Этим летом в Аргентине произошло событие, трагическое в масштабах не только одной страны, но и всего мирового футбола. Один из величайших клубов планеты Ривер Плейт впервые за свою более чем столетнюю историю покинул элитный дивизион аргентинского чемпионата. И это ни в коем случае не преувеличение: клуб насчитывает миллионы поклонников по всей планете, а аргентинское суперклассико с Бокой по некоторым оценкам является самым интересным и горячим футбольным противостоянием в мире. Но как минимум на год Ривер Плейту придется спуститься с небес на землю. 
 
Богатые тоже плачут?
 
На самом деле, на сегодня от финансового благополучия клуба осталось лишь прозвище Мильонариос, полученное еще в далеких тридцатых за миллионы, выложенные за трансферы нескольких футболистов. Нынешние же реалии таковы, что позволить себе подобную роскошь Ривер Плейт не может. А потому вызывать вопросы в вынесенном в подзаголовок названии известного телесериала скорее должно первое слово.  По разным оценкам долги клуба достигают 50-60-ти миллионов долларов, а прошлый сезон был закончен с убытками в 20 миллионов, и даже трансфер Хонатана Майданы, за которого аргентинцы были должны Металлисту 2,5 миллиона долларов, долгое время был серьезной проблемой. 
 
Вылет из Примеры в материальном плане сказался неоднозначно. С одной стороны, клуб теряет различные спонсорские отчисления, которые уменьшаются из-за уровня лиги, теряет и в отчислениях за права на телетрансляции. Правда, здесь все же потери будут не максимальными, но будут. Права на показ матчей Ривер Плейта оставил себе государственный телеканал, контролируемый президентом ассоциации Хулио Грондоной и президентом страны Кристиной Киршнер, тогда как все остальные клубы второго дивизиона получают свои деньги от телеканала TyC. Выплаты клубам здесь, естественно, небольшие – чуть менее миллиона долларов на брата. Понятно, что матчи Ривер Плейта будут иметь более повышенный интерес и государственный канал за них заплатит больше, но рассчитывать на прошлогодние 7 миллионов долларов Мильонариос уже не приходится. 
 
Придется Риверу еще и помотаться по бескрайним просторам аргентинской провинции. В Примере образца прошлого сезона помимо самого клуба еще шесть представляли столицу, семь агломерацию Большого Буэнос-Айреса (до Авельянеды, например, не более получаса езды), а два Ла-Плату, до которой ехать около часа. Теперь же половина соперников представляет самые различные города и провинции страны, а потому сумма расходов на перелеты прилично возрастет.
 
С другой стороны – клуб устроил вынужденную распродажу игроков, вследствие чего серьезно сократил зарплатную ведомость и заработал неплохие деньги на продаже своих талантов. В самом деле, во втором дивизионе команда вполне может обойтись и без Эрика Ламелы, а вот без выплаченных за него 12-ти миллионов евро вряд ли. Заработали и на продаже Диего Буонанотте, об уходе которого правда было известно еще в начале года, а вот Мануэль Лансини сулит выгоду в перспективе – пока аренда молодого полузащитника обошлась Флуминенсе лишь в 400 тысяч долларов, но если бразильцы захотят впоследствии выкупить талантливого игрока, то им придется раскошелиться на 15 миллионов.
 
Что позволено Юпитеру
 
Вылет Ривер Плейта явился огромным ударом по многочисленной торсиде клуба. А учитывая, что среди них есть и весьма хулиганистые элементы, так называемые Барра Бравас, беспорядки чем-то неожиданным не стали. Фанаты начали разносить стадион еще до окончания матча, а затем выплеснули все свои эмоции на Буэнос-Айрес. В результате беспорядков пострадало около сотни человек, более полусотни было задержано. Естественно, без последствий для клуба это обойтись не могло. Болельщики с огромной тревогой ожидали вердикта руководящих органов, и было отчего – похожий прецедент уже случался в Аргентине.
 
Столичный клуб Нуэва Чикаго четыре года назад тоже оказался в стыковых матчах и оба проиграл Тигре. По ходу ответной игры болельщики Зеленых (прозвище клуба) устроили беспорядки, начали крушить стадион и высыпали на поле, сорвав матч. Нуэва Чикаго тогда схлопотал по полной программе – сезон во втором дивизионе он был вынужден начинать с гандикапом в минус 20 очков, а еще провести столько же матчей вне родного стадиона. Позднее над командой «смилостивились», амнистировав 2 очка, но от вылета еще дальше это не спасло. Нуэва Чикаго до сих пор не может выкарабкаться обратно, пребывая в третьем дивизионе чемпионата Аргентины.
 
Ривер Плейт пронесло. Единственным дисциплинарным наказанием для клуба стали 5 домашних матчей вне родных стен, два первых из которых пройдут под закрытыми дверьми. Более того, Пассарелла пытался опротестовать и это решение, но тут судья остался при своих. При этом даже выездной матч в Мендосе, что находится в тысяче километров от Буэнос-Айреса неподалеку от чилийской границы, собрал более тридцати тысяч зрителей, и большая часть из них болела за гостей! Чего уж говорить о каком-то другом стадионе в пределах столицы.
 
Такое мягкое наказание футбольные власти объяснили тем, что футбол и болельщики должны страдать в последнюю очередь, и слишком жестоко наказывать клуб за выходки хулиганов не совсем правильно. Хотелось бы верить в гуманизацию взглядов чиновного люда от футбола, а не в сыгравшее свою роль имя Ривер Плейта. Что ж, обратный прецедент они создали.
 
Дела трансферные
 
Изменения не могли не затронуть и состав, причем стали они, по понятным причинам, весьма масштабными. Из игроков основного состава прошлого сезона команду покинуло восемь человек, а Матиас Альмейда завершил карьеру. Впрочем, и подкрепился Ривер Плейт весьма недурно, ведь порой казалось, что состав команды в этом сезоне может оказаться даже посильнее прошлогоднего. Судите сами, но имена клубов, из которых пришли футболисты, впечатляют – Валенсия, Интернасьональ, Пеньяроль, еще ряд клубов аргентинской элиты.
 
Главными фигурами межсезонья стали Алехандро Домингес и Фернандо Кавенаги. Воспитанники клуба в трудную минуту бросились его спасать, согласившись на существенные личные финансовые потери. Согласитесь, заслуживает уважения – ведь тот же Чори вполне мог сидеть и дальше на зарплате в Валенсии или подыскать себе безбедный вариант где-нибудь в России.
 
Громкими оказались и два трансфера из Годой Круса, команды-открытия последних лет. Лидер мендосианцев и один из лучших футболистов прошлого чемпионата, уругвайский полузащитник Карлос Санчес променял элитный дивизион на низшую лигу, паровозом к трансферу шел полузащитник Мартин Агирре, и все это менее чем за 2 миллиона долларов. Опорную зону усилил Николас Доминго, успевший поиграть в Италии и ставший еще одним возвращенцем в родной клуб. 
 
В линии обороны Ривер сумел сохранить ключевых исполнителей – Хонатана Майдану, Алексиса Ферреро, Хуана Мануэля Диаса и Адальберто Романа. Более того, были приобретены латераль Лусиано Вела и сверхопытный Агустин Алайес. Вратарская позиция, несмотря на потерю Кариссо, в новичках не нуждалась – Леандро Чичисола отлично зарекомендовал себя еще в прошлом сезоне.
 
Главные фигуры
 
Фигура Даниэля Пассареллы  на посту президента весьма не однозначна. В заслуги его президентства приписывается сокращение клубных долгов в два раза, в то же время именно при нем клуб впервые в своей истории вылетел из Примеры и немалую ответственность за это несет и президент. «Меня отсюда могут только вынести вперед ногами», — такое недвусмысленное заявления сделал Пассарелла, а позже убедил в этом и совет директоров, оставивший его на занимаемом посту. 
 
Кайзеру клубное хозяйство от бывшего президента Хосе Мария Агилара досталось в весьма плачевном состоянии и с огромными долгами, и он постарался навести порядок. Хоть и медленно, но у него это получалось – долги сокращались, результаты команды улучшались, трансферная политика становилась более продуманной. Но самого главного – привлечь серьезных спонсоров, он так и не сумел. Помешала Пассарелле и его ослиная упертость в нежелании поставить на пост главного тренера авторитетного специалиста, обусловленная, по всей видимости, боязнью потерять серьезную часть власти в команде. 
 
Вот и на этот раз, несмотря на желание, изъявленное Рамоном Диасом, одним из сильнейших аргентинских специалистов и культовым для Ривер Плейта, возглавить клуб даже за бесплатно, у руля был поставлен Матиас Альмейда, только что завершивший карьеру. Сам Альмейда полон решимости и рвется в бой, ну а что ему еще остается?
 
Ударное начало
 
Удачный старт (3 победы и ничья) позволил, наконец, отвести удар от команды и сбавить психологическое давление. И хотя игра еще далека от идеальной, примерные очертания уже заметны. Правда, матчи все же получились весьма непростыми и сказать, что Ривер Плейт выиграл их на классе нельзя. Скорее класса не хватило Чакарите в стартовом туре или Индепендьенте, который в первую десятиминутку буквально смял оборону Мильонариос, но затем просто не знал, что ему делать со свалившимся на голову преимуществом. И лишь пришельцы из низшего дивизиона, Десампарадос из Сан-Хуана, пока явно оказались не в своей весовой категории. 
 
Двумя открытиями стартовых туров стали воспитанники клуба – 21-летний Лусиано Абекасис и 17-летний Лукас Окампос, играющие на флангах. Именно они и сотворили переломный гол в матче с Индепендьенте. Правый латераль Абекасис (именно ему отдает предпочтение тренер, а не опытному Веле) уверенно играет на своем фланге, отлично поддерживая атаку, и уже успел ассистировать своему юному партнеру. Лукас же играет в полузащите, но очень тяготеет к позиции вингера, частенько смещаясь в атаку и оказываясь в штрафной площади соперников. Окампос не только раздает передачи, но уже успел забить два гола. Две же главные звезды еще на первые роли не вышли. Кавенаги пока в плохой форме и его просто не было видно на поле, а Чори, игравший привычную для себя роль свободного художника, очень старался, но эффекта от этого пока не то чтобы много.
 
Лидерские и созидательные функции в первых играх на себя взвалил Карлос Санчес, полностью оправдывающий трансфер. Уругваец оказался причастен ко всем семи голам, забитым командой. К двум из них он лично приложил ногу, записал на свой счет одну голевую передачу, а в остальных случаях становился непосредственным участником голевых атак. А вот оборона во главе с Леандро Чичисолой пока нервничает и не выглядит надежной. Именно коллективная ошибка в матче с Индепендьенте привела к пропущенному голу, а могли хозяева забить и больше. Не выглядела защита образцом надежности и в последней игре, хотя и вылазки Десампародс были довольно редки. Спишем на отсутствие сыгранности и взаимопонимания.
 
Александр Самойлов, специально для Другого футбола