Football.ua представляет первый материал нашей новой рубрики Своя рубашка.
Виталий Кварцяный, фото Станислава Ведмидя Football.ua
28 жовтня 2010, 13:30
А давайте-ка отставим в сторону"хихоньки-хахоньки" и взглянем на главного "спикера" отечественной премьер-лиги совсем с другой стороны. То, что этот опытный тренер умеет эпатировать публику и владеет красным и не очень печатным словцом – это одно. Но каков он в футболе?
Луцкий Ферги
В сущности, таких тренеров совсем немного, и во всем мире их ценят как настоящих легенд. Мы все восхищаемся сэром Алексом Фергюссоном, старожилом МЮ. Давно работает в Арсенале Арсен Венгер – фаны Канониров, наверное, не могут представить себе любимую команду без этого наставника. А теперь задумаемся – Ферги в Манчестере 24 года, Венгер в Арсенале 14. Кварцяный в Луцке всю жизнь – только как тренер он отдал Прибористу, Торпедо и Волыни около 30 лет жизни. Ведь начиная с 1970-х, с незначительными перерывами, его футбольный путь неразрывно связан с родным городом.
Он не был выдающимся футболистом – на позициях форварда и хавбека поиграл в армейском клубе Читы, в 20 лет вызывался в молодежную сборную УССР, выиграл аматорский кубок Юность. Вспоминают, что был игроком техничным, нацеленным на атаку. В составе заводской команды Приборист он и начал тренерскую карьеру, совмещая выходы на поле с руководством командой. В 1983 году его команда выиграла Кубок Украины ДСТ Авангард, учрежденный Рабочей газетой, получив в качестве поощрения встречу с лучшим производственным коллективом Болгарии – софийской Звездой (по итогам двух матчей выиграли волыняне).
Переломным моментом в тренерской судьбе Кварцяного стал переход в Торпедо – главную команду Луцка, где он в полной мере сумел проявить свои таланты в качестве помощника старшего тренера – Мирона Маркевича. В тандеме с ним Кварц проработал несколько лет, а после его ухода единолично возглавил команду и сразу же стал чемпионом Украины 1989 года, выиграв украинскую зону второй лиги. В том году Торпедо было переименовано в Волынь, что совпало с переходом на хозрасчет. Стало понятно, что футбол отныне переходит на иные, профессиональные рельсы. Можно было больше не называть любителями тех, кто получал за свою работу деньги. Понял это и Кварцяный – еще при Союзе он уехал в Польшу, где работал с одним из старейших клубов страны – КС Островия, выступавшим во второй лиге.
Четыре года Кварцяный провел в соседней стране, а когда вернулся в Луцк – увидел родную команду в совершенно бедственном положении. Он мог вернуться в Волынь еще в 1992 году, но руководство не нашло для решения серьезных задач смехотворных по нынешним меркам 20 тысяч долларов. Два года спустя, по итогам первого круга, Волынь уверенно шла ко дну, занимая последнее место в высшей лиге. Придя в команду, Кварцяный взвалил на себя не только тренерские, но и президентские полномочия. Постепенно Волынь оклемалась, и в последующих матчах дома уступила только Динамо. Неимоверными усилиями, в условиях безденежья, команда все-таки спаслась от вылета, но Кварцяный вскоре ушел из клуба, не имея возможности наладить финансирование коллектива.
На несколько лет он ушел в хмельницкое Подолье, работал наставником аматорской команды Подшипник и тренером-селекционером запорожского Металлурга при давнем друге Маркевиче. Но при первой возможности вернулся в Луцк, где вместе с новым президентом Столяром начал возрождение Волыни, которая успела скатиться вниз уже в первой лиге. Он возвратился в команду в 2001 году, а в 2002-м после длительного перерыва Волынь, из-за вечных неурядиц с налоговым ведомством переименовавшаяся в СК Волынь-1, возвратилась в высшую лигу. С той поры, пожалуй, Кварцяный и стал общепризнанной звездой пресс-конференций. Его команда провела в элите несколько ярких сезонов, в течение которых успела дважды за год обыграть Шахтер, но ухитрилась уступить Арсеналу с ураганным счетом 1:8. Главное заключается вот в чем – хотя Волынь и вылетела из "вышки" в 2006 году, она сохранила свое лицо и четыре года спустя вернулась назад.
Под руководством Кварцяного работало немало известных игроков. Прежде всего, конечно, нужно вспомнить признанных Европой Олега Лужного и Анатолия Тимощука. Также благодарят тренера за науку Олег Федюков, Владимир Дикий, Сергей Круковец, Владимир Гащин, Василий Сачко, Вячеслав Шевчук, Папа Гуйе, Александар Тришович, Северин Ганцаржик, Марко Девич, Евгений Хачериди…
Каждый сезон его команда (не от хорошей жизни, конечно) пропускает сквозь свой тренировочный лагерь добрую сотню игроков. Встречаются среди них свободные агенты, «списанные» из более денежных мест, сомнительного качества легионеры, просто некогда талантливые, но нереализовавшие свой потенциал футболисты. И вот здесь уже начинает работать тренерское чутье Кварцяного, что помогает ему разглядеть исполнителя с задатками буквально с первого взгляда. Судите сами: кто еще мог брать в высшую лигу парня из сербской перволиговой команды? Кто мог бы всерьез приглашать в коллектив 26-летнего форварда, за плечами которого – лишь полтора сезона профессиональной карьеры? Кому понадобился бы в центр защиты высоченный парень, который даже во второй лиге толком не играл? Но теперь мы знаем, что эти малоинтересные вроде бы игроки – Марко Девич, Василий Сачко, Евгений Хачериди. Не было бы Кварцяного – быть может, и не узнали бы о них никогда.
Свой творческий метод
О тренировках Кварцяного ходят слухи, а записи его установок гуляют с мобильника на мобильник. Клубная овчарка, «снежный футбол» для провинившихся, штрафы и подзатыльники, все это давно в фольклоре болельщиков. Но если о внутренних делах Волыни мы можем только догадываться, то в поединках команда предстает во всей красе.
Те, кто попадает на матчи с участием Кварцяного, открывают для себя очень много нового. Уже в первом тайме он нередко проводит замену (а в первой лиге может сделать и несколько), его оборонцы неизменно высоченные, атакующие игроки – быстры и техничны, а сам тренер мечется по технической зоне, словно тигр в клетке. Его зычный голос достигает каждого уголка поля, не давая никому шансов спрятаться и не услышать установки.
Но главное, пожалуй, даже не это. Команда Кварцяного – уникальный пример столь редкого в наши дни вида футбола. Она вряд ли закроется в обороне против грандов и точно не даст никому спуска в борьбе за мяч. Просто тренер не позволит. Того, кто убирает ноги, Кварц может отчислить из команды даже после одного проведенного тайма. Отсюда в итоге и рождаются, казалось бы, невероятные результаты - типа того, когда Волынь дважды за сезон обыгрывает Шахтер с общим счетом 5:1.
Столь же молниеносно принимает он и жизненно важные решения: к примеру, будущего лучшего игрока сборной Украины Марко Девича Виталий Владимирович пригласил в команду после… пяти минут просмотра. «Мы были на сборах в Турции, и мне порекомендовали посмотреть парня из Сербии, но тренер его команды не верил в то, что на него будут купцы, поэтому на спарринг выставил 11 других ребят. Мы буквально уговорили его выпустить Марко во втором тайме, и то, что я увидел, меня вполне удовлетворило. Хотя парень и сыграл всего минут пять, а затем повздорил с грубияном-соперником и был удален с поля, мне хватило этого времени, чтобы оценить его технику и заряженность на борьбу. Было решено – будем брать!» – вспоминал позже Кварц.
Волынь не принадлежит к грандам украинского футбола и не обладает внушительными финансовыми тылами. Но это ведь не значит, что нужно сложить руки и ждать чудесного поворота судьбы. В прошлом сезоне лучане добрались до полуфинала Кубка Украины, где дали настоящий бой будущему обладателю трофея – Таврии, а потом, не пробившись в еврокубки, бросились за оппонентами в чемпионате. И сумели ведь! Судясь с Крымтеплицей за «лимитные» очки (крымчане в Луцке, по мнению волынян, нарушили регламент, заменив обязательного молодого игрока старшим), играя на два фронта, Волынь в итоге опередила соперников, превосходящих ее в финансовом плане. О том, что команда несколько месяцев не получала зарплату, ее тренер признается лишь когда она будет играть в Премьер-лиге…
Язык мой – имиджмейкер мой
Очень часто мы с друзьями-журналистами шутили по поводу идеальной пресс-конференции – играют Закарпатье с Волынью, на трибунах – сотня человек. Раздается финальный свисток, Гамула с Кварцяным направляются в конференц-зал, а следом за ними – человек 300 корреспондентов с фотоаппаратами, камерами и включениями в прямой эфир…
Ведь и вправду – для большинства болельщиков эти персонажи служат отличным средством для поднятия настроения. А вот для официальных инстанций они – дополнительная головная боль. Уже в текущем сезоне Кварцяный успел нарваться на дисквалификацию и немалый денежный штраф. Сгоряча он даже успел подать в отставку, но, к счастью луцких фанов, через неделю снова возник на тренерской скамье, словно ни в чем не бывало.
На пресс-конференциях он критикует всех – достается и футболистам, и судьям, и чиновникам всех мастей. Естественно, "в процессе" наживает множество врагов. Но те немногие, кто работал с Кварцяным в течение многих лет, уверяют, что за эпатажной маской прячется влюбленный в футбол человек, готовый бороться и рвать глотку ради любимого детища. Понимают это и волынские фанаты, горячо убеждающие тренера остаться у руля во главе их команды. Ведь, в сущности, их клуб не самый богатый и титулованный. Прыгнуть выше головы ему помогают лишь такие неординарные, но, как показывает результат, верные методы имени Кварцяного.
Артур Валерко, Football.ua