Часть IV. Всем назло
 
Опытом многих чемпионов давным-давно подтверждается – остаться на вершине куда сложнее, чем туда взобраться. И если нет-нет да возникают какие-то сомнения насчет чьего-либо первого восхождения, то к сумевшему защитить свое звание отношение особенное. 
 
Искренне ли верили в Портсмуте в слова фельдмаршала Монтгомери о трех кряду чемпионских титулах? В любом случае в клубе горели желанием сделать все, чтобы именно так и случилось. 
 
Первый матч сезона прошел на той же радостной ноте. Волею календаря Портсмут отправился в первом туре в Ньюкасл, где одержал эффектную переломную победу в прошлом сезоне – 5:0. Помпеи выиграли и на этот раз, пусть скромнее по счету (3:1), зато убедительно и безоговорочно по игре. Однако в последующих пяти турах команда Боба Джексона выиграли всего лишь раз, и, что самое важное, потерпела первое домашнее поражение с конца 1947 года. В матче с Блэкпулом хозяева Фраттон Парк дважды выходили вперед, но гости на последних минутах вырвали победу – 3:2. Болельщики Помпеи со стажем, рассказывая о суровом стиле игры левого защитника Харри Ферриера, утверждали, что Стэнли Мэттьюз, дабы избежать с ним встречи, каждый раз симулировал перед матчем с Портсмутом травму. На самом деле это было не так, и данный матч одно из лучших тому подтверждений.
 
Портсмут оставался на 5-7-м местах, далеко не отпуская никого из лидеров, однако и не подбираясь к ним ближе, чем на расстояние пяти очков. Понять причину такой пробуксовки на самом деле легко. В команде ничего не поменялось, то есть в новый сезон Помпеи вошли с тем же составом, с теми же сильными и слабыми сторонами. Однако изменилось самое важное – если в чемпионском сезоне Портсмут в 42-х матчах использовал 18 исполнителей, то теперь такое же количество игроков пришлось задействовать уже к концу октября. 
 
Остро стояла проблема правого защитника. Фил Рукс из-за серьезной травмы правой лодыжки не играл с зимы, и чтобы хоть чем-то себя занять, все это время реализовывал одну свою идею. Договорившись с местным фотографом и получив разрешение клуба, Рукс устроил командную фотосессию, а затем командное фото и фото каждого игрока по отдельности с автографами через местные газеты предлагал болельщикам. "О работе с болельщиками в то время нельзя даже сказать, что она была на зачаточном уровне – ее попросту не было! – вспоминает Рукс. – Производство клубной символики ограничивалось шарфиками и розетками, да и то имело неофициальный характер. Я предположил, что предложение нового товара обязательно найдет спрос. Поначалу игроки без особого энтузиазма участвовали в процессе, и мне приходилось гоняться за ними, чтобы они оставили автографы на своих экземплярах карточек. В конце сезона, когда мы распределяли внутри команды выручку от торговли фотографиями, все были очень довольны".
 
Пока Рукс осваивал "неизведанные территории", на его позиции действовали то Джаспер Юэлл, то Билл Хиндмарш, но ни один из них не устраивал в полной мере Боба Джексона. В ноябре он купил за круглую сумму в 10 тысяч фунтов Джимми Стивена из клуба Брэдфорд Парк Авеню. Но этот шотландец, имевший опыт выступления в сборной даже в качестве капитана, еще был на военной службе и до конца сезона вышел на поле только раз. Когда в сентябре с  аппендицитом слег капитан команды Редж Флюин, в центре обороны вышел 18-летний шотландец Билл Томпсон. Он внесет свою лепту во вторую чемпионскую победу в качестве… центрфорварда, но пока провел всего четыре матча и тоже сломался. Вместо него на важнейшей позиции действовал дебютант из резервной команды Билл Спенс. Частые травмы и болезни среди нападающих вынудили Джексона выпустить даже двоих "легионеров" – первого ямайца в Футбольной Лиге Линди Делапенью, воевавшего на стороне Британии на Среднем Востоке, и первого шведа Дана Экнера, изучавшего бизнес в местном колледже и имевшего статус аматора. В поединке на поле Бернли, в середине ноября, в составе чемпиона вышли сразу трое дебютантов, и матч завершился поражением 1:2 – уже пятым с начала сезона (столько же раз Портсмут уступил за всю прошлую чемпионскую кампанию). Попытки приобрести центрфорварда Эдди Куигли из Шеффилд Уэнсдей и молодого Дона Риви из Лестера, обидчика Портсмута в полуфинале Кубка Англии, ни к чему не привели – другая сторона хотела не только денег, но и кого-то из лидеров Помпеи в обмен. Боба Джексона данный подход не устраивал – в таком случае нельзя было добиться желаемого усиления состава.
 
Очень важным с психологической точки зрения стал визит Портсмута в начале декабря на Анфилд Роуд. Ливерпуль великолепно начал сезон, и после 18-ти матчей шел без поражений. Отрыв мерсисайдцев от занимающего 7-е место чемпиона составлял 8 очков. Поединок состоялся на тяжелейшем из-за дождя поле, и арбитр предложил капитанам бросить монетку не в центральном круге, а на бровке, где не было луж. Портсмут не сумел прервать беспроигрышную серию Ливерпуля (в следующем туре это сделает Хаддерсфилд), однако непростая ничья 2:2, когда гостям пришлось дважды отыгрываться, вернула веру в свои силы. В следующем туре Помпеи одержали волевую победу над Арсеналом, играя из рук вон плохо. Ньюкасл пал благодаря тому, что Айк Кларк просто подвернулся под мяч, когда защитник выносил мяч с линии ворот. Но именно эти победы ярко продемонстрировали, что команда умеет добывать результат, невзирая ни на что – и это тоже свидетельствует о классе коллектива. Именно об этом написал в своем репортаже прославленный Алекс Джеймс, плеймейкер Арсенала эпохи Герберта Чепмэна: "Портсмут еще скажет свое слово в чемпионской гонке".
 
В сезоне 1948/49 Портсмут обеспечил чемпионское звание в 39-м туре, но теперь Помпеи только в 39-м матче впервые поднялись на вершину. В этот день, 15 апреля 1950 года, команда прибыла на Олд Траффорд, чтобы встретиться с лидером МЮ. Ситуация в таблице могла свести с ума самого требовательного любителя интриги – между первым и шестым местом было всего лишь два очка разницы. Портсмут отставал от МЮ на одно очко, имея к тому же игру в запасе. Ситуацию усложняло отсутствие Джимми Дикинсона, который в этот же день в Глазго в составе сборной Англии участвовал в решающем матче за выход на чемпионат мира (ранее в Британии не существовало такого понятия как "день сборных", чемпионат не прерывался, а клубы вынуждены были играть без сборников). Однако и в составе МЮ был исполнитель, задействованный в поединке с шотландцами – левый защитник Джон Астон. Вместо него Мэтт Басби выставил дебютанта – 16-летнего Джеффа Уайтфута. Впрочем, у Помпеи была еще одна существенная потеря – капитан команды и оплот обороны Редж Флюин снова не смог выйти на поле, на этот раз из-за повреждения глаза, полученного в тяжелом матче со Сток Сити, в котором Портсмут одержал еще одну важнейшую победу.
 
Портсмуту пришлось очень много обороняться, но команда, закаленная испытаниями непростого сезона, сумела выстоять, а в последние пять минут матча Рид и Фроггатт дважды поразили ворота МЮ – 2:0. Теперь, за три матча до финиша, Помпеи имели в своем активе 49 очков и опережали на один пункт МЮ, Сандерленд и Ливерпуль. Но следующими соперниками были оба финалиста Кубка – Ливерпуль, мечтавший о "золотом дубле", и Арсенал, на чьем поле Портсмут не побеждал с 1936 года.
 
Волевую победу над Ливерпулем Портсмут снова добыл на последних минутах, и опять голы на свой счет записали Рид и Фроггатт – 2:1. Матч предпоследнего тура Помпеи пропускали, ведь в тот же день их соперник, Арсенал, обыгрывал мерсисайдцев на Уэмбли (2:0).  Результаты конкурентов – Вулверхэмптона, Сандерленда, МЮ и Блэкпула – и преимущество в соотношении мячей означали, что команде Боба Джексона, чтобы защитить чемпионский титул, достаточно было выиграть всего один матч из двух оставшихся – против счастливых обладателей Кубка из Арсенала и ни на что не претендующих середняков из Астон Виллы. 
 
Однако тут-то и началось самое интересное. 
 
Еще 8 марта 1950 года, то есть десять туров назад, Портсмут потерпел поражение на поле Дерби – 1:2. Этот матч произвел настоящую сенсацию из-за редчайшего для тех лет события – арбитр матча удалил с поля сразу двоих игроков. Но то, что игрок Дерби Джонни Моррис покинул поле по требованию рефери, стало понятно сразу же – инсайд Баранов ударил кулаком в лицо Джимми Скулара, который покинул поле только с помощью тренера. После игры арбитр официально подтвердил, что Скулар был тоже удален. 
 
Здесь важно заметить, что до появления желтых и красных карточек решения арбитра не всегда были понятны зрителям. Да и другим участникам матча тоже. Рефери устно сообщал провинившемуся о своем решении – предупрежден он или удален с поля. Можно добавить, что существовала неопределенность даже в таком вопросе, как назначение свободного или штрафного удара – привычные для нас сигналы судьи только-только были введены примерно в то время, о котором идет речь. 
 
Так вот, Скулар был удален с поля. Если Джимми Дикинсон имел репутацию джентльмена, то только потому, что он мог себе это позволить благодаря Джимми Скулару. Этот шотландец умел быть жестким, чтобы приструнить особенно опасного игрока соперника. Но в этот раз он вышел даже за весьма либеральные правила тех лет, и первым ударил Морриса. Игрок Дерби только ответил. 
 
Об этом инциденте к последним матчам сезона давно забыли бы, если бы тогда существовала практика мгновенного наказания. Но в те времена игроку, удаленному с поля, следовало дождаться особого заседания Футбольной Ассоциации по дисциплинарным вопросам, на котором выносилось решение о степени наказания. До тех пор можно было продолжать выходить на поле. В случае со Скуларом время шло, но чиновники все не собирались, и только 29 апреля было объявлено, что, начиная с 1 мая, Джимми Скулар в течение двух недель не имеет права играть в футбол. Портсмут свои матчи должен был провести 3 и 6 мая. Как только стало известно об этом решении, в редакции местных газет потоком хлынули письма рассерженных болельщиков Помпеи – они были уверены, что в отношении их клуба существует предвзятость, даже помешать чемпионскому кубку во второй раз подряд оказаться на юге.
 
Состав Портсмута перед матчем с Арсеналом и без того имел немало пробоин. Центрбек Редж Флюин все еще не восстановился из-за повреждения глаза, а центрфорвард Айк Кларк перенес операцию на травмированном пальце. Вместо Скулара в полузащиту вышел молодой Билл Томпсон, в начале сезона подменявший Флюина. Помпеи очень старались, могли открыть счет, затем – сравнять, но все-таки уступили Канонирам 0:2, пропустив второй гол на последних минутах.
 
В последнем туре Портсмут должен был дома обыгрывать Астон Виллу. Главный конкурент – Вулверхэмптон – принимал уже вылетевший Бирмингем. Сандерленд, имевший шансы на чемпионство в случае поражения и Помпеи, и Волков, играл в гостях с Челси. Впрочем, результат Рокеров (победа 4:1) уже не имел никакого значения, как и разгромная победа Вулвз (6:1). Боб Джексон вернул в состав Флюина, подменявший его Билл Спенс перебрался в полузащиту на позицию Скулара, а Томпсон впервые в своей недолгой карьере оказался центральным нападающим – игравший на этой позиции с Арсеналом резервист Билл Пикетт, по традиции Портсмута того сезона, получил травму. 
 
Новичкам, говорят, везет, и Билл Томпсон знал об этом на собственном опыте. После паса на ход в исполнении Джека Фроггатта он открыл счет уже на 20-й секунде матча. У Астон Виллы не было ни единого шанса – хет-трик Дугги Рида и еще один гол Томпсона (итог матча – 5:1) подарил Портсмуту второе кряду чемпионское звание! Помпеи, как и Волки, набрали 53 очка, но имели подавляющее превосходство в соотношении мячей. 
 
Однако даже второе кряду чемпионство не очень-то изменило отношение к Портсмуту со стороны столичной прессы. К примеру, тот же Алекс Джеймс, ранее просивший не списывать Помпеи со счетов, в Daily Express назвал командой года Тоттенхэм, выигравший второй дивизион, а на второе место поставил обладателя Кубка Арсенал. И ни слова о Портсмуте.
 
До того, чтобы слова, сказанные фельдмаршалом Монтгомери, стали пророческими, оставалось немного – только один сезон. Однако история счастливых дней Помпеи на этом и заканчивается. Все те же кадровые проблемы и неспособность руководства клуба усилить состав исполнителями высокого уровня (как мы помним, "звезды не играют за Портсмут") привели в сезоне 1950/51 к итоговому 7-му месту. Да и то было обеспечено благодаря удачному финишу, а до того команда преимущественно болталась в районе 13-го места. Весной 1952 года, всего за пять туров до конца чемпионата, Помпеи обыграли лидера МЮ и уступали ему только одно очко. Но четыре последних матча Портсмут проиграл, после чего Боб Джексон ушел из клуба и перебрался во второй дивизион, в Халл Сити, тогда считавшийся перспективным проектом. В сезоне 1954/55 Помпеи еще раз были близки к чемпионскому званию, но снова неудачно провели последние матчи. 
 
Герои великой "команды без звезд" уходили один за другим, а вместе с ними заканчивалась невероятная эпоха южных чемпионов. Дольше всех задержался Джимми Дикинсон, сыгравший последний матч за Портсмут 24 апреля 1965 года. Но к этому моменту он успел вместе с командой побывать не только во втором, но и в третьем дивизионе. В качестве менеджера Дикинсон руководил Портсмутом в мрачные времена конца 1970-х, когда клуб еле-еле сводил концы с концами и под руководством "Джентльмена Джима" вылетел в четвертый дивизион. Это окончательно подорвало здоровье Дикинсона, и в марте 1979 года на матче в Барнсли с ним случился сердечный приступ. Повторный приступ, три года спустя, оборвал жизнь самого знаменитого игрока Портсмута, самого южного клуба из всех, кто когда-либо становился чемпионом Англии. 
 
Алексей Иванов, специально для Бей-беги