Всего через неделю лондонский Челси начнет новый сезон английской Премьер-лиги без Фрэнка Лэмпарда в составе. Впервые за 13 лет.
Наверное, каждый маленький мальчик в какой-то момент чувствует потребность в мужском авторитете, образце для подражания и учителе. Зарабатывая игрой, даже футболисту сложно не остаться ребенком и в зрелом возрасте, а юношей он практически всегда определяется с идолом или реальном примером для наследования. Редкий игрок скажет в интервью, что в детстве у него не было кумиров.
Популярными критериями являются, конечно, успешность и внешний лоск, и здесь выбор большинства современных школьников падет на глянцевую парочку Роналду и Месси – как десять лет назад дети и подростки молились на постеры Бекхэма и Зидана. Фанаты европейских грандов, возможно, поставят на первое место ветеранов своих любимых клубов, и здесь спектр ощутимо расширяется, поскольку, несмотря на современные футбольные тенденции, есть немало игроков которые не меняют клубы каждую парочку сезонов.
Однако в европейском футболе новой эры найдется не так уж много игроков, которые более подходят на звание образцового профессионального футболиста, чем Фрэнк Лэмпард-младший. Как игрок, как спортсмен, как сын и отец, представитель и работник своего клуба. В то же время немногие профи были так часто и незаслуженно обруганы или недооценены, как бывший полузащитник Челси. У большинства среднестатистических английских, да и не только, болельщиков при воспоминании о Фрэнке едва ли порхают бабочки в животе. Однако на Стэмфорд Бридж о нем всегда будут вспоминать как о лучшем из игроков, которые выходили на поле этого стадиона.
На счету Фрэнка немалое количество рекордов, и один из самых сумасшедших – 164 матча, сыгранных им кряду в АПЛ c октября 2001-го по декабрь 2005-го, что является весьма солидным достижением для полузащитника, который играл в одной лиге с парнями вроде Найджела де Йонга или Райана Шоукросса. Но когда Лэмпард начинал свой удивительный забег, Клаудио Раньери передвигал его то на левый, то на правый фланг в угоду бесславным ребятам вроде Славиши Йокановича.
Если Филиппо Индзаги, согласно одному глазвегианскому дедушке, родился в офсайде, то Лэмпард-младший появился на свет где-то в районе центрального круга, и на неродных для себя позициях не блистал на 11 млн фунтов, выплаченных за него Вест Хэму. В наши дни таких денег может не хватить и на подписание условного Стивена Флетчера, но в эру до Абрамовича, трансфер Фрэнка Лэмпарда-младшего был вторым рекордным в истории клуба из западного Лондона. А сумма трансфера для игрока – как выкрик «горько» для жениха на свадьбе: ты, конечно, можешь попробовать ее проигнорировать, но тебе назойливо будут о ней напоминать.
Сейчас же мало кто поспорит, что эти 11 млн были лучшим капиталовложением Челси за последние сто лет, но тогда даже среди болельщиков клуба многие сомневались в том, что Кэн Бэйтс не переплатил за скромного парня из Ромфорда. Спустя несколько месяцев, когда Свен-Йоран Эрикссон готовился огласить состав сборной Англии на чемпионат мира, о Лэмпарде почти никто и не вспоминал, даже с учетом травм Стивена Джеррарда и Данни Мерфи, а в поисках забивного полузащитника швед стенал по поводу отстранения Ли Бойера, но не взял в Японию и Корею вполне призывного Фрэнка.
Прокрутим пленку еще на несколько лет назад, и увидим, что в полузащите задорного ВХЮ конца 1990-х самыми многообещающими ребятами казались развитые не по годам Майкл Каррик и Джо Коул, но никак не Лэмпард, самый трудолюбивый, но в то же время технически самый ограниченный из этой троицы. Многие местные болельщики считали, что играет он только из-за отца, Фрэнка-старшего, ветерана клуба и помощника мееджера Харри Рэднаппа, который, как известно, приходится Лэмпсу дядей. Члены ВХЮ, чьи дети или внучатые племянники не попали в команду, развернули хейт-кампанию против подростка, и прозвище «жирный Фрэнк» — безобидный лепет в сравнении с тем, что молодому игроку приходилось выслушивать с трибун Аптон Парк.
Фрэнк, по его собственному признанию, в 17 лет звезд с неба не хватал, но когда с трибун, на которых ты провел все детство, на тебя льется грязная ругань, а собственные болельщики радуются твоей травме, на подвиги это тем более не вдохновляет. Ситуацию ухудшало то, что руководители клуба подхватили это отношение, считая, что ВХЮ таким образом делает одолжение Реднаппу и Лэмпарду-старшему. И когда же после безцеремонного увольнения обоих, Фрэнк решил покинуть Молотобойцев, клуб стал в позу а-ля «ты же нам стольким обязан». Фанаты, конечно же, радовались деньжатам и показывали вслед игроку огрубелый средний палец ньюэмского пролетария.
Удивительно, что все это не помешало Фрэнку развиваться как игроку, и Лэмпард-младший прогрессировал каждый сезон своей профкарьеры, понемногу усовершенствуя свою игру и технику. С самого детства Лэмпсу приходилось слушать рассказы отца о том, как тяжело стать профессиональным футболистом, и Фрэнк позже признался, что почувствовал себя таковым уже после перехода в Челси, спустя несколько лет игры основным игроком клуба АПЛ. Не будучи от природы одаренным игроком, он с завистью наблюдал за успехами своего друга Рио Фердинанда и двоюродного брата Джейми Рэднаппа, и до ужаса боялся, что не сможет достичь той самой very top, которую Лэмпарду-младшему напророчил его колоритный дядя.
Страх может послужить прекрасным мотиватором, который заставит каждый день пробегать несколько дополнительных кругов вокруг поля, тренироваться в выходной, до посинения практиковать рывки и оттачивать технику ударов по воротам – ведь что в игре может подарить больший кайф, чем забитый гол. Забивной хав – этот термин обычно применим к полузащитникам, которые записывают на свой счет около десяти точных ударов за сезон, иногда и того меньше. На протяжении десяти сезонов кряду Фрэнк Лэмпард вколачивал в ворота соперников Челси от 15 до 27-ми голов, и если не принимать во внимание показатели его божественности Мэтта Ле Тиссье, который лишь для разнообразия уделял внимание своим защитным обязанностям, последним хавом, достигавшим такой результативности в высшем дивизионе был еще Дэвид Платт в доАПЛвское время.
И какие Фрэнк забивал голы!
Любители придраться, а таких немало может найтись среди болельщиков Ливерпуля или Вест Хэма, скажут, что большую часть своих голов Лэмпард забил с пенальти, но при этом упустят кое-что очень важное. Фрэнк и правда провел около четверти своих мячей с «точки», но его процент реализации (87%) есть свидетельством высокой надежности, не говоря уже о хладнокровии, проявленном им в сериях пенальти двух финалов Лиги чемпионов и одного четвертьфинала Евро.
Конечно, игрока, а в особенности полузащитника, нельзя оценивать исключительно по количеству забитых голов, и определять Фрэнка только как забивалу было бы неосмотрительно и оскорбительно. Его вклад в любой из аспектов игры Челси был ключевым для достижения успеха этой командой за всю чертову дюжину лет, проведенных в ее составе. Видение игры, уравновешенность, и лидерские качества Фрэнка были важны в равной степени с его голами. Кто-то ссылается на небольшое количество ассистов в его исполнении в последних сезонах, отмечая в этом недостаток, и сознательно упуская тот факт, что Лэмпс играл все глубже, все чаще за спинами троих ярко выраженных плеймейкеров.
Играя в более сильном и сплоченном составе с нападающим мирового класса в самом соку, Лэмпард-младший отдал 17 результативных передач, которые дополнили его 22 забитых мяча в сезоне 2009/10. В первом матче с участием Челси, который я помню, Фрэнк отдал передачу, превращенную Эйдуром Гудйонсеном в умопомрачительный гол в ворота Лидса. Я также не забуду, что именно он отобрав мяч у Хави (!), начал атаку, открывшую счет в одном из тех футбольных матчей, во время которых можно заново влюбиться в футбол. Как и его ассист в захватывающей переигровке этого противостояния семь лет спустя.
Свой талант Лэмпард-младший создал сам. Он – в его усердии и готовности добиваться своих целей. Фрэнк сумел закрепиться в Челси, пережил «революцию» Абрамовича, а с приходом в клуб Жозе Моуриньо стал краеугольным камнем этой команды. В первый год пребывания у руля лондонцев Моуриньо подошел к Лэмпсу в душевой после тренировки. «У меня еще никогда не было наставника, который, в то время как я мою свое хозяйство, говорит мне глядя прямо в глаза, что я лучший игрок в мире, – рассказывает Фрэнк в автобиографии. – А он это сделал. Я этого никогда не забуду. Так спокойно: «Ты лучший игрок в мире, но тебе необходимо выигрывать титулы».
После этого следовали два победных сезона в АПЛ, в которых Лэмпс действительно играл как человек, который верит в то, что он – лучший футболист мира. Только тот факт, что в то же время свой прайм переживал мастер более изящных узоров, Роналдиньо, помешало ему получить Золотой мяч и стать лучшим игроком мира по версии ФИФА. В некоторые периоды человеческой истории красота считалась свойством лишь природных явлений, а искусством называли умение создавать вещи, которые отвечают своему назначению, и к таковым причислялись как творчество живописца, так и мастерство плотника. В этом измерении игру Роналдиньо можно сравнить с работой художника, в то время как Лэмпард является ремесленником от футбола. Ремесленником с золотыми руками.
Фрэнк как-то сказал, что он мог бы наслаждаться футболом, играя и в любительской лиге, однако только азарт беспощадной конкуренции накрывает его с головой. «Когда нужно играть на пределе своих возможностей, несмотря ни на что, потому что, только раз споткнувшись, ты вылетаешь». Лэмпард держал эту планку очень долго, и не подводил в нужный момент. Обычно сердцем этого клуба называют Джей Ти, но если уж проводить анатомически параллели, то Терри скорее ассоциируется с определенной частью мочеполовой системы, в то время как именно Лэмпс годы напролет был самым жизненно важным органом организма под названием Челси.
В форме какого другого клуба бы ни появился Фрэнки на поле Стемфорд Бридж в будущем, он будет встречен ничем иным как стоячими овациями, поскольку покинул Синих как человек, который своими голами принес Челси первое за полвека чемпионство, который был капитаном команды, выигравшей наконец этот чертов Кубок чемпионов, и заменить которого на самом деле невозможно за все деньги абрамовича.
Игрок с наивысшим IQ во всей АПЛ.
Единственный футболист, сдавший экзамен по латыни на «5+».
Парень, сцапавшийся с долбаным Паоло ди Канио за право пробить пенальти.
Автор самого красивого из незасчитанных голов.
Настоящая легенда и лучший из игроков, носивших форму Челси.
Образцовый футболист.
Андрей Курдаев, специально для Бей-беги