В мае 1978 года болельщики Рейнджерс пережили невероятное падение с неба на землю. Только что их любимая команда во второй раз за три сезона сделала хет-трик, то есть выиграла все домашние турниры – чемпионат, Кубок страны и Кубок Лиги. Но не прошло и трех недель после заключительного матча сезона – финала Кубка Шотландии, как Айброкс потрясло известие о внезапной отставке Джока Уоллеса, главного творца возрождения команды, длительное время остававшейся в тени Селтика Джока Стина.
 
Об истинной причине столь стремительного разрыва ни одна из сторон никогда не распространялась. Внешне в Рейнджерс все было благополучно. Уоллес был требовательным и жестким руководителем, игроки ходили на цыпочках, были всегда гладко выбриты, стоически переносили изматывающие предсезонные тренировки на песке. Потому что были победы, были семь трофеев за четыре сезона, в том числе три – чемпионских звания. И вдруг – разрыв.
 
Дэйви Купер, правый полузащитник сборной Шотландии, в книге, вышедшей девять лет спустя, признавался, что никто в команде ничего не подозревал и ничего не понял. Предполагали, что виной всему деньги. "Уоллес по вполне понятным причинам хотел получить более выгодный контракт, но клуб не мог себе это позволить". Причем это касалось не только зарплаты менеджеру, а также средств на усиление состава. В то время клуб принял решение направить свободные средства в модернизацию стадиона, и генеральный менеджер Вилли Уодделл, работавший с командой как раз перед Уоллесом, жестко придерживался выбранной линии. За год до разрыва Уоллес практически договорился о покупке талантливого защитника Алана Хансена из Партик Тисла, но Уодделл использовал право вето, и Хансен отбыл в Ливерпуль. Уоллес тоже не задержался.
 
Руководство клуба сделало выбор в пользу капитана команды, 35-летнего защитника Джона Грига. Он провел 755 матчей за Рейнджерс и, по мнению Вилли Уодделла, статус легенды несомненно поможет ему в работе менеджера. Поначалу дела Грига складывались оптимистично – в сезоне 1978/79 Джерс снова выиграли оба Кубка, а в чемпионате заняли второе место. Однако в дальнейшем события развивались по удручающемуся сценарию – Рейнджерс превратились в кубковую команду, завоевав с 1979 по 1986 годы еще один Кубок страны и три Кубка Лиги, но в чемпионате глазвегианцы занимали места с третьего по пятое. В ноябре 1983-го на Айброкс вернулся Джок Уоллес. Он попросил три года, чтобы перестроить команду, но только его поезд уже ушел. Рейнджерс требовалась настоящая встряска.
 
Седьмого апреля 1986 года клуб ожидаемо попрощался с Уоллесом. На смену оптимизму, связанному с успешным началом сезона, когда Джерс набрали 11 очков из 12-ти возможных, пришла самая настоящая депрессия: команда вылетела сразу из Кубка УЕФА и Кубка страны, в Кубке Лиги проиграла в полуфинале Хиберниану, а в феврале и марте выиграла только один из восьми матчей чемпионата. Рейнджерс с большим трудом держался на пятом месте, последнем, что давал возможность в будущем сезоне сыграть в Европе.
 
Как оказалось, в руководстве клуба уже знали, кто станет новым менеджером. Едва стало понятно, что победное начало сезона оказалось фальстартом, новый исполнительный директор "Рейнджерс" Дэвид Холмс набрал длинный телефонный номер. Он связался с Генуей, где вместе с семьей проживал 33-летний капитан сборной Шотландии Грэм Сунесс. Полузащитник, по праву входивший в когорту лучших исполнителей Европы того времени, был на закате карьеры, и предложение стать играющим менеджером в Глазго ему показалось заманчивым. Единственной преградой оставался контракт Сунесса с Сампдорией, из-за чего стороны приняли решение подождать с официальным объявлением до конца сезона. Однако перспектива потерять пятое место заставило руководство за четыре тура до финиша "достать из цилиндра кролика".
 
Об осенних переговорах с Сунессом не знал никто, потому назначение менеджером бывшего игрока Миддлсбро и Ливерпуля, обладателя пяти чемпионских медалей Англии и трех Кубков европейских чемпионов, стало немалым потрясением не только для прессы, болельщиков, но и для команды. "Это непросто, ведь о большинстве из вас мне известно мало, - заявил новый менеджер во время первой встречи с игроками. – Для меня это первый опыт работы такого рода и я знаю, что не застрахован от ошибок. Но о будущем будем думать летом, а сейчас всем нам нужно сосредоточиться на главном, и в оставшихся матчах чемпионата отстоять пятое место".
 
Двенадцатого апреля Сунесс начал новую страницу в своей биографии и в истории клуба  поражения на поле Клайдбанка – 1:2. После этого ему пришлось вернуться в Италию, чтобы отыграть последние три матча за Сампдорию, но уже 15 апреля команде был представлен новый ассистент. Правой рукой Сунесса назначили Уолтера Смита, который здорово зарекомендовал себя в роли помощника Джима Маклина в Данди Юнайтед, а на время подготовки к ЧМ-1986 стал помощником Алекса Фергюсона в сборной Шотландии. Только в последнем туре Джерс сумели обыграть Мазервелл на своем поле (2:0), и остаться на вожделенном пятом месте.
 
Тем не менее было очевидно, что начинающий наставник настроен именно с той решительностью, без которой невозможно было осуществить назревшие перемены. Сунесс даже заявил, что собирается покончить со столетней предубежденностью клуба по поводу католиков. "Если моя жена католичка, но мы прекрасно с нею ладим, то в чем проблема?" - резонно замечал Грэм. И сделал предложение Тоттенхэму по поводу Алистера Дика, победителя юношеского чемпионата Европы 1982 года в составе сборной Шотландии. Однако семья Дика, опасавшаяся за свою безопасность, заставила Сунесса на некоторое время отступить. Не получилось и с защитником Данди Юнайтед Ричардом Гафом. Пользуясь поддержкой руководства клуба, Сунесс предложил за игрока сборной Шотландии 650 тысяч фунтов, но Террористы после долгих раздумий отказались усиливать конкурента, и Гаф перебрался в Тоттенхэм (через год, тоскуя по родине, Ричард попросится обратно и все-таки окажется в Джерс).
 
Недрогнувшей рукой Сунесс попрощался с ветераном Дереком Джонстоном, лучшим бомбардиром команды в 1970-е, и защитником Дэйвом Маккинноном, отчислив также и ряд резервистов, среди которых был и нынешний наставник Ноттингема Билли Дэвис. До отъезда вместе с Уолтером Смитом в лагерь сборной на чемпионат мира Грэм успел подписать новый четырехлетний контракт с нападающим Аллистером Маккойстом, а также представить первого новичка – английского форварда Колина Уэста, за которого Джерс отдали Уотфорду 200 тысяч фунтов. Как оказалось, этот трансфер стал началом "английского вторжения на Айброкс".
 
Невзирая на занятость Сунесса в сборной, невидимая работа по комплектации состава не прекращалась ни на минуту. Пресса все понимала, и потому новости о потенциальных новичках Рейнджерс заполонили газетные полосы: бразилец Роберто Фалькао, Марк Лоренсон из Ливерпуля… Газетчики соревновались в громкости имен, понимая, что, имея поддержку руководства клуба, Грэм собирается играть по-крупному. Однако до поры до времени мало кто представлял, как именно. Сунесс признался, что провел успешные переговоры "со знаменитостью не из Шотландии, но имя его пока не могу назвать, потому что он тоже занят на чемпионате мира". Англичане Терри Бутчер или Питер Шилтон? Нет. Англичан из Италии, то есть Тревор Фрэнсис? Еще раз нет.
 
Тем не менее долго утаивать шило в мешке не удалось, и Evening Times первым сообщила, что Рейнджерс за 650 тысяч фунтов купил 26-летнего вратаря Норвича и второго вратаря сборной Англии Криса Вудса. "Сколько бы ни попросил менеджер средств на усиление состава, он может рассчитывать на нашу поддержку", - заверял исполнительный директор Дэвид Холмс, и его слова не расходились с делом.
 
Официально подготовка Рейнджерс к новому сезону началась 7 июля 1986 года. Грэм Сунесс появился в офисе ровно в восемь утра, и весь день потратил на то, чтобы огорошить еще одним громким переходом – на переговоры вместе с супругой прибыл основной защитник сборной Англии Терри Бутчер. Ипсвич выручил за него 750 тысяч фунтов. В прошлом сезоне Джерс пропустили 45 мячей, и покупка за немалые деньги вратаря и центрального защитника была оправданной. Сунесс, однако, на этом не остановился, пригласив из Вест Брома правого защитника сборной Северной Ирландии Джимми Николла, который уже имел удачный опыт выступления за Рейнджеров. Николл со знанием дела отметил: за те два года, что прошли с момента его прошлого пребывания в клубе, изменилось немало. 
 
Сунесс ввел достаточно жесткие требования по поводу дисциплины и внешнего вида. Футболисты обязаны были появляться на стадионе исключительно в клубных костюмах, зато в раздевалке каждому следовало ходить во вьетнамках. В то же время Грэм, многие годы носивший усы, снял многолетний запрет на усы и бороды в команде, но… запретил гольф. "Что не так с гольфом? – переспросил Сунесс поинтересовавшегося журналиста. – Все не так. Мне нужно, чтобы мышцы моих игроков были в полном порядке, когда начнется сезон".
 
А сезон начался не так, как хотелось бы. В поединке первого тура Рейнджерс играли на поле Хиберниана, и уже на 36-й минуте играющий менеджер Грэм Сунесс спровоцировал массовую потасовку с участием всех полевых игроков обеих команд, когда очень грубо сыграл против Джорджа Маккласки. Как следствие, Сунесс был удален с поля, затем дисквалифицирован на три матча, а клуб получил штраф в 5 тысяч фунтов. В довершение всего Джерс уступили со счетом 1:2. "Это был самый тревожный момент за весь сезон", - вспоминал потом глава клуба Дэвид Холмс. 
 
В августе Рейнджеры выступали неровно. Обыграв дома Фалкирк 1:0, команда Сунесса в следующем туре уступила на Айброксе Данди Юнайтед 2:3, хотя к перерыву вела со счетом 2:0, натужно переиграла в гостях 2:1 аутсайдера Хэмилтон. В Кубке Лиги Джерс только по пенальти прошли скромный Ист Файф, и в этом же поединке тяжелую травму получил новичок Гордон Уэст. Между тем клуб оказался вовлечен в громкий скандал, когда руководство Хиберниана обвинило Грэма Сунесса в незаконной попытке переманить тренера молодежной команды Гордона Нили. 
 
На последний день лета было назначено Дерби Старой Фирмы, и именно в этом матче на Айброксе команду Сунесса ждало первое серьезное испытание. Впервые в истории матч чемпионата Шотландии был показан по телевидению в прямом эфире. Внушительная телеаудитория стала свидетелем того, как Иан Дюррант после отличных действий на правом фланге Дэйви Купера принес Джерс победу над Селтиком – 1:0.
 
В сентябре Рейнджеры выиграли пять матчей из шести. Они создали внушительный задел в противостоянии с финским Тампере (4:0) в первом раунде Кубка УЕФА и получили путевку в финал Кубка Лиги. Игра команды обретала стройность и слаженность. Оборона провела пять кряду поединков "на ноль", средняя линия перенимала от Сунесса умение держать мяч, Алли Маккойст забивал почти в каждом поединке, а Роберт Флек, вернувшийся на поле после тяжелой травмы, сделал два хет-трика кряду (дядя нынешнего полузащитника Джерс в том сезоне забил 19 мячей, записал на свой счет четыре хет-трика).
 
Двадцать шестого октября 1986 года Грэм Сунесс выиграл свой первый трофей в качестве менеджера Рейнджерс. В этот день он не смог выйти на поле из-за операции на ахилловом сухожилии, но на его позиции великолепно проявил себя 19-летний Дерек Фергюсон. Джерс в финальном поединке с Селтиком не впечатлили, однако все равно сумели победить 2:1, когда Дэйви Купер реализовал пенальти, заработанный новым капитаном команды Бутчером. Арбитр матча показал десять желтых карточек, а также удалил с поля будущего первого католика в составе Джерс Мо Джонстона. 
 
Другой всплеск судейских репрессий в матче с участием Рейнджерс случился в ответном поединке 1/8 финала Кубка УЕФА в Менхенгладбахе. Обыграв португальскую Боавишту (2:1, 1:0), Джерс дома упустили победу в матче с Боруссией – 1:1. Ответ
ный поединок принес нулевую ничью, которая была на руку немцам. Арбитр Алексис Поннэ показал красную карточку Стюарту Монро, который ответил на удар защитника, а Дэйви Купер получил вторую желтую карточку, когда по глупости решил поинтересоваться у господина арбитра собирается ли тот как-то наказывать за грубость и немцев тоже.
 
Перед Рождеством английскую колонию команды пополнил защитник сборной Англии Грэм Робертс, за которого Тоттенхэм выручил 400 тысяч фунтов. До конца сезона на Айброкс перебрались еще двое англичан – нападающий Донкастера Нил Вудс (100 тысяч фунтов) и защитник Болтона Джимми Филлипс (110 тысяч фунтов). Теперь на тренировках во время матчей "пять на пять" англичане выставляли свою команду: вратарь Вудс и пятеро в поле. 
 
Разумеется, были такие, кто упрекал Сунесса в том, что он "купил" успех. Однако Рейнджерс сознательно пошли на такие траты, понимая, что в данном случае благодаря ажиотажу и победным результатам расход принесет доход. И действительно, уже к середине октября только выручка от продажи билетов (сезонные абонементы прошли по другой статье доходов) перевалила за 1 миллион фунтов! В ноябре Дэвид Холмс триумфально сменил в кресле председателя Джона Пейтона, оставаясь при этом исполнительным директором. У Рейнджеров вдруг стало получаться все, чем они занимались, и даже модерновые ВИП-ложи вмиг были распроданы, а клубный банкетный зал, открытый теперь не только в дни матчей, не пустовал никогда. 
 
В таких условиях впору спросить, почему Джерс не повторили успех команды Джока Уокера и не выиграли все три трофея. Но именно в январе, когда Рейнджеры набрали стремительный ход, вылившийся в 19 матчей чемпионата без поражений и 15 поединков без пропущенных мячей, когда команда с четвертого места (минус 8 от Селтика) поднялась на первое (плюс 4 от Селтика), последовало необъяснимое домашнее поражение в Кубке от аутсайдера Хэмилтона. Джерс играл основным составом, но вратарь гостей Дэйви Маккеллар был в этот день непробиваем, а на 70-й минуте Эдриан Спротт забил единственный мяч, прервав при этом рекордную серию Криса Вудса из 1196-ти минут без пропущенных голов.
 
Четвертого апреля Селтик единственный раз в сезоне оказался сильнее в дерби. Победа со счетом 3:1 приблизила Кельтов к извечным врагам на расстояние двух очков, однако за оставшиеся пять туров Джерс не позволили себе осечек и потеряли только одно очко – в неудобном Абердине. Но именно ничья на Питтодри (1:1) принесла Джерс первое за девять лет чемпионское звание. "Золотой гол", что символично, записал на свой счет не Алли Маккойст (36 мячей в сезоне), а "варяг" Терри Бутчер. Ну и Грэм Сунесс был удален с поля за грубый фол...
 
Впрочем, ложка дегтя в бочке меда не помешала Сунессу сделать смелое заявление: "Это начало чего-то очень значительного!" И он был прав. Отступив в сезоне 1987/88 на третье место, Рейнджерс затем повторят великое достижение легендарного Селтика Джока Стина – девять чемпионских титулов кряду. В апреле 1991 года Сунесс уйдет в Ливерпуль, где потерпит фиаско. А Уолтер Смит продолжит побеждать с Рейнджерами…
 
Алексей Иванов, специально для Бей-беги