В октябре 2002 года состоялась церемония включения первых членов в Зал славы английского футбола. Она оказалась самой многочисленной, что и неудивительно, ведь история английского футбола к тому моменту вобрала в себя немало славных имен. Среди первых избранных в Зал славы были 22 футболиста – от Данкана Эдвардса до Эрика Кантона, 8 менеджеров и даже футболистка 1920-х годов Лили Парр. Никто даже не думал сомневаться в правильности выбора экспертов – за каждым именем стояла славная карьера, их вклад в развитие английского футбола был неоспорим.
 
Однако спустя два месяца после церемонии случилось событие, которое заставило вспомнить еще одного человека, который заслуживал места в Зале славы. 19 декабря 2002 года ушел из жизни Артур Роули. Напротив его имени в любом справочнике по английскому футболу стоит только одно достижение, зато – уникальное. Он ни разу не становился чемпионом на высшем уровне, не выиграл ни одного Кубка, не сыграл ни единого матча за национальную сборную Англии. Если бы все это было у него, об уникальности говорить не приходилось бы. Главное достижение Артура Роули – он забил больше всех в истории Футбольной Лиги. На его счету 434 гола в 619 матчах за 19 сезонов выступлений во всех четырех дивизионах первенства Англии.Об Артуре Роули, конечно, знают не только любители статистики. Однако, как правило, знают немного – именно в рамках этой самой уникальной записи в досье
 
Об Артуре Роули, конечно, знают не только любители статистики. Однако, как правило, знают немного – именно в рамках этой самой уникальной записи в досье. Роули так и не стал звездой в масштабах всего английского футбола. Может, потому что сыграл на высшем уровне всего три сезона. Может, потому что не был востребован в сборной Англии. В 1950-е годы, когда Роули был на пике формы, футболистов Лестер Сити не вызывали в национальную команду. Игроков из других клубов Д2 и даже Д3 вызывали, а из Лестера – нет. На счету Роули был всего один матч за вторую сборную. И один гол. Вот и получается, что о нем помнят больше энциклопедического минимума, пожалуй, только болельщики Лестера да Шрусбери – двух главных клубов в жизни рекордсмена.
 
Артур Роули мог легко оказаться в числе первых звезд своей эпохи, ведь он появился на свет в 1926 году в Вулверхэмптоне. Клуб из этого города, Вулверхэмптон Уондерерс, задавал тон в английском футболе 1950-х годов. Вулвз подкупали не только успешной игрой, но и политикой, направленной на поиск и воспитание молодых талантов. Однако как-то так получилось, что и Артур, и его куда более известный старший брат Джек в клубе родного города не задержались. Они оба происходили из футбольной семьи (Роули-старший защищал ворота Уолсолла), оба в юном возрасте были на контракте в Вулверхэмптоне. 

Положим, с Джеком все понятно – у него был непростой характер и, какую бы доблесть он не демонстрировал на поле, он не пользовался популярностью в раздевалке, даже наоборот. Тогдашний менеджер Вулвз майор Фрэнк Бакли выше всего ставил дисциплину и послушание, потому с 17-летним Джеком расстался без сожаления, и тот в 1937 году стал игроком Манчестер Юнайтед. После войны Джек превратился в одного из ключевых исполнителей первой великой команды Мэтта Басби, играл за сборную Англии. «Болельщики любили его пушечные удары ногой и головой, - писал Дэвид Мик в своей книге, посвященной легендам МЮ эпохи Басби. – Джек был настоящим центрфорвардом британского типа. Он носил прозвище TheGunner(«канонир», «стрелок»), и это было не только дань его игровым особенностям – Роули воевал в противотанковой артиллерии».
 
Артур Роули в силу своего возраста войну почти не застал. В 1940 году, когда ему исполнилось только 14 лет, Артур был на просмотре в МЮ, а год спустя был принят в Вулверхэмптон в качестве «ученика». Он сыграл несколько матчей за Волков в турнирах военного времени, но в 1946 году Вулвз без сожаления расторгли с ним контракт. Молодого футболиста подобрал соседний Вест Бром, выступавший во втором дивизионе. Роули без особого успеха провел на Хоторнс два сезона, после чего перебрался в лондонский Фулхэм. Именно на Крейвен Коттедж Роули впервые заявил о себе. Как и Джек, Артур был левшой, он обладал мощным ударом, всегда был нацелен на ворота. В сезоне 1948/49 центрфорвард Роули забил 19 мячей в 22-х матчах и помог Фулхэму завоевать чемпионское звание во втором дивизионе. Но в элите Артур выглядел скромно – он отличился всего восемь раз, и когда Лестер Сити продал в Дерби Джека Ли, своего лучшего бомбардира в каждом из четырех послевоенных сезонов, прибывший вместо него Роули был встречен болельщиками настороженно. Для самого же футболиста это был великолепный вариант: «Я только что женился и нам с супругой не нравился Лондон. Лестер расположен недалеко от Вулверхэмптона, что полностью нас устраивало».
 
Роули забил уже в первом своем матче за Лис – его новая команда начала сезон во втором дивизионе с победы 3:2 над Бери. Однако наставник Лестера Норман Буллок обратил внимание, что Артур, хоть и забивал голы, в роли центрального нападающего чувствовал себя неуютно. Невзирая на габариты, он не очень любил просто толкаться у чужих ворот с защитниками. Ему нужен был простор, чтобы разогнаться, а могучий удар делал его опасным на любом расстоянии от ворот соперника. Фрэнк Маклинток, будущий капитан Лестера и Арсенала, в 1950-е играл в молодежной команде Лис. Роули произвел на него неизгладимое впечатление: «Он был огромен, и часто появлялся на предсезонных сборах с десятком лишних килограммов, из-за чего казался просто горой. Он гонял себя под палящим солнцем, напялив три водолазки сразу, и успевал к началу сезона набрать необходимую форму. Не думаю, что я когда-нибудь видел такого же мощного футболиста, как Роули. Он был слажен как линкор, с левой ногой Ференца Пушкаша. Он очень часто наносил удары с 35-ти ярдов, на что во времена, когда каждый мяч напоминал пудовую гирю, мало кто решался. Тем не менее Роули бил с невероятной силой, при этом мяч по мере приближения к воротам летел все быстрее. Не раз и не два я был свидетелем, как мяч после удара Роули на дикой скорости влетал в ворота и вырывал колышки, которыми сетку прибивали к газону».Роули забил уже в первом своем матче за Лис – его новая команда начала сезон во втором дивизионе с победы 3:2 над Бери
 
В каждом из восьми сезонов, что Роули провел на Филберт Стрит, он становился лучшим бомбардиром команды и, как и брат, получил прозвище «Стрелок». Он трижды поднимал планку клубного рекорда результативности за сезон, а его третий рекорд – 44 гола в 42-х матчах – не побит до сих пор. Дважды голы Роули помогали Лестеру выиграть чемпионское звание во втором дивизионе – в сезонах 1953/54 и 1956/57. Роули, вспоминая те времена, никогда не забывал отметить уровень его партнеров по атаке, особенно тех, кто действовал на флангах и создавал моменты для него: «Мэл Гриффитс, игравший справа, и действовавший слева Дерек Хогг умели выдавать потрясающе удобные передачи. Нам, бомбардирам, оставалось только забить». 

В отличие от опыта свидания с элитой в Фулхэме, Артур продолжал забивать и в первом дивизионе, однако Лестер не был достаточно хорош, чтобы закрепиться среди лучших клубов Англии. В сезоне 1957/58 Лестер только в последнем туре избежал вылета в Д2, когда обыграл на выезде Бирмингем. Менеджер команды Дэвид Халлидей выпустил в составе Иана Макнила вместо Роули, и именно он забил единственный в матче гол, позволивший Лестеру остаться в элите. Трудно сказать наверняка, но скорее всего тот гол Макнила предопределил судьбу Роули. По крайней мере Халлидей настоял, чтобы Артур принял предложение оказавшегося в четвертом дивизионе клуба Шрусбери Таун и стал играющим менеджером этой команды. Он совсем немного – восемь мячей – недотянул до рекорда результативности Лестера, который и поныне принадлежит Артуру Чендлеру (273 против 265). Тем не менее никто в истории Лис не забил так много пенальти – 41. Он бил просто, но сильно, очень сильно.
 
Роули было 32 года, он оказался в новосозданном четвертом дивизионе и понимал, что теперь можно было попрощаться с надеждами сыграть-таки за сборную Англии. Кто-то считает, что Роули не вызывали в национальную команду только потому, что он выступал за скромный клуб. Однако в 1950-е годы за Англию играли представители и клубов поскромнее – например, Чарльтона, Ковентри, Бристоль Сити и Бристоль Роверс. Скорее, ему просто не повезло – сначала на его позиции левого инсайда действовал Деннис Уилшоу из чемпионского состава Вулвз, а затем Уолтер Уинтерботтом стал наигрывать молодого таланта из Фулхэма Джонни Хейнса, будущего капитана сборной. И все-таки удивительно и странно, что футболист, забивший больше всех в Футбольной Лиге, так ни разу и не сыграл за сборную – особенно если изучить список тех, кто в это же время получил хотя бы одну кепку…
 
В своем дебютном сезоне за Шрусбери Роули забил 37 мячей и вывел команду в третий дивизион – это был первый случай в истории Шрусбери, когда клуб сумел повыситься в классе. Роули продолжал совмещать тренерскую работу с активными выступлениями вплоть до 1965 года, забив за это время рекордные для Землероек 152 гола и установив тот самый рекорд результативности Футбольной Лиги. Повесив бутсы на гвоздь, Артур еще три сезона возглавлял Шрусбери, и за время его работы команда завоевала твердые позиции в Д3, дважды финишировав на 3-м месте. В последнем сезоне с Роули, 1967/68, Шрусбери не хватило всего одного очка, чтобы прорваться во второй дивизион. После этого Артур пошел на повышение в вылетевший из элиты Шеффилд Юнайтед, однако отработал там всего один сезон. Его главная заслуга на Брамолл Лейн заключается в том, что именно он пригласил из Фулхэма и ввел в состав Тони Кёрри, одного из самых ярких английских полузащитников 1970-х. 

После увольнения из Шеффилд Юнайтед, Роули еще шесть сезонов отработал с Саутэндом, поднял команду в Д3. Выйдя на пенсию, лучший бомбардир Англии поселился в Шрусбери, где не спеша возился в своем саду, играл в гольф с такими же пенсионерами и старался не пропускать домашних матчей Землероек. Его последний визит на арену Шрусбери состоялся всего за несколько дней до смерти.
 
…С октября 2002 года прошло уже 10 лет. Имя Артура Роули еще ни разу не упоминалось во время церемонии включения в Зал славы английского футбола.
 
Алексей Иванов, специально для Бей-беги