит к культуре болельщиков Арсенала, его сразу и не вспомнят, не смогут оценить его важность. Только на стареньком Хайбери понимали истинное значение Рэя Парлора. "Я готов надеть красную футболку и с разгона удариться об стену, если это нужно Арсеналу".

Действительно большую команду нельзя построить исключительно на приглашении игроков за большие деньги. Джордж Грэм сделал Арсенал одним из наиболее успешных клубов своего времени, во многом ему принадлежит одна из главных ролей "по сбрасыванию гребанного Ливерпуля с его насеста". По крайней мере, свое последнее чемпионство Красные брали между двумя титулами Канониров. Грэм не только приглашал исполнителей за приличные деньги, но и планомерно вводил в основной состав молодых исполнителей. Наиболее ярким примером навсегда останется 21-летний капитан Тони Адамс. Уроженец одного из районов столицы Ромфорда Рэй Парлор также прошел школу Арсенала и в юном возрасте дебютировал в составе первой команды.

Дебют Парлора получился совсем неудачным. В январе 1992 года еще не достигший даже 19-летия парень дебютировал на Анфилде, привез в свои ворота необязательный пенальти, а его команда проиграла 0:2. Джордж Грэм прощал и не такие ошибки, если видел в игроке перспективу, поэтому вскоре Парлор превратился в одного из основных игроков команды. Молодой работоспособный игрок как раз то, что нужно было Арсеналу в противовес ориентированному исключительно на атаку и даже слегка ленивому Полу Мерсону.

Быстро Парлор стал своим и в коллективе. Впрочем, для этого не нужно было иметь какие-то особенные навыки. В начале 90-х годов под руководством Тони Адамса существовала традиция под названием The Tuesday Club. Обычно среда в Арсенале была выходным днем, поэтому часть основного состава команды (завсегдатаи клуба Адамс, Мерсон, Диксон) собиралась для групповой сессии потребления алкоголя в больших количествах. Грэм хорошо знал о существовании такого клуба «по интересам», но в четверг все игроки как ни в чем не бывало приходили на тренировки и нормально работали, поэтому тренер закрывал на это глаза. Молодой Парлор также приобщился к клубу ("Тони Адамс стал моим наставником"), а его врожденная заведенность и веселый характер приводили к различным историям.

В мае 1995 года Парлор во время турне Арсенала по Гонконгу после 12-ти пинт пива подрался с 65-летним местным таксистом, прежде бросив в открытый капот автомобиля горсть креветок. Вместе с Тони Адамсом они бросили огнетушитель в стекло пиццерии. "Не знаю, почему нас называли Клуб Вторник, мы так гуляли каждый день!" Уже после прихода Арсена Венгера и успешного лечения от алкоголизма Адамс на правах капитана запретил команде пить.

Бесспорно, любовь болельщиков трудно заслужить одним только развязным способом жизни. Вообще, как для любителя выпить и погулять, Парлор отличался своеобразной манерой игры. Он готов был бороться на поле до последней капли крови. Он не простаивал матчи с дикой одышкой где-то на бровке, всегда был в центре внимания и готов был помочь команде. Взгляд стадионного болельщика зачастую отличается от того, кто смотрит матчи по телевизору, видит лишь забитые мячи. В игроков вроде Рэя Парлора практически нельзя влюбиться по телевизору.

Говорили, что карьера Парлора в Арсенале обречена после прихода Венгера. Мерсон вынужден был уйти, Адамс отправился на лечение в клинику. Парлору же не пришлось принимать кардинальные решения, в новой команде он стал еще более важным исполнителем, чем было до того. Никакой глубокой философии в его преображении не случилось. "Прежде всего, я всегда хотел играть в футбол". Ему было всего 25 лет. Парлор был еще достаточно молодым, чтобы загубить свою карьеру, но стал достаточно взрослым, чтобы преобразиться. Как и для Адамса, кардинальные изменения в клубе произошли в нужное для игрока время.

Парлору понравились методы работы Венгера, благодаря своему характеру он быстро нашел общий язык с легионерами из разных стран. Конечно, сначала было непросто из-за различия в способах проведения досуга. Перед чемпионским сезоном 1997/98 игроки как-то получили выходной и разошлись по группам. Англичане на пятерых выпили 35 пинт пива, а когда вышли из паба, увидели французов на террасе кофейни. Они попивали кофеек в густом облаке сигаретного дыма.

Парлор стал своеобразным клеем, благодаря которому соединились ветераны команды и многочисленные новички. Благодаря одному из них, Марку Овермарсу, Парлор получил прозвище Ромфордский Пеле, когда на одной из тренировок обыграл несколько человек и вложил мяч в верхний угол ворот.

До самого конца своей карьеры в Арсенале Парлор не переставал учиться. "Деннис Бергкамп – лучший игрок, с которым я когда-нибудь выходил на поле. Тем не менее буквально после каждой тренировки он остается поработать". В центре поля Канониров появилась пара Виейра – Пети, однако Парлор не собирался просто так отдавать свое место в составе. Своей работой и желанием прогрессировать он буквально вынудил Венгера по-новому взглянуть на себя. В первом чемпионском сезоне он уже был основным игроком Арсенала, пусть для этого пришлось фактически окончательно переквалифицироваться в правого полузащитника. "Я понял, что это мой последний шанс добиться успеха в футболе".

В индивидуальном мастерстве Парлор уступал своим партнерам по основному составу (Парлор, Пети, Виейра, Овермарс, Бергкамп, Анелька), но большое сердце компенсировало все недостатки. Оказалось, легче научить умеющего поддерживать высокий темп игрока новому футболу, чем талантливого игрока подготовить к высокому темпу английской игры. К тому же Парлор постоянно работал над собой в техническом плане, постоянно прогрессировал. К примеру, в первые годы карьеры забитые мячи были для него редкостью, но уже в Арсенале Венгера Парлор стал тем, кто забивает только красивые мячи. Сам же французский наставник никогда не разочаровывался в решении довериться парню с плохой репутацией.

Болельщики Арсенала с некоторым стажем легко вспомнят хет-трик в ворота Вердера в полуфинале Кубка УЕФА, гол в ворота Валенсии в Лиге чемпионов и мячи в Кубке Англии с Брэдфордом и в финале 2002 гола с Челси. Финальный поединок комментировал известный английский ведущий Тим Лавджой (полный тезка героя Симпсонов), во время одной из атак Вильтор отдал хорошую передачу на ход партнеру, после чего поддерживающий Челси Лавджой не сразу опознал адресата передачи, а потом исправился словами: "Это всего лишь Рэй Парлор". После этого Парлор развернулся, подработал мяч и с 25-ти метров отправил его в верхний угол ворот.

С Канонирами Рэй выиграл три титула чемпиона, четыре Кубка Англии, Кубок Лиги, а также Кубок кубков в 1994 году (хотя в финале против Пармы он не играл). Но признание болельщиков Парлор заслужил не своими трофеями, и даже не игрой. В 2008 году болельщики Арсенала проголосовали за 50 лучших игроков в истории клуба. Понятное дело, в такого рода голосованиях всегда впереди звезды последних лет. И все равно 19-е место Рэя Парлора вслед за Клиффом Бастином можно считать очень высоким. "Я не был игроком, который в каждом матче показывает магию, но, думаю, болельщикам нравилась моя работа".

Игорь Бойко, специально для Бей-беги