Произошло это в сезоне 1877/78. Несколькими годами ранее первым неанглийским клубом в розыгрыше Кубка стал шотландский Куинз Парк, в марте 1872-го игравший в полуфинале, но с тех пор ничего подобного более не случалось. История одной команды из Уэльса, которая прервала этот период и которая находится в центре сего повествования, уходит корнями в историю английского футбола, что, в общем-то, не удивительно.
Город Шрусбери испокон веков являлся главным населенным пунктом графства Шропшир, а также прославился как геологическая столица Великобритании. Близость к северо-востоку Уэльса в свою очередь всегда способствовала тесному контакту между этими регионами.
Публичная школа в Шрусбери в позапрошлом столетии была одной из крупнейших в Англии. В ней, как и в других подобных образовательных заведениях, к середине века появилась собственная версия игры с мячом. Благодаря ученикам и выпускникам знаменитого пансиона этот футбол постепенно распространился по всему графству, а затем пробрался и в соседний Уэльс. Первым валлийским клубом не так давно был признан Рексем, основанный в октябре 1864-го. Собственно он считается старейшим за пределами Англии, и скоро будет праздновать 150-летие.
Неподалеку от Рексэма, в местечке Руабон, в 1860-е годы располагалось одно из отделений New British Iron Company. Двое молодых уроженцев стаффордширского Дадли, Дэвид и Джордж Томсоны, отец которых руководил здесь филиалом этой компании, в 1869 году создали в близлежащей деревне Селф-Маур свой футбольный клуб Пласмэдок. Спустя три года братья при содействии солиситора Ллевелина Кенрика объединились с двумя местными командами шахтеров и военных, сменив название на Руабон Друидс. В том же году состоялся и первый матч между Друидами и Шропшир Уондерерс (клуб из Шрусбери, основанный выпускниками вышеупомянутой публичной школы). Капитаном и лидером последнего коллектива был Джон Хаули Эдвардс.
До излагаемых событий футбол в Шропшире и на северо-востоке Уэльса оставался далек от организованности. Один из игроков команды из Осверти вспоминал: «Изначально мы играли в своих брюках, поле не имело границ, между штангами ворот висела веревка, а вся игра сводилась к сплошному индивидуализму – человек бежал с мячом вперед сколько мог». Однако в сезоне 1872/73 школа Шрусбери и Шропшир Уондерерс вступили в Футбольную Ассоциацию и приняли ее правила. А уже осенью 1873-го команда Джона Эдвардса впервые испробовала свои силы в розыгрыше Кубка Англии, но при любопытных обстоятельствах уступила Шеффилду в первом раунде. Вторая их попытка выдалась более впечатляющей – маленький провинциальный клуб с запада страны в феврале 1875 года добрался до полуфинала. Активное участие в этом славном походе помимо Эдвардса принимали валлийцы Джордж Томсон и Ллевелин Кенрик.
Много времени, чтобы футбол Ассоциации поселился и в Уэльсе, не потребовалось. В феврале-марте 1876 года была основана валлийская ФА (первым президентом и секретарем стал Кенрик, а Эдвардса избрали казначеем) и проведен первый матч национальной сборной. Игра начала стремительное путешествие по стране. Первый Кубок Уэльса в сезоне 1877/78 собрал 18 команд, среди которых был и Друидс.
Тогда же руабонский клуб во второй раз заявился в Кубок Англии. За год до этого жеребьевка свела их в пару с друзьями из Шропшир Уондерерс, но матч не состоялся. На сей же раз никаких препятствий не возникло. 12 ноября 1877 года на поле Рэйскурс в Шрусбери Друидс победили своих более опытных приятелей со счетом 1:0. Состав их выглядел так:
Чарли Куилтер – Э. Пауэлл, Ллевелин Кенрик – Р. С. Ричардс, Уильям Уильямс – Джон Хьюз, Джордж Томсон, доктор Дэниэл Грей, Чарльз Эдвардс, Том Брайан, Джон Джонс.
Единственны
й гол, что интересно, забил Том Брайан – нападающий, приглашенный вместе с голкипером Чарли Куилтером из Бирмингема. Эти двое джентльменов считались очень даже видными футбольными деятелями второго города Англии. Игра там развивалась примерно в том же темпе, что и в Уэльсе – в декабре 1875-го появилась Бирмингемская ФА, а через год был учрежден и Кубок. Главным клубом Западного Мидлендса на ту пору слыл Бирмингем (не путать с Сити), выступавший на Астон Лоуэр Граундс – 31 акр отменных полей, прекрасных садов, полноводных прудов и самого настоящего зверинца. Все эти богатства до 1878 года принадлежали семье Куилтеров. Бирмингем по обыкновению собирал в своем составе лучших мастеров здешнего футбола и, как видно, никогда не отказывал другим командам.
Футбольная дружба между Бирмингемом и северным Уэльсом завязалась в сезоне 1876/77, когда стороны впервые устроили матч между своими Ассоциациями. Такая практика в Британии существовала уже несколько лет – сборные Лондона, Шеффилда, Ноттингема и Глазго регулярно встречались друг с другом.
В общем, отзывчивость Бирмингема пришлась очень кстати, и во втором раунде Кубка Англии Друидс должны были встретиться с шотландским Куинз Парком, но тот в характерной для себя манере не сподобился на далекое путешествие до Рексэма. А вот следующий этап приготовил валлийцам уже реальное испытание в виде Ройал Инжиниерс, победителя и неоднократного финалиста турнира. Играть предстояло 30 января 1878 года в Лондоне, на Кеннингтон Овале, за пару сотен миль от дома. Капитан Друидов Ллевелин Кенрик под это дело, разумеется, не преминул вновь воспользоваться помощью бирмингемских товарищей, а также обратился, вероятно, к знакомым шотландцам, где ему тоже приходилось играть не только в составе сборной, и возможно связался с Уильямом Эвансом. Последний учился в Оксфорде, в прошлом году стал священником, и был первым игроком из Южного Уэльса в истории сборной. В итоге Куилтеры, конечно же, согласились, Эванс тоже приехал, да и из Глазго кое-кто объявился.
Погода тем январским днем была хороша для своего времени года, хотя зрителей это вовсе не притягив
ало. В связи с оттепелью, последовавшей за ночными заморозками, поле пребывало в не самом лучшем состоянии. Около трех часов пополудни футболисты показались из павильона. Наверняка мало кто подозревал, что среди игроков Друидс далеко не все были валлийцами. Точнее, кроме Уильяма Эванса, их вообще не было! Компанию студенту из Оксфорда составили девять бирмингемцев и юный шотландский защитник из маленького клуба Паркгроув по имени Энди Уотсон, первый темнокожий игрок в истории Кубка Англии и современного футбола:
Чарли Куилтер – преподобный Уильям Эванс, Энди Уотсон – Дик Эванс, Чарли Аллен – Фрэнк Билл, Хайрам Слэк, Том Брайан, Л. Томас, Альф Харви, Элай Дэвис.
Волею случая ставший временным капитаном и голкипером Друидов Чарли Куилтер выиграл жеребьевку и почему-то избрал явно не самую лучшую половину поля, решив играть при встречном ветре. Впрочем, господам, собранным со всех концов Британии, ничего не оставалось, как схватиться с именитым соперником и на протяжении 90 минут самоотверженно защищаться, опасаться многочисленных угловых и острейших атак. Куилтер трудился не покладая рук, а бирмингемское нападение во втором тайме даже организовало неприятный натиск на ворота Саперов. Правда, все старания оказались напрасны. Самый экспериментальный состав в истории Друидс проиграл со счетом 0:8…
После этих необычайных приключений клуб из Руабона не появлялся в Кубке Англии на протяжении нескольких лет. В следующий раз валлийцы заглянули только в 1882-м. И тогда у них получилось гораздо лучше.
Антон Горовик, специально для Бей-беги