Рубрика Calcio dello Stivale представляет интервью с бывшим нападающим Пармы и Милана Эрнаном Креспо.
Несколько месяцев назад Эрнан Креспо смотрел матчи, оценивал игроков, записывал свои наблюдения, держа в уме должность помощника тренера Милана — пообещал ее аргентинцу Кларенс Зеедорф. Сегодня он работает с Примаверой Пармы. Это не шаг назад, а просто следствие череды событий. К тому же в жизни Креспо было столько "если"... Если бы Милан не проиграл финал Лиги чемпионов в Стамбуле... Если бы Реал не назначил Зидана ассистентом Карло Анчелотти... Если бы прошедшим летом Роберто Донадони принял предложение президента Клаудио Лотито и возглавил бы Лацио... Если, если, если... "Слишком много условий, — говорит Эрнан. — Уж лучше твердо стоять на ногах и не жить мечтами".
- Эрнан, представьте, что вы тренируете первую команду Пармы. Какая необходима тактика, чтобы противостоять Милану?
- Мне достаточно легко это представить. Прежде всего, мы должны не забывать о так называемом "менталитете провинциалов". От него необходимо отталкиваться. Я бы хотел, чтобы моя команда всегда могла удивить соперника и играла в очень высоком ритме. Милан, конечно, сильнее, но всякое может случиться. Моя тактика нехитрая: выжидать и наносить удар. Необходимо не дать Милану пространства для маневров, не оставлять защитников один на один с игроками группы атаки.
- Теперь вы — алленаторе Милана. Что скажете игрокам?
- Забудьте победу над Лацио. Если мы будем считать, что все хорошо, то рискуем проиграть. К тому же, мы — уже не прежний Милан, стоит это признать. Но наша команда все равно обязана быть в числе лидером. На поле аутсайдеров и середняков Милан должен побеждать. Как? Играя слаженно, не теряя концентрацию. Мы много работали этим летом, теперь пришло время применить полученные знания на практике.
- Что для вас означает Парма?
- Это мой второй дома. Я приехал в этот город, когда мне был 21 год, я здесь, по сути, вырос. Я понял, что хочу жить здесь всегда, тифози выбрали меня игроком столетия. Сложно найти место лучше.
- А какое у вас отношение к Милану?
- Это мечта. Когда я был еще ребенком, то болел за Наполи Диего Марадоны, как и все аргентинцы. Но мне очень нравился Милан, за который играли Гуллит и ван Бастен. Я рос, наблюдая за легендарным ван Бастеном, это был недостижимый идеал, футболист, на которого хотели быть похожи все, кто играл в нападении.
- Мечта стала реальностью в сезоне 2004/05.
- Мне удалось поиграть за команду, которую я обожал. Но всего год...
- Галлиани тогда принял решение не использовать опцию выкупа и вы вернулись в Челси. Почему так произошло?
- Думаю, всему виной тот злосчастный финал Лиги чемпионов в Стамбуле. Но Галлиани всегда был со мной честен. Он не раз потом говорил, что ошибся, отпустив меня. Очень жаль, что я не остался и не получил шанс поквитаться с Ливерпулем в 2007-м.
- Вернемся к стамбульскому матчу. Что же все-таки случилось?
- Ничего особенного. Футбол иногда приносит боль — вот и все. Я сделал дубль, на перерыв мы уходили, ведя 3:0, были уверены в победе. Анчелотти сказал, что мы играем великолепно, команды снова вышли на поле и... Свет погас за шесть минут. Проклятые шесть минут. Вы знаете, что я пересмотрел игру и свои голы только спустя два месяца? У меня не было сил, так было больно.
- А в Афинах, спустя два года, вы уже не играли.
- Нет, но я все равно был очень рад. Вскоре после матча я получил много СМС от бывших одноклубников: написали Неста, Пирло, Гаттузо, Брокки, Анчелотти... Они сказали, что это Кубок — мой тоже. А ведь я уже был игроком Интера... Я никогда не забуду этот день.
- Не так давно казалось, что вы вернетесь в Милан в качестве тренера. Это действительно было возможно?
- У меня существовала договоренность с клубом. Мы с Япом Стамом должны были работать в штабе Зеедорфа. Что случилось потом — знаете сами. Кларенс позвонил мне, сказал, что все отменяется. Сумасшествие какое-то. Но я привык к неожиданным поворотам — я ведь должен был присоединиться к Реалу Анчелотти, но пришлось стать комментатором на ТВ.
- Каким тренером стал Индзаги? Вы ведь хорошо его знаете.
- Мы вместе проходили курсы в Коверчано. Филиппо из тех людей, которые никогда не сдаются. Он был и игроком таким: не впечатлял техникой, но всегда знал, где нужно быть, чтобы отправить мяч в ворота. Индзаги — методичный специалист с конкретными ясными методами работы. Он здорово проявил себя с Примаверой Милана.
- А как вы себя чувствуете в качестве алленаторе?
- Великолепно! Я ненавижу проигрывать и пытаюсь привить ощущение своим подопечным. Я всегда говорю: есть кто-то лучше меня, но, чтобы доказать это, он должен продемонстрировать что-то феноменальное. Иначе выиграю я.
- У вас есть примеры для подражания?
- Я наблюдаю за работой множества тренеров, изучаю их, затем делаю выводы для себя. Хочу взять что-то от Анчелотти, что-то от Моуриньо, что-то от Бьелсы.
- И какие качества вы цените в Анчелотти?
- Его спокойствие, человечность и умение всегда находить общий язык с футболистами.
- В Моуриньо?
- Мне нравится его система тренировок. Он всегда на шаг впереди всех остальных. К тому же, Жозе — великолепный психолог.
- В Бьелсе?
- Марсело умеет делать так, чтобы футболисты прогрессировали. Если кто-то играет на 70%, то будьте уверены, что с Бьелсой он заиграет на 110. Он — мастер своего дела.
- Вы видите Креспо-игрока в современном футболе?
- Нельзя сравнивать футболистов разных эпох. Это несправедливо. Когда я выходил на поле, против меня играли Каннаваро, Неста, Мальдини, Тюрам... Вы поняли мою мысль? Я считаю абсолютной глупостью разговоры о том, кто лучше — Месси или Марадона. Месси — фантастический нападающий, но у меня нет слов, чтобы описать Марадону...
- Вы работаете с молодежью, которую в Италии в последние годы стали наконец-то ценить.
- Среди юных игроков много талантов, но нужно уметь с ними работать. Многие думают о привилегиях, которые дает футбол, а не о тренировках — так быть не должно. Если кто-то допустит глупость, то я поддержу его, но при условии, что он впечатлит меня на поле. Как иначе? А многие позволяют ребятам делать, что им вздумается, все прощают, а те продолжают халтурить.
- То есть Кассано вы бы поддержали?
- Я в восторге от Антонио. Это человек, который играет не только ногами — он включает голову. В прошлом году Парма благодаря ему завоевала путевку в Европу. Он ответил всем критикам.
- А что скажете о Балотелли?
- Это другой случай. Суждения о Марио зависят от ожиданий. Если вы считаете, что он может забить 25 голов за сезон, то есть смысл критиковать Балотелли. Ему никогда не хватало стабильности. Он может решить исход одного матча, но нет смысла просить его повторить это в следующем.
- Милан сделал ставку на Торреса. Какие у него перспективы?
- Это прекрасный нападающий, который всегда будет держать в напряжении защитников, ждать передачи в штрафной площадке, у него отличная скорость. Учитывая исполнителей, которые есть у Милана в центре поля, мне кажется, что Торрес — тот самый игрок, который нужен им для завершения атак.
- От Эль Шаарави можно ждать того же футбола, что и два года назад?
- Я очень хотел бы, чтобы он снова вышел на прежний уровень. Мы играли вместе в Дженоа, и я могу сказать, что Стефан — очень серьезный парень. У него уже были сложные моменты в карьере, он закален. Эль Шаарави необходимо справиться с грузом ожиданий, ведь он, по сути, был лидером Милана всего полгода. Ему нужно провести полный сезон — уверен, у него это выйдет.
- А в возрождении итальянского футбола уверены?
- Когда-то, десять-пятнадцать лет назад, лучшие игроки мира ехали в Италию. Сейчас мы не можем даже мечтать, что Криштиану Роналду или Месси будут выступать в Серии А. Необходимо изменить подход к кальчо, понять, что необходимо растить своих талантов. Наша задача — работать на экспорт. Мы должны сделать так, чтобы итальянская школа заявила о себе на весь мир, и тогда можно надеяться на прогресс. Чувствуете, во мне говорит итальянец, а не аргентинец...
Интервью La Gazzetta dello Sport
Перевод Юрия Шевченко, Football.ua