Рубрика Calcio dello Stivale представляет интервью с бывшим игроком Милана и Интера Кларенсом Зеедорфом.
Декабрь - месяц подведения итогов. По рангу выстраиваются режиссеры, певцы, актеры. Когда речь заходит о футболе, все спорят - кто лучше, Роналду или Месси? Впрочем, у ценителей изысканности в спорте свои приоритеты - в числе лидеров на протяжении многих лет у них Кларенс Зеедорф. Джентльмен на поле, хозяин фешенебельных ресторанов и бизнесмен за его пределами. Полгода назад он уехал в Бразилию, чтобы надеть форму Ботафого. В декабре вернулся в Милан. И вот - сидит перед нами. Темный костюм, мобильный телефон на столе. Кларенс уже сейчас выглядит, словно тренер.
- Мы нашли твою цитату 2002-го года. "Уже в шесть лет я понял, какая у меня миссия. Увидел фильм про голод в Эфиопии и решил помогать этим детям". Спустя десять лет ты настроен все так же решительно?
- Да, я ведь человек слова. Я пытаюсь делать то, что подсказывает мне сердце, достигать поставленной цели.
- Твоя последняя цель - Бразилия и тамошний футбол. Что расскажешь?
- Сложно сделать неправильный выбор, отправившись играть в Бразилию! Конечно, с точки зрения тактики там царит эдакий "организованный хаос". Но все видели матч Челси с Коринтиансом...
- Что думаешь о Неймаре?
- Я ни разу не играл против него, потому ничего конкретного сказать не могу. Очень талантливый парень, но в Бразилии все нападающие талантливы. К примеру, Палмейрас вылетел с Баркосом в атаке, а ведь он - игрок сборной Аргентины.
- Чем южноамериканский футбол отличается от привычного тебе кальчо?
- В Европе мне не нравилось рано вставать - я всегда считал, что лучше всего тренироваться после полудня. В Бразилии на протяжении пяти месяцев пришлось просыпаться в 6.30 - 7 утра, потому что в 11 уже слишком жарко, чтобы играть.
- Ты следишь за событиями в родных Нидерландах? В Альмере боковой арбитр был убит молодыми футболистами...
- Я жил в этом городе раньше, занимался там общественной деятельностью. Мэр пригласил меня, чтобы поучаствовать в разборе полетов. Как обычно, должен кто-то умереть, чтобы власти зашевелились.
- А какое у тебя впечатление об Италии?
- У этой страны есть преимущества и недостатки. Итальянцы постоянно хотят быть хитрее всех, и это мне не нравится. С другой стороны, это очень творческий народ. Путешествуешь по миру, видишь что-то красивое, а потом оказывается, что это создано уроженцем Апеннин.
- Серия А?
- В Италии чемпионат интереснее, чем, к примеру, в Испании, где все сводится к противостоянию двух команд. У итальянцев есть страсть, но нет стадионов. Однако Ювентус пошел по модели немецких клубов - это уже шаг вперед.
- А что скажешь о модели бизнеса Милана?
- У клуба нет стадиона, а значит, нет модели. Они ведь платят за аренду.
- В СМИ ходили слухи, что ты вновь можешь надеть форму россо-нери. Это правда?
- Нет. Я принял свое решение и уехал в Бразилию - это точка.
- Если сравнивать нынешнюю команду с той, которую ты покидал, то Эль Шаарави успел стать лидером Милана. Ты удивлен?
- Нет, я ожидал этого. Еще в прошлом году он был силен, правда, почти не играл. Стефан - серьезный парень, он старается, ну а эта штука у него на голове... Я всегда говорил, что каждый может выражаться, как хочет. Главное, чтобы с ним не поступили, как с Пато, стараясь сделать из молодого прогрессирующего футболиста ключевого исполнителя. Эль Шаарави всего 20 лет, он не может определять игру команды.
- А кто может?
- Не знаю. Мы ведь говорим об Эль Шаарави.
- В 20 лет он готов носить десятый номер?
- Мою десятку уже забрал кое-кто другой...
- Говорят, ты с радостью готов был отдать свой номер Ибрахимовичу. Ошибаются ли те, кто считает, что Златан стал бы достойным "наследником", а Боатенг... мягко говоря, этого не заслуживает?
- Каждый волен думать, как хочет (смеется).
- То есть?
- Действия на футбольном поле определяют, достоин ли футболист носить определенный номер.
- Чья потеря стала более тяжелой для Милана - Ибрахимовича или Тиаго Силвы?
- Тиаго, ведь великая команда начинается с обороны. Продолжать?
- Да, конечно.
- Ибра - определяющий игрок, но далеко не факт, что он обязательно делает команду лучше. В атаке он мог все решить в одиночку, но Милан почти не проигрывал и в его отсутствие. Со Златаном в составе можно было запустить мяч вперед, зная, что он разберется. Тиаго же работал на команду.
- Ты говоришь, как тренер.
- Я всегда мечтал стать алленаторе.
- Марко Ван Бастен заявил, что пока не готов возглавить Милан. А ты бы начал свою карьеру с гранда?
- Конечно, почему бы и нет? К тому же, Ван Бастен... первой его командой была сборная Нидерландов.
- Так в ящиках письменного стола в Рио у тебя тактические наработки?
- Нет, я сейчас читаю преимущественно книги о духовности. Например, написанные Далай Ламой.
- Чьи тренерские методы тебе по душе? Анчелотти? Ван Гаала?
- Это будут методы Кларенса Зеедорфа. Мне повезло работать со всеми величайшими тренерами современности, кроме Моуриньо.
- А как же Гвардиола?
- Нет, Гвардиола - отдельная история. Машина Барселоны работала исправно и при Райкаарде. Да и раньше, когда я выступал за Реал, в матчах на Камп Ноу мы не могли зацепиться за мяч. Кроме Моуриньо я могу включить в список великих Ван Гаала, Хиддинка, Эрикссона, Липпи, Капелло, Анчелотти, Дель Боске.
- Банально будет спрашивать, кто из них лучший?
- Конечно.
Интервью La Gazzetta dello Sport
Перевод и адаптация Юрия Шевченко, Football.ua