Согласно легенде за день до одного из самых значимых событий в своей жизни Франческо Тотти отыграл один тайм за примаверу Ромы и забил два гола в ворота Асколи. Затем быстро собрался и отправился в Брешию, чтобы присоединиться к первой команде. 28 марта 1993 года жизнь Франческо Тотти изменилась навсегда. А с ней — и история итальянского футбола.
- Франческо, эти 20 лет пролетели быстро?
- Да, очень быстро. Думаю, причиной тому моя страсть к футболу. Помню тот день, как сейчас. Я и не думал, что выйду на поле... Когда Вуядин Бошков обернулся, чтобы позвать меня, я подумал, что он обращается к Муцци. Именно Роберто сказал мне: "Посмотри, он хочет, чтобы ты сыграл".
- Сколько голов ты бы забил, если бы с самого начала играл в центре нападения?
- Как минимум три сотни — я уверен, что уже обошел бы Сильвио Пиолу. Надеюсь, что проблем со здоровьем у меня не будет и я еще поиграю. Даже несмотря на то, что через год истекает срок моего контракта.
- Ты как-то сказал, что хочешь играть до сорока лет. Думаю, продление контракта с Ромой — сущая формальность.
- Я надеюсь на это. На следующей неделе в Рим прилетит президент Паллотта, и мы все обсудим. Мне очень нравится, что клуб верит в мои возможности.
- Ривера, Мальдини, Рива, Маццола, Антоньони, Дель Пьеро. Часто в нашем футболе случается так, что с многолетними лидерами, бандьерами, клубы прощаются не так, как хотелось бы.
- И остаются только древки (bandiera — дословно "флаг" — прим. Ю.Ш.)... Если серьезно, я считаю, что это несправедливо по отношению к людям, которые столько отдали клубу. Надеюсь, что стану исключением из правил.
- Кого из итальянских футболистов, чью игру ты видел вживую, ты поставил бы выше себя на условном пьедестале?
- Никого — цифры говорят сами за себя.
- Существует ли такой игрок, о котором ты думал: "Мне никогда не удастся сделать то, что удалось ему"? Можешь назвать самого сильного оппонента и самого сильного партнера по команде?
- Отвечая на первый вопрос, я назову Лионеля Месси. Самый сильный соперник — Роналдо. Среди одноклубников я бы выбрал Батистуту и Кассано, с которым у меня прекрасное взаимопонимание на поле.
- Буффон назвал Антонио Конте лучшим тренером, с которым он работал. Ты можешь сделать подобный выбор?
- Марчелло Липпи. Никто из тренеров не обладает такой харизмой, как он. Также не могу не упомянуть Капелло и Спаллетти — они великолепные алленаторе. Мы и сейчас с ними часто общаемся. Жаль, что Лучано до сих пор говорит, будто покинул клуб из-за меня — он ведь сам хотел возглавить Зенит...
- С кем из тренеров ты хотел бы поработать?
- С Моуриньо.
- В Роме работали молодые перспективные тренеры: и Монтелла, и Страмаччони. Ты хотел бы снова видеть их в клубе? Возможно, после того, как завершишь карьеру и займешь место в руководстве?
- Может случиться так, что они еще застанут меня на поле — в футболе все возможно. У меня отличные отношения с Винченцо и Андреа. Я часто вижусь с Монтеллой, потому что наши жены дружат.
- Впрочем, у Аурелио Андреаццоли пока все выходит. Считаешь, у Ромы есть шанс попасть в Лигу чемпионов?
- Это зависит не только от нас. Мы попытаемся, но нужно признать, что попадание в Лигу Европы — куда более реальная цель. Такая команда, как Рома, не должна упускать шанс выступать в еврокубках. Что касается Андреаццоли, то у него действительно неплохо получается. Он знает клуб от А до Я, команда побеждает — значит, он все делает правильно. Но в следующем сезоне мы должны бороться за место в первой тройке.
- Некоторые футболисты Ромы заявили, что уход Земана стал для них своеобразным "освобождением". Может, им просто не удалось понять чешского тренера?
- Достоинства и недостатки есть у всех. Когда что-то идет не так, платит за это всегда алленаторе. Но если бы каждый из нас
выкладывался на 100%, все могло бы сложиться иначе.
- Если, если... А что, если бы в 1997-м тебя продали бы в Сампдорию, как хотел Карлос Бьянки?
- У него были проблемы с римлянами. Если бы я уехал в Геную, то уже не вернулся бы. Спустя много лет я еще раз был близок к тому, чтобы покинуть Рому. Я решил перейти в Реал, но мы не договорились по условиям контракта. Но я не жалею, что остался.
- Ты считаешь, что мог бы получить Золотой мяч?
- Возможно, в 2000 году, победи мы в финале чемпионата Европы... В следующем сезоне Рома ведь выиграла титул в Серии А.
- Правда, что на том Евро ты не вышел в основе в матче с Нидерландами из-за давления со стороны спонсоров?
- Так все говорят. Я проводил отличный турнир, забивал важные голы — не было причины оставлять меня в запасе.
- Президент Джанкарло Абете составил идеальную сборную того периода, когда он работает в Федерации футбола: Буффон, Бергоми, Ширеа, Каннаваро, Мальдини, Конти, Пирло, Тарделли, Тотти, Росси, Дель Пьеро. Как считаешь, он забыл кого-то из неприкасаемых?
- Я попал в нее, и это очень приятно. Эти футболисты принесли Италии два титула чемпионов мира.
- До окончания карьеры ты бы предпочел выиграть еще одно скудетто или одержать победу на мундиале?
- А оба трофея взять нельзя? Пожалуй, я выбрал бы скудетто — после окончания чемпионата будет еще месяц до мундиаля, можно успеть подготовиться.
- Ты до сих пор сомневаешься, стоит ли возвращаться в сборную. Переживаешь из-за физической формы, приема в команде или боишься, что в случае неудачи из тебя сделают козла отпущения?
- Последний вариант — именно он нем я думаю. Чемпионат мира — самый важный турнир в карьере каждого игрока, а этот еще и будет проходить на родине футбола, в Бразилии. Но если Италия потерпит неудачу, то я знаю, кого сделают виновным. Скажут: "Тренер притащил старика, который разрушил команду". Сейчас все на моей стороне, но стоит мне провалить несколько матчей в следующем сезоне и меня перестанут поддерживать.
- Какие шансы у Италии на чемпионате мира без тебя?
- Такие же, как и на чемпионате Европы. Я надеюсь, они смогут победить. А со мной, безусловно, проиграют... Это отличная команда, Пранделли — классный тренер. У Италии хорошие перспективы.
- Считаешь ли ты Балотелли феноменом?
- Он может стать феноменальны футболистом, но все зависит от того, что у Марио в голове, от его поведения. От того, что ты делаешь в свободное время, во многом зависит твоя игра.
- В некоторых СМИ Балотелли сравнивают с молодым Тотти.
- Да, да, да, меня называли типичным римлянином, высокомерным, писали, что я не хочу тренироваться. Но я всегда был спокойным, а Марио сам ищет неприятности.
- В 2001 году Рома выиграла Серию А. Мог ли ты представить, что спустя 12 лет это чемпионство так и будет оставаться последним для команды?
- Нет, у нас была великолепная команда, прекрасный коллектив, фантастический тренер. Мы могли взять еще два-три титула. Та Ромы напоминает мне Интер, выигравший четыре скудетто подряд. К сожалению, мы упустили свои шансы, но думаю, что и Кальчополи сыграл роль.
- Ты большего ждал от Ромы после прихода американских инвесторов? Возможно, то, что президент находится не рядом с командой — это проблема.
- Мне так не кажется. Если команда не показывает должные результаты, то это зависит не от клуба, а от игроков. Наше руководство собрало отличную команду.
- Рома отказалась от сотрудничества с шейхом Арефом. Что думаешь по этому поводу?
- Только в Роме могло произойти что-то подобное.
- Ты ожидал, что тифози будут так критиковать Даниэле Де Росси?
- Да, ведь со мной такое случалось. Римские болельщики всегда требуют к себе большего уважения, чем поклонники других команд. Надеюсь, Де Росси останется в команде. Но в футболе, как я уже говорил, возможно всякое.
- Кого из футболистов ты бы хотел видеть в Роме? Месси и Роналду не учитываем.
- Хави.
- Вскоре состоится очередное римское дерби. Были ли такие лациале, которым ты сочувствовал после их поражения?
- Алессандро Неста — он очень классный футболист и мой хороший друг. Впрочем, когда мы на поле, что мне неприятны все игроки Лацио.
- Большее впечатление на тебя произвел первый гол в Серии А или первый поцелуй?
- Впервые ты целуешься, когда очень юн. Ты делаешь это, потому что видишь, как это делают другие, не чувствуя любви и страсти — для них еще слишком рано. На момент первого поцелуя мне было десять лет, я ничего не понимал. А забивать в Серии А я мечтал всегда. Потому — гол.
- Первый поцелуй в десять лет?!
- В 12 я уже потерял девственность... С римской девушкой, которая была на пять лет старше меня.
- Продолжим развивать эту тему. Как-то ты говорил, что не раз имел дело с девушками легкого поведения. Зачем тебе это? Ты мог заполучить любую женщину. Это такой способ не рисковать последствиями?
- Риск есть всегда. Я бы, к слову, снова открыл публичные дома, они хотя бы дают уверенность, что с гигиеной все в порядке.
- Пранделли считает, что игрокам-геям пора заявить о себе, Ди Натале против этого. Кого ты поддерживаешь?
- Я никогда не был знаком ни с одним геем. Считаю, что ни футбол, ни Италия в целом к этому не готовы. Возможно, для кого-то это грустно, но таковы реалии.
- Перейдем к политике. Как тебе прорыв партии Грилло? (Беппе Грилло — итальянский комик и лидер движения "Пять звезд" — прим. Ю.Ш.)
- Я не интересуюсь подобными вещами. Я даже не ходил голосовать.
- Но ты говорил, что Малаго — новый президент Олимпийского комитета, напоминает тебе Грилло.
- Да. Это новое лицо со свежими идеями. Он добьется успеха.
- Что скажешь о договорных матчах? Кристиано Дони подтвердил, что результаты многих игр чемпионата известны заранее.
- Одно дело — продавать матчи, другое — быть пособником в этом. Впрочем, ни того, ни другого не должно происходит, необходимы изменения, но с этим в Италии сложно.
- Ты не жалеешь, что был лицом рекламной кампании онлайн-покера? Многие погубили себе жизнь, играя.
- Кто-то играет, кто-то слишком много пьет, кто-то принимает наркотики. Это просто слабые люди.
- Известно, что ты — очень азартный человек, любишь играть в карты. Поддерживаешь Буффона, который считает, что в свободное время футболист может делать все, что угодно?
- Конечно, я не могу без этого. Это мои деньги, я распоряжаюсь ими, как хочу.
- Напоследок поговорим о твоих детях. Ты будешь рад, если Шанель выйдет замуж за футболиста?
- А почему бы и нет? Главное, чтобы он относился к ней с уважением, которого она заслуживает.
- Кристиан играет в футбол. Ты мечтаешь о династии, как у Маццолы и Мальдини?
- Я буду рад, если Кристиан преуспеет, но надеюсь, этого не случится. С фамилией Тотти ему будет очень непросто в футболе. Я хочу, чтобы он стал теннисистом, а я буду его менеджером после того, как повешу бутсы на гвоздь.
Интервью La Gazzetta dello Sport
Перевод и адаптация Юрия Шевченко, Football.ua