Андрей Воробей — дитя тех дней, когда футболистов не покупали, а выращивали, очередной герой Своей рубашки.
Мы Европу били-били… Фото ФК Шахтер
19 березня 2013, 13:30
Сейчас, впервые с 1999 года, когда молодым игроком он подавал надежды в Шахтере-2, он возвращается в первую лигу, сменив один харьковский клуб, Металлист, на другой – Гелиос.
Он спустился с Олимпа
«И откуда он такой взялся – быстрый, смелый, умелый?» – оставалось только удивляться наблюдателям, когда Воробей ярко ворвался в украинские футбольные будни, прогрессируя от матч к матчу и постоянно увеличивая свой голеадорский список. Впрочем, для дончан не было никакого удивления – Андрей, плоть от плоти дитя городского футбола, с самого юного возраста заявлял о себе как о перспективном футболисте. Должно же было его прорвать, вот и пошло-поехало…
Донецкий мальчишка Воробей с детства занимался футболом в футбольной группе при стадионе Олимп (Куйбышевский район города). На городском первенстве он попал на глаза детскому тренеру Александру Пожидаеву, который и пригласил его со временем в ДЮСШ при команде мастеров Шахтер. Там он вырос и окреп, а весной 1995 года попал в Шахтер-2, в котором и совершил свой дебют в профессиональном футболе. Под руководством многоопытного Виктора Носова Андрей несколько раз вышел на замену, и уже в третьем матче, выйдя всего на 15 минут, он принес победу команде, забив единственный в поединке с Сириусом гол. Это было 7 мая 1995 года в Кривом Рогу. До всеукраинской славы оставалось несколько лет.
За первых три с половиной сезона в резервной команде юный форвард забил 22 мяча – и это при том, что нередко играл на фланге полузащиты! 13 сентября 1997 года настало время Андрею впервые выйти в составе высшелигового Шахтера. На 79-й минуте матча в Ивано-Франковске против Прикарпатья он заменил Зубова, и за оставшееся время набегался, как за целый матч. Через несколько дней придет черед и евро-дебюта – выйдя в Порту вместо Селезнева, Вара внес посильный вклад в резонансную победу над Боавиштой. До конца своего дебютного сезона Воробей выходил на замену еще несколько раз, но максимум – на полчаса, а вот уже в стартовом туре нового чемпионата 19-летний форвард открыл счет своим голам в высшей лиге. 7 июля 1998 года Горняки уступали в Симферополе – 0:2, и на 65-й минуте Яремченко бросил в бой Андрея, заменив Поцхверию. Уже через четыре минуты тот сквитал один мяч – с первым его ударом вратарь справился, но с повторным – ну никак не мог. И хотя на большее ни его, ни Шахтера не хватило, для молодого нападающего это стало еще одним плюсиком. Впервые в карьере в сезоне он провел куда больше матчей за основную команду, нежели за Шахтер-2. И даже весенняя травма, на пару месяцев выбившая Андрея из обоймы, не помешала ему забить больше 10 мячей в чемпионате (среди них – два хет-трика Днепру и Ворскле). Это был прорыв.
«Донецкий Брежнев»
После Бышовца Шахтер возглавил Прокопенко, вернулся из Италии Ателькин, и в Донецке получили идеальную линию нападения, которой все больше помогал выходами на замену подающий огромные надежды Белик. Голов было много, голы были разные, и благодаря бешеной форме своих лидеров Шахтер сумел-таки опередить Кривбасс и впервые в истории пробиться в Лигу чемпионов.
Воробей к тому времени уже успел дебютировать в сборной, причем не где-нибудь, а на самом Уэмбли: 31 мая 2000 года он заменил одноклубника Попова и ступил на газон легендарного стадиона, который вскоре был закрыт на длительную обезличивающую реконструкцию. Блистал Вара и в клубе: он отгрузил кучу голов заштатной эстонской Левадии, затем в Праге на последней минуте матча поразил ворота Славии, переведя игру в овертайм, а в групповом турнире быстроногий форвард и вовсе не признавал авторитетов: забивал и Симэну, и Перуцци. Не удивительно, что в 2000 году газета Команда признала 22-летнего нападающего Игроком года. В довесок, по итогам сезона Воробей стал лучшим бомбардиром высшей лиги с гроссмейстерским показателем – 21 гол в 24 матчах.
Жаль только, после яркой и незабываемой игры в сезоне первого донецкого «золотого дубля» Шахтер и его лучший бомбардир несколько выдохлись: дальше была Аустрия и новые пертурбации. Да и результативность самого Андрея упала и больше никогда не достигала пикового уровня 2001 года. Постепенно привыкали болельщики и к тактическим экспериментам, при которых Воробей, как в юности, играл флангового полузащитника. Уже будучи перестроенным под схемы Шустера, Андрей забил свой 100-й гола за Шахтер в официальных матчах – 12 июля 2003 года в Запорожье. Во как резво играл он в первые годы – всего за неполных шесть сезонов добрался до сотни!
Со временем Андреев бомбардирский талант потускнел, но и в таком амплуа он оставался полезен и клубу, и сборной. С национальной командой универсальный игрок атаки съездил на чемпионат мира в Германию (в финальном этапе сыграл 4 матча). Успел Воробей побить клубный рекорд, с 114 голами оставшись в истории лучшим бомбардиром Шахтера за все годы.
Окончательно попрощался с местом в основе Шахтера Андрей уже в эпоху Луческу. В клубе начали появляться действительно классные легионеры, с которыми трудно было конкурировать и на острие атаки, и на фланге. Постепенно даже на «лимитное» место появились кандидаты помоложе да поперспективнее (в этом плане сыграла свою роль и ставка на украинцев в обороне, благодаря чему в атаке могли играть привезенные чужестранцы). Конец истории был немножечко прогнозируем – отвергая варианты с Ильичевцем и Металлургом, Андрей согласился в итоге на условия Днепра. Его новый клуб, по неофициальной информации, уплатил за форварда, пребывавшего в игровой стагнации, но не достигшего еще критического возраста, 2,5 миллиона долларов.
Опыт и практика
В первом же матче за Днепр – 14 июля 2007 года против Кривбасса – Воробей отличился голом. Он провел, в общем-то, неплохой сезон, после большой паузы снова забил в еврокубках (впрочем, тот гол Абердину не спас днепрян от вылета из Кубка УЕФА по правилу гостевого гола). Но в следующем сезоне голов стало поменьше, да и Бессонов, сменивший после Беллинцоны Протасова, ставил уже на других игроков. Следующей остановкой опытного форварда стал Киев, где он провел неплохой сезон за Арсенал. В апреле 2010 года сначала «сотником» стал Максим Шацких, а следом – в конце месяца – свою сотню в чемпионатах Украины забил и Андрей Воробей. 30 апреля Канониры разгромили в Полтаве Ворсклу – 5:1, а наш герой, забивший один из мячей, покорил исторический рубеж. По итогам чемпионата с Арсеналом Воробей записал на свой счет 9 голов в сезоне. Впервые за семь лет он добрался до такого показателя.
То ли ожившие бомбардирские инстинкты, то ли желание иметь в составе опытного украинца под лимит, но в конце весны 2010 года Мирон Маркевич пригласил заслуженного мастера спорта Украины Воробья в Металлист. Конечно, при всех талантливых и более молодых мастерах атаки харьковчан трудно было ветерану рассчитывать на большую игровую практику. Но свою роль в клубе он исполнял исправно и в случае необходимости готов был подстраховать как в чемпионате, так и в еврокубках, где с Андреевым опытом мог сравниться мало кто из «металлистов». А этой зимой ветеран отправился в аренду – до конца сезона на его помощь рассчитывает еще один харьковский клуб, Гелиос, который очень надеется на мастерство своего именитого новобранца. Остается надеяться, от этого альянса выиграют и клуб, и футболист – Воробей попробует на более низком уровне вернуть призабытое чувство гола, Солнечные с помощью «сотника» попытаются подобраться к группе лидеров.
Такая она, карьера незаурядного украинского футболиста. Три титула чемпиона Украины, семь серебряных медалей и одна бронзовая, три Кубка Украины и три выхода в финал, титул лучшего бомбардира сезона-2001 и три – в Кубке Украины, Суперкубок, четвертьфинал чемпионата мира, членство в Клубе гвардейцев Александра Чижевского (больше 300 матчей в украинской элите) и бомбардирских клубах (100 с лишним голов) – все эти трофеи и достижения покорились Воробью. А еще – признание и место в истории отечественного футбола, которые, вне сомнения, заслужил Андрей своей многолетней игрой и яркими воспоминаниями.
Артур Валерко, Football.ua
При подготовке материала использованы фото УПЛ.