В 1885 году Футбольная Ассоциация легализовала профессионалов. Отныне футболисты, выступавшие в английских командах и в английских турнирах, имели полное право получать за свою игру как за работу. Принципиальная позиция тех, кто считал оскорблением получать деньги за игру в футбол, становилась все более уязвимой, хотя сторонники любительства все еще не теряли надежды, что «их правое дело восторжествует».

До поры до времени мощным оплотом любителей оставался легендарный клуб Коринтианс, а в национальной сборной Англии любители играли наравне с профессионалами и некоторых из них можно было назвать лидерами команды. Однако после первой мировой войны аматоры вынуждены были начать отступление по всем фронтам. Футбольная Лига, медленно, но уверенная разраставшаяся с самого момента своего рождения, в начале 1920-х годов широко распахнула свои двери. За три года количество профессиональных членов ФЛ увеличилось вдвое и теперь составляло 88 клубов. Столь внушительное увеличение географии серьезно подняло интерес к турниру, и любительским коллективам не оставалось ничего, кроме как окончательно отойти в тень.

Однако был один энтузиаст, который решил бороться с Футбольной Лигой оригинальным способом – создать любительский клуб и, получив членство в ФЛ, доказать состоятельность старых принципов в очном противостоянии с профессионалами. Дик Столи, весьма видный футболист-любитель начала века и член любительской сборной страны, не придумал ничего нового. На самом деле его вдохновил шотландский пример, где в элите Футбольной Лиги с 1900 года выступал старейший клуб страны Куинз Парк, принципиально хранивший верность идеалам любительского футбола. В одном дивизионе с лучшими футболистами страны Куинз Парк не мог похвастаться высокими результатами, и первые два десятка лет клуб был защищен от вылета во второй дивизион. Но когда в сезоне 1921/22 Куинз Парк все-таки вылетел из элиты, он тут же вернулся обратно, став чемпионом второго дивизиона. При этом Куинз Парк играл домашние матчи на главной арене Шотландии – стадионе Хэмпден Парк.

План Столи был прост. Он предложил объединить лучших футболистов-любителей в один клуб, подать заявку в Футбольную Лигу, договориться об использовании национального стадиона Уайт Сити, принимавшего лондонский Олимпийские Игры 1908 года, и… Дальше предполагался триумфальный поход по дивизионам Футбольной Лиги «в пику всем сторонникам наживы и чистогана». Столи, как убежденный сторонник олимпийского принципа, был большим любителем Древней Греции, а потому название для будущего клуба он выбрал соответствующее и обязывающее – Аргонавты. И, стало быть, цель перед клубом стояла одна – вперед, за «золотым руном».

Дик Столи в письменном виде известил о своей идее все без исключения клубы Футбольной Лиги, надеясь на их поддержку. В то время в конце каждого сезона решение об изменении в составе членов Лиги принималось путем голосования, в котором участвовали только члены ФЛ. То есть было куда сложнее получить место в Лиге, нежели его лишиться. Столи понял это сразу же, когда в ответ на его письмо с негодованием выступили два клуба из Западного Лондона – Куинз Парк Рейнджерс и Брентфорд. Они не могли не понимать, сколь серьезную опасность представляет появление в их районе именно такого соседа. К примеру, финалы Кубка Англии среди любителей в то время собирали не менее 30-ти тысяч зрителей, и можно себе представить, какие возможности открывались бы перед Аргонавтами в случае вступления этого клуба в Футбольную Лигу. Столь неординарное событие обязательно нашло бы отклик в обществе и привлекло к себе внимание той части болельщиков, что без того кое-как заполняли стадионы Куинз Парк Рейнджерс и Брентфорда. Подтверждая не беспочвенность этих опасений, крупное издание Athletic News подхватило идею и обратилось к Футбольной Ассоциации с призывом посодействовать созданию клуба, в котором были бы собраны лучшие любители со всей страны. Столи вынужден был изменить свои планы, заверив недовольные клубы, что Аргонавты не собираются претендовать на Уайт Сити, вместо этого они планируют использовать Имперский Стадион, больше известный как Уэмбли.

По итогам сезона 1927/28 в южной группе третьего дивизиона последние два места заняли клубы Мертир Таун и Торки Юнайтед. Это дарило Аргонавтам надежду. Можно было не сомневаться, что кандидатура Мертир Таун будет пользоваться поддержкой из стратегических соображений – это был один из валлийских клубов, влившихся в ряды Лиги в начале 1920-х годов. Но с Торки можно было побороться. Он носил статус клуба ФЛ только один сезон, вряд ли успел заработать необходимый авторитет, а его удаленное расположение должно было сыграть на руку Аргонавтам из столицы. Вместе с любителями заявку на место в Лиге подали также клубы Кеттеринг Таун и Питерборо & Флеттон Юнайтед, однако на двоих они получили только пять голосов. Невзирая на расчеты Столи, Торки получил больше всех – 42 голоса, а вот Мертир Таун выиграл у Аргонавтов только 11 голосов – 27 против 26-ти. Амбиции пришлось отложить еще на год.

Именно тогда Дик Столи допустил стратегический просчет. Он подогревал интерес к своей идее с помощью газетных публикаций, однако так и не собрал состав, чтобы провести хотя бы один матч в поддержку авторитета Аргонавтов. Столи считал, что в этом нет необходимости, пока клуб не получил место в Футбольной Лиге, но со свойственной идеалистам наивностью не учел, что выступления реально существующей  команды могут сделать для торжества идеи больше, чем самые красивые речи. Вместо этого на Уэмбли восемь матчей провел бывший клуб Столи – Илинг. Результаты, кстати, получились плачевными – Илинг проиграл шесть раз, пропустил 24 мяча и в среднем собирал аудиторию из… 50-ти человек.

В 1929 году заявка Аргонавтов получила всего шесть голосов. Но против Эксетер Сити и Джиллингема у Дика Столи было мало шансов – оба клуба имели репутацию твердых середняков, которые неожиданно плохо отыграли сезон. Еще спустя один год заявка  клуба-фантома вообще осталась незамеченной – 0 голосов. Интересно, что именно тогда поддержку членов Лиги получил столичный клуб Темза. Как и Аргонавты, он был основан в 1928 году. Темза возникла специально – на огромном стадионе Вест Хэм проводились собачьи бега и соревнования по спидвею, но не было своей футбольной команды. И Темза стала ею, причем, в отличие от Аргонавтов, стала реальной футбольной командой. Она успела провести два сезона в Южной Лиге, занять там третье место, и только потом подала заявку на вступление в Футбольную Лигу.

В конце концов проект «Темза» тоже оказался нежизнеспособным, и спустя два года клуб самоустранился, отчаявшись привлечь внимание болельщиков (6 декабря 1930 года Темза установила существующий поныне антирекорд посещаемости матчей Футбольной Лиги – поединок с Лутон Таун собрал всего 469 зрителей). А путешествие Аргонавтов за «золотым руном» Футбольной Лиги так и осталось красивой, но пустой затеей последнего не сдавшегося романтика.

Михаил Ермаков, специально для Бей-беги