Начало

 
Астон Вилла была действительно большой командой, но далеко не большим клубом. Помимо хорошо поставленной игры и организованного коллектива, ничем особым похвастать Вилланы не могли. Предпосылок для продолжения успеха не было, денег для качественного усиления состава не было, а повторить успех коллективом из 14-ти человек невозможно. Именно по ходу сезона 1981/82 будет особенно заметна разница между хорошей и по-настоящему великой командой.
 
Начало сезона не предвещало ничего хорошего. Астон Вилла потерпела два поражения на старте, а после девяти матчей имела только одну победу. Две кряду победы позволили команде Сондерса подняться на десятое место. Забегая вперед следует отметить, это был первый и единственный случай в чемпионате, когда Астон Вилла была в первой десятке –  та самая Астон Вилла, что в прошлом сезоне героически выиграла первый дивизион! Разумеется, немногие верили в вероятность второго титула кряду, но даже такой шаг назад не был приемлем для поклонников команды, что начали не просто верить в чудеса, а в возможность их осуществления.
 
В конце сентября Вилла шла на 16-м месте, в конце ноября - на 13-м, Рождество встретила - на 17-м. Интересно, что могучий Ливерпуль первый отрезок закончил 13-м, второй – 10-м, а на финиш чемпионата пришел в ранге чемпиона и с четырьмя очками отрывам от все того же Ипсвича. Астон Вилла финишировала на 11-м месте. Правда, сезон провальным стал только наполовину, ведь Вилланы принимали участие еще и в Кубке чемпионов. Там команда ковала победу уже без Рона Сондерса.
 
В начале февраля Сондерс вылетел на остров Мэн, где проживал главный акционер клуба Рон Бендалл. Он собирался подписать новый контракт, но руководство не шло на уступки.  Сондерс требовал соглашение на три года на прежних условиях плюс компенсацию всей зарплаты в случае увольнения. Бендалл не просто категорически на это не соглашался, а еще и решил уменьшить зарплату наставнику, который выиграл для клуба первое за более чем полувека чемпионство. Девятого февраля Сондерс подал в отставку, оставив команду своему ближайшему помощнику Тони Бартону.
 
Гневу поклонников Виллы не было предела, они требовали отставки правления клуба и  серьезных перемен. "We won the league, we won the cup, and Ronnie Bendall fucked it up". Но спустя девять дней Сондерс возглавил… Бирмингем Сити, а в 1986 году сменил эту команду на еще одного представителя региона – Вест Бромвич Альбион. Ничего вразумительного с этими клубами он не добился, зато вылетал с каждым из них их первого дивизиона.
 
Сондерсу было непросто работать в новые времена, его необщительность и непростой характер порой играли с ним злую шутку. Последний матч на тренерской скамейке получился неподобающим, ведь руководители Вест Брома запретили ему отправиться на матч в командном автобусе. Тони Морли играл у него и в Бирмингеме, и в Вест Броме, он лучше других знал Сондерсу, потому все понял без слов, когда наставник появился на следующей тренировке: "Футбол в наше время находится в руках идиотов".
 
После ухода из Вест Брома Сондерс совсем уж пропал и оказался по большому счету забытым героем удивительной истории. В 2007 году он посетил Вилла Парк для  празднования 25-летия чемпионства, еще несколько раз появлялся в публичных местах. Подался в религию, живет жизнью отшельника. Деннис Мортимер один из немногих, с кем Сондерс поддерживает отношения до сих пор: "Он не говорит о футболе и даже не интересуется".
 
…Если в чемпионате у Виллы были трудности, то в Кубке чемпионов все шло хорошо. Впрочем, ни исландский Валюр, ни берлинское Динамо нельзя было называть серьезными оппонентами. В четвертьфинале, уже с новым менеджером Тони Бартоном, команду ожидала встреча с киевским Динамо.
 
Первый матч в Симферополе не был богат на интересные ситуации и опасные моменты. "Обе команды в первом тайме заметно нервничали и допускали ошибки в простейших ситуациях". А еще Валерий Лобановский говорил, что его команде не хватало игровой практики, с чем у Виллы не было проблем. Свой перевес над Динамо бирмингемцы доказали в ответном матче, хотя тут не обошлось без подарков от Виктора Чанова. Первый гол Шоу и вовсе из разряда нелепых, форвард Виллы пробил с невероятного практически нулевого угла, а голкипер киевлян не странным образом умудрился пропустить мяч между ногой и штангой. Второй гол был забит, когда Чанов проиграл верховую борьбу Макноту. В начале второго тайма гости пытались создать трудности сопернику, но уже все было потеряно. "После победы над Динамо мы поверили, что способны  выиграть трофей", - расскажет потом Гордон Кованс.
 
В полуфинале в подобном стиле – надежная оборона, насыщенная средняя линия и острые выпады – был обыгран Андерлехт. Единственный гол в двух матчах забил Морли. Та команда Томислава Ивича была не таким уж простым соперником, как может показаться на первый взгляд, уже в следующем сезоне брюссельцы выиграли Кубок УЕФА. Благодаря тому голу, забитому еще в середине первого бирмингемского матча, Морли стал лучшим бомбардиром с четырьмя мячами.
 
Соперником по финалу стала Бавария. Это была не та великая команда первой половины 70-х годов, со времен последнего успеха в Кубке чемпионов в составе мюнхенцев остались только Карл-Хайнц Румменигге и не хватавшие звезд с неба Удо Хорсманн и Бернд Дюрнбергер. Впрочем, фаворитом все равно считались немцы. Этот поединок имел одно особое значение, ведь гегемония англичан в Кубке чемпионов уже всерьез надоела европейцам (пять последних трофеев выиграли Ливерпуль и Ноттингем Форест), и всем хотелось любого другого победителя. А Бавария, между прочим, трижды кряду выигрывала Кубок до наступления английской эры.
 
К тому же Бавария была полным антиподом Астон Виллы, чего только стоит битва с софийским ЦСКА в полуфинале (армейцы прежде остановили Ливерпуль). Болгары на 18-й минуте домашенй встречи вели 3:0, а все закончилось победой всего 4:3 в их пользу. В Мюнхене хозянва выиграли 4:0, но первый мяч забила только за две минуты до перерыва. Бавария играла в острый атакующий футбол, и несмотря на потерю Пауля Брайтнера именно ее называли фаворитом встречи.
 
Матч начался для Виллы неудачно, когда на десятой минуте из-за травмы поле покинул Джимми Ример. 23-летний Найджел Спинк в будущем станет основным голкипером команды, но этот матч стал для него всего лишь вторым в первом составе. Спинк не подвел и сохранил ворота на замке, хотя Бавария создала немало моментов, дабы огорчить голкипера без опыта игры на высоком уровне. Во многом именно благодаря удачной игре Спинка бирмингемцам удалось сохранить свои ворота на замке и победить в этом непростом поединке.
 
Решающий гол и собственно выигрыш же бирмингемцам принес удар 29-летнего форвард Питера Уита. Он был в Ноттингеме Брайана Клафа, но покинул команду как раза накануне двух кряду побед в Кубке чемпионов. Трофей он завоевал

 уже с Астон Виллой.
 
Сказка Астон Виллы продолжилась в начале 1983 года, когда команда завоевала Суперкубок УЕФА в противостоянии с Барселоной. После матча Диего Ма
радона направил своего агента взять  футболку Гари Шоу. Но это уже была лебединая песня команды.
 
Как только в клуб вернулся Дуг Эллис, о победах пришлось забыть. Эллис в течение полутора лет распродал практически всех лидеров команды, травма выбила из строя Шоу. Астон Вилла превратилась на середняка, а ее болельщики снова пополнили ряды  мечтателей. Теперь им, правда, было что вспомнить, а не перелистывать совсем уж пожелтевшие страницы истории в поисках побед своего клуба.
 
Тони Бартон покинул Виллу в мае 1984 года, менее года проработал в Нортхэмптоне, пока его не подкосил сердечный приступ. Он перешел на более спокойную работу скаута или тренера в штабах других специалистов. В 1993 году из-за проблем с сердцем Бартон скончался.
 
Что касается других героев той Виллы, то радужное будущее не ждало и их. Кованс после трех лет в Бари вернулся на Вилла Парк, был на карандаше у тренера сборной Бобби Робсона, но сыграл не так уж много – 10 матчей. Ветеран Деннис Мортимер доигрывал в Брайтоне и Бирмингеме, Тони Морли резко сдал, а о печальной истории Шоу мы вспоминали не раз. Не запомнились ничем особенным и другие представители этой команды, да и большинство из них были не того возраста, дабы расти и прогрессировать. Их вершиной оказались те 2,5 года в Астон Вилле, когда команда неизвестных добилась известности.
 
Игорь Бойко, специально для Бей-беги