Возможно, Деметрио Альбертини и выглядит как последний романтик, но в своем сражении против Карло Тавеккьо — другого кандидата на место главы ФФИ — он действует более чем прагматично. 11 августа решится его судьба — 95% читателей La Gazzetta dello Sport считают, что именно молодой функционер должен повести итальянский футбол к светлому будущем.

- Начать хотелось бы с главной причины проблем кальчо. Никто не смотрит в будущее, не думает об общем благе, невозможно провести серьезные реформы, так как у высших чинов нет общей точки зрения на этот счет. Как исправить положение?

- Вы знаете, сейчас в Федерации царит такой хаос, что держать ситуацию под контролем практически невозможно. 51% голосов приходится на Лигу аматоров и Лигу Про — по сути, они сами могут выбрать нового президента, но действуют без всякой согласованности. Я уверен, что нынешняя директивная структура ФФИ требует масштабных изменений. Согласно моему проекту, внутри федерального совета необходимо создать два административных совета со своими полномочиями — таким образом, профессиональные и аматорские клубы будут разделены. Также мне хотелось бы более тесного взаимодействия с Национальным Олимпийским Комитетом и правительством и использования принципа "Jus soli", согласно которому спортсмены, которые родились в Италии, считались бы итальянцами.

- Чем, по-вашему, должен заниматься административный совет профессионалов?

- Прежде всего, реформой чемпионатов — однако она должна проходить органично и согласованно. В моем понимании, речь идет о упорядоченных и продуманных действиях, иначе не стоит даже ничего затевать. Только так Серия А может вернуться на былой уровень и конкурировать в ведущими лигами Европы, а клубы низших дивизионов — избавиться от постоянных проблем.

- Можете рассказать о реформе подробнее?

- 18 команд в Серии А, 20 — в Серии Б, единая Лига Про, которая недавно была сокращена до 60 команд. Прежде всего, меня интересует финансовая стабильность — в последнее время исчезает слишком много клубов. К примеру, этим летом обанкротились Сиена и Падова. Но уменьшение количества участников — лишь первый шаг. В каждом команде должно быть не больше 25 футболистов, из которых минимум десять были бы воспитанниками — вне зависимости от национальности.

- А как вы планируете помочь развитию молодежного футбола?

- Запрет на трансферы игроков, у которых нет паспорта Евросоюза, тут не поможет. Лимит — надуманная проблема. Не иностранцы тормозят нашу молодежь. В команде может быть 11 французов, но они будут сидеть в запасе, если местные игроки сильнее. Мы должны делать ставку на качество. С одной стороны, обязательное использование выпускников академии, с другой — открытие границ, чтобы стать более конкурентоспособными на мировом рынке.

- Ассоциация итальянских футболистов вряд ли поддержит ваш проект — они решительно выступают против "экстракомунитари".

- Это мои идеи — и точка. Я обращаюсь к всем. Я не узнаю наш футбол, необходимо что-то делать. Каждый должен взять на себя ответственность, чем-то пожертвовать, иначе можно сворачивать лавочку. Вы хотите, чтобы Италия превратилась в поставщика игроков для других чемпионатов? Хотите, чтобы такие игроки, как Верратти и Иммобиле, продолжали уезжать? Или же мы будем выращивать талантов, которые будут играть дома? Нынешняя система работы с молодыми футболистами не функционирует. Клубы Серии А должны помогать молодежи и сделать так, чтобы наши таланты осознали, что у них есть перспективы и в и их родной стране.

- О какой помощи вы говорите?

- Мне кажется, "вторые" команды — это возможное решение проблемы. У меня есть аргументы — при мне Месси провел первые матчи за Барселону, после того, как поиграл за дубль. Мне также нравится идея сотрудничества между клубами — так сейчас, например, делают Интер и Прато. Совладения в этом плане не помогали футболистам развиваться. Без сомнения, нужен инновационный подход — необходимо поднять уровень Серии Б и Лиги Про, чтобы повысить интерес представителей высшего дивизиона к игрокам, играющим там.

- Несмотря ни на что, футбол продолжает быть страстью большинства итальянцев. Так в чем же причина регресса? Похоже, ответ кроется не только в хаосе в руководстве Федерации, а в самой основе структуры.

- Мы теряем лучших игроков, теряем целые клубы, а говорим о чем угодно, но не о футболе. Начинать нужно с аматорских клубов, которые должны тесно сотрудничать с футбольными школами, беря во внимание региональные различия нашей страны. Ведь заниматься футболом в Ломбардии — совсем не то же самое, что делать это на Сицилии. Когда я говорю, что футбол должен быть в центре внимания, то я имею в виду детей и юношей, а не многомиллионных звезд. В других странах давно запустили этот процесс — это, словно снежный ком, который рано или поздно становится мощной неудержимой силой. К счастью, многие действительно живут этой страстью. Не так давно детский тренер из провинции Перуджа написал письмо маме мальчика, который решил уйти из команды. Он сказал, что ее сын не был лучшим в плане техники, но вокруг него сплотился коллектив. Вот истинная ценность футбола, вот так должно быть.

- Но лишь один из тысячи детей пробивается в большой футбол.

- Мне это удалось. И дело не только в везении или способностях. В провинции мы все жили футболом. Мой отец никогда не отказывался возить меня на тренировки. В 17 лет я дебютировал в Серии А, всей своей карьерой я обязан той подготовке, которую получил в детстве. Это была система, которая позволяла тебе надеяться на что-то. Конечно, стоит учитывать, что тогда 90% футболистов были итальянцами, наплыв легионеров еще не начался. Мой футбол нельзя сравнивать с нынешним.

- Вы говорите об образовании. Какие изменения требуются в этом плане?

- Тренеры, который умеют работать с детьми, которые получили соответствующие дипломы. У нас считают, что работа с молодежью — первый шаг на пути к чему-то более серьезному. Возможно, к Серии А. Необходимо вернуть тренировочному центру Коверчано былой блеск, но не забывать о нововведениях. Нужно, чтобы тренеры просто учили футболу. Они должны делиться своими знаниями в региональных центрах, подотчетных Лиге аматоров — это процесс необходимо поставить на конвейер.

- А что вы думаете о проекте национальной сборной?

- Сейчас нам не хватает возможности выбора. Успехи сборной — следствие успешных выступлений клубов. Это показывает пример Испании и Германии. Как иначе можно получить сильных игроков для национальной команды? Наш проект в рамках ФФИ — Club Italia — поддерживает сборные всех образцов, помогает тренерам набираться опыта за рубежом, старается, чтобы все придерживались одинаковых методов. За четыре года команды U-17 и U-21 добрались до финалов серьезных турниров, первая сборная стала второй на чемпионате Европы и третьей на Кубке Конфедераций.

- Но чемпионат мира завершился провалом. Вы возглавляли проект — не пора ли проявить самокритику?

- Мы работали на протяжении восьми месяцев, трижды выезжали в Бразилию, чтобы понять, как правильно провести подготовку. Мне кажется, что мы создали лучшие условия для команды, но главное, конечно — итоговый результат. Я не был внутри раздевалки, а лишь наблюдал со стороны. У каждого — своя зона ответственности. Я занимался организацией, Пранделли — командой.

- Вам не кажется, что заявление об отставке с поста вице-президента ФФИ и главы Club Italia — не лучшее решение накануне мундиаля?

- Это был наиболее подходящий момент. Я понял, что должен уйти из Федерации, так как работать там стало невозможно. Я сделал это до начала чемпионата турнира, чтобы показать, что мое решение не имело никакого отношения к выступлениям сборной.

- Что пошло не так в Бразилии?

- Говорят, что ветераны и молодежь не нашли общий язык, но это не так. Я видел этот коллектив — возможно, у опытных игроков и новичков сборной действительно не было много общего, но проблема не в этом. К очень важному турниру сборная подошла без должного настроя.

- Вы быстро вернулись. В чем причина?

- Я мог попрощаться с Федерацией навсегда или вернуться, чтобы что-то изменить. Я уверен, что могу внести свою лепту. К тому же, меня в этом убедили те, кто меня поддерживает.

- Судя по всему, у Тавеккьо серьезное преимущество — ваши шансы не так уж и велики.

- Я никогда не обращал внимания на цифры. Главное — идеи и желание. Мы с Тавеккьо — абсолютно разные люди, с разным взглядом на будущее футбола в Италии. Для меня это возможность, которую нельзя упустить.

Интервью La Gazzetta dello Sport

Перевод Юрия Шевченко, Football.ua