Первая часть (от Андрюши – до Андрея) здесь.

Вторая часть (от Андрея – до Андреа) здесь.

Третья часть (от Андреа – до Эндрю) здесь.

В четвертой главе мы расскажем о международном триумфе Шевы –

мяч с позолотой и своя строчка в истории,

индивидуальный трофей командного года

и человек, изменивший всё

В возрасте 28 лет у Андрея Шевченко было всё, о чем только может мечтать профессиональный футболист. Кубок чемпионов и золотые медали всех чемпионатов, в которых он играл, лавры лучшего бомбардира везде, статус одного из топ-игроков своего времени. В такой ситуации многие задумываются об истории, и история принимает их в свои объятья. Ради чего начинающий футболист ступает на газон? С какой мечтой он засыпает после тяжелого дня с изнурительными тренировками? Что видит он на плакатах, украшающих стены его дома?

Это позже футболист станет взрослее и примирится с пониманием того, что он играет за деньги – за зарплату и премиальные, за бонусы при подписании нового контракта, за рекламные отчисления и проценты с продажи своей книжной биографии. Но изначально в душе каждого, кто зашнуровывает бутсы и выходит на травку, чтобы посвятить ближайшие годы своей жизни тяжелой и даже жестокой игре, стоит тот самый образ победы. Образ большого триумфа и всемирной славы, который воплощается в улыбающуюся звезду футбола на фотографиях журналов и расклейках рекламных билбордов. Спортивное признание – это первый инстинкт настоящего футболиста. Он подспудно понимает: если он будет успешен в своей профессии, то деньги, машины и обеспеченное будущее придут к нему сами по себе – непременно.

Так уж повелось, что в спорте есть верные мерила – командные трофеи и титулы. Они иногда достаются, как может показаться, несправедливо, и даже в великих командах болельщикам и журналистам видятся игроки, которые не дотягивают до уровня звезд, не заслуживают полного признания и являются попутчиками славы. Но есть и индивидуальные «знаки отличия», и верховным в футболе уже много десятилетий остается «Золотой мяч», кто бы его ни вручал. Кому-то они достаются за мгновенный успех – особо яркое выступление в конкретном турнире или даже матче, другие нарабатывают на него тяжелым трудом и получают «по выслуге лет». В случае с Андреем Шевченко мы затрудняемся причислить его триумф к какой-то одной из этих двух категорий.

С одной стороны – к моменту получения своего мячика Шева уже много лет находился в «зале ожидания» мирового футбола. Впервые он попал в список номинантов премии «France Football» еще в качестве киевского динамовца – в 1998 году. Тогда 22-летний форвард не получил ни одного голоса, впрочем компания подобралась достойная – вместе с Андреем остались в списке без баллов еще три обладателя трофея (прошлый – Роберто Баджо, будущие – Павел Недвед и Фабио Каннаваро). В 1999 году полуфиналист Лиги чемпионов, только-только перешедший в Милан, уже был обласкан вниманием европейских журналистов. По итогам голосования он занял третье место с 64 очками, существенно уступив Бекхему и обладателю приза Ривалдо, но и обогнав Батистуту с Фигу. Аналогичное место, но с еще лучшим результатом (85 очков), Андрей занял через год. Однако Зидан и Фигу оказались впереди.

В 2001 году с 18 очками Андрей оказался лишь восьмым – автор хет-трика в матче с немцами Оуэн в том году обогнал Рауля и Кана. Это был год нашего с Германией разочарования: хотя немцы и разгромили Украину в плей-офф к чемпионату мира, их вожак и лучший вратарь своего времени проиграл личную дуэль стремительному англичанину. В 2002 году Шевченко вообще не попал в 50-ку лучших, а год спустя оказался лишь четвертым, существенно уступив одноклубнику Мальдини, а также Анри и триумфатору года Недведу. Футбольные люди любят красивые истории: хотя команда Чеха уступила в финале Лиги чемпионов, она обогнала Милан в Серии А, а сам Павел получил главный индивидуальный приз года. Финал ЛЧ он пропускал из-за дисквалификации, поэтому в глазах прессы оказался как бы непричастным к поражению команды. Можно спорить до хрипоты, выше ли личные выступления от командных, значимее ли домашняя победа от международного поражения – но в итоге эта страничка истории была сверстана и напечатана, и Андрею оставалось ждать своего часа.

Почему звезды сошлись именно в 2004 году, когда по идее представитель Милана и не должен бы был триумфовать? Вспомним: в том году проводился чемпионат Европы. Однако юный вожак сборной Португалии Криштиану Роналду проиграл в финале домашнего турнира и плакал, не сдерживая слез. Да и молод он был еще, не имел и необходимого стажа с длинным списком различных титулов. «Золото» выиграла Греция, однако в команде Рехагеля не было яркой звезды континентального масштаба, а игроцкий гений Тео Загоракиса, увы, не вписывался в концепцию поп-футбола – недостаточно ярко «светил» он на поле для неподготовленных зрителей. В еврокубках 2004 года также командное начало довлело над яркими личностями. Да, в том же Порту были яркие Деку, Дерлей, Манише, однако для места в истории и личного «мяча» их было маловато.

2004 год получился неоднозначным, в нем не было одного триумфатора, который бы мог считаться единоличным символом своего дня. Это в 1998 году Зидан обогнал ближайшего преследователя на 176 очков. Андрей Шевченко, о котором как о претенденте на «Золотой мяч» заговорили еще после летнего чемпионата Европы, не мог похвастаться даже тем отрывом, который заимел Недвед от своих конкурентов (62 балла). Деку украинец обогнал «лишь» на 36 очков. Впрочем, особо бурных и содержательных дискуссий решение журналистов не породило. Попробуем разобраться, почему.

Во-первых, Андрей в последние годы выбился в реально топовые футболисты. К концу 2004 года в его активе были победы в Лиге чемпионов, Суперкубке УЕФА (с победным голом), матче за Межконтинентальный кубок. Конкретно в том году он выиграл свое первое «скудетто», во второй раз подряд став лучшим бомбардиром Серии А. Осенью Шева дважды забивал Барселоне в обоих матчах, причем, в итоге его команда обогнала «блаугранас» в своей группе в лиге чемпионов. В его активе – хет-трик в матче за Суперкубок Италии в ворота Лацио и дубль в ворота бедных римлян в чемпионате. К моменту вручения «Золотого мяча» в активе Андрея было 11 мячей в чемпионате Италии и  3 в еврокубках.

Во-вторых, оставался «осадочек» после прошлогоднего голосования, где, напомним, автор решающего удара финала Лиги чемпионов оказался вне тройки лучших, а трофей завоевал игрок команды, проигравшей в том финальном матче. В-третьих, добавилась и та самая «эмоциональная составляющая». Той осенью Андрей провел немало ярких памятных матчей не только за клуб, но и за сборную. Это мы с нашим врожденным чувством недооценки и самобичевания считали, что нам крупно повезло с квалификационной группой – со стороны же действующие чемпионы Европы греки и действующие обладатели бронзовых медалей чемпионата мира турки были статусными соперниками. И в этих матчах Шева преуспел. В домашнем ничейном матче с командой Рехагеля Андрей исполнил один из своих фирменных штрафных, берущих отсчет с Филимонова. Вроде бы до ворот далеко, вроде бы подано корявенько, но вратари ошибаются – и седовласый Никополидис, еще не успевший снять лавры Евро-2004, тоже.

А уж визит в Стамбул… Сколько лет пройдет – сколько побед еще будет, но он всегда будет оставаться в топ-10 матчей в истории сборной Украины. После всей критики, после разуверенности в своих силах, после того, как многие уже успели похоронить украинцев после двух ничьих с главными конкурентами – наша сборная разгромила турок со счетом 3:0 в гостях при бурлящих трибунах Шюкрю Сараджоглу. Великие матчи провели Шовковский, Воронин, Гусев и даже вышедший на замену Рыкун, явивший свой талант тонкого, думающего и инстинктивно понимающего футбол игрока. Но «примой» в том спектакле был Андрей Шевченко, забивший два мяча. Первый – в своем «миланском» стиле с пасом на ход и побегом от соперников. Второй – в напряжении, дотянувшись до передачи в падении. Это была коронация Андреа великого. Восхищенные комментаторы сопровождали его стамбульское выступление такими словами: «Если ему не дадут титул лучшего игрока планеты в этом году – это будет бандитизм и воровство». Парадокс – добившись со своим клубом мирового признания, точку в своей «беатификации» он поставил именно матчем со сборной (а ведь многие говорили, что это его «ахиллесова пята», и как раз успехов на межнациональном уровне ему не хватает для величия).

13 декабря 2004 года Шевченко входил в историю. «Завоевание «Голден болла» автоматически и навсегда причисляет футболиста к великим. Так уж сложилось, – писал тогда Артем Франков. – Выражаясь математическим языком, «Золотой мяч» суть НЕ НЕОБХОДИМОЕ (те же Пеле и Марадона – короли безо всяких французских хит-парадов), но ДОСТАТОЧНОЕ условие того, чтобы твоя фамилия в истории футбола была запечатлена золотыми буквами!  Андрей Шевченко – великий футболист. До этого мы «типа как бы» лишь догадывались о его величии. Потом начали всё больше утверждаться в этом мнении – по мере того, как слухи о грядущем объявлении триумфа Шевы превращались в бурный поток вполне достоверной информации. И теперь знаем точно: начиная с 19.40 по киевскому времени 13 декабря, когда то ли директор, то ли редактор «Франс футбола» Жерар Эрно в Париже вручил золотой шар нашему футболисту».

В итоге №7 Милана и сборной Украины получил 175 очков – 27 первых мест, по 5 вторых и третьих, 2 четвертых, 1 пятое. За Андрея голосовало 40 человек (столько же – за Роналдиньо, а за Деку – 38). Вспомним поименно все особенности голосования. Первое место Шевченко присудили тогда Азербайджан, Албания, Армения, Беларусь, Бельгия, Болгария, Босния, Венгрия, Грузия, Дания, Ирландия, Италия, Казахстан, Латвия, Литва, Македония, Мальта, Молдова, Польша, Сан-Марино, Словакия, Словения, Сан-Марино, Турция, Украина, Франция, Хорватия, Швейцария. Кто это? Франция, что очень важно (страна-родина исторических футбольных инициатив, в числе которых – еврокубки, континентальный турнир и тот самый референдум-определение лучшего игрока), Италия и ее соседи, плюс братья-славяне и коллеги из бывшего СССР, а также видевшие игру Шевы воочию и покоренные его талантом Турция и Дания.

На второе место Андрея определили Люксембург и Румыния (после Роналдиньо), Россия, Сербия и Эстония (после Деку). На третье – Греция (после Загоракиса и Деку), Израиль и Испания (после Деку и Роналдиньо), Норвегия (после Анри и Роналдиньо), Португалия (после Роналдиньо и Деку). Четвертым украинца назвали Кипр (после Загоракиса, Деку и Анри) и Шотландия (Деку, Морьентес, Анри). Голландия посчитала, что Андрей – пятый (выше Недвед, Деко, Роналдиньо и Анри). Вообще не включили в пятерку лучших Шевченко Австрия, Англия, Андорра, Германия, Исландия, Лихтенштейн, Северная Ирландия, Уэльс, Фареры, Финляндия, Чехия и Швеция. Абсолютно абстрагировавшись от украинской принадлежности Андрея, можем констатировать, что эти страны были неправы и несправедливы. Все-таки, при любой антипатии и конкуренции, не признать статус Шевы в 2004 году было совершенно невозможно. Были здесь некие «подводные течения», конкуренция между брендами, чемпионатами, школами футбола. Любой конкурс – это большая политика в его закулисье. Но нам то что? На первой странице «France Football» красовался именно Андрей Шевченко. 28-летний парень, у которого «позолотели» даже волосы (в ту пору он носил модную прическу с небольшой подкраской).

Если «Золотой мяч» выдается на руки каждый год, есть искушение разобраться, какая же из статуэток «позолоче». В этом у Шевы есть существенное преимущество перед своими предшественниками – советскими украинцами. О совсем уж давних временах говорить не станем – когда Яшин получил свой уникальный вратарский «Золотой мяч», СССР еще не выступал в еврокубках, да и футбол еще не был всемирно доступен. То есть, человек не мог каждую неделю смотреть матчи любого европейского топ-чемпионата. Не транслировались еврокубки. Еще жили легенды, еще жили титаны футбола. Олег Блохин триумфовал в 1975 году – это был непарный сезон без крупных международных турниров. Да и свежий Суперкубок Европы воспринимался совсем иначе, чем в более поздние годы. В 1986-м Беланов стал лучшим футболистом Европы, парадоксально недополучив признания даже дома (в СССР, напомним, Игроком года тогда признали Беланова). Да и «Золотой мяч» тогда был еще не общемировым, а лишь только европейским. Поэтому в год Марадоны «France Football» вынужден был ограничить поиск своим континентом, и вот тут вспомнили о «советской ракете», вместе с клубом выигравшей Кубок кубков, а со сборной выстрелившей хет-триком, пусть и в проигранном матче. С другой стороны, у Андрея был огромный плюс – в отличие от советских футболистов, он мог уехать за границу, да еще и в расцвете сил.

В 1995 году великий предшественник Шевченко, Джордж Веа, сам того не зная, совершил революцию в деле футбольных референдумов. Французов он покорил давно – сперва в Монако, затем в ПСЖ. А перейдя в Милан, ярко заиграл и там. Было очевидно, что в Европе «черная жемчужина» – самая яркая, однако доселе «Золотой мяч» доставался лишь европейцам. Либериец стал первым африканцем, получившим эту награду. Дамба прорвалась, хлынула лавина. Уже через два года трофей получит «феномено» Роналдо, а к моменту триумфа Шевченко уже четыре раза статуэтка будет покидать пределы континента. В этом смысле победа украинца куда ценнее, нежели его предшественников – с ним конкурировал уже весь мир, и в том числе – и великие бразильцы, аргентинцы. И Андрей вышел победителем из этой игры, проходившей за пределами поля.

Многие считают, что слава портит людей. Испортила ли она Андрея? Об этом могут сказать только его близкие люди. Мы, со своей стороны, увидели Шевченко уже другим – это был не просто игрок, а посол футбола. Он встречался с президентами, давал официальные приемы и совершал визиты, часто фотографировался с политиками и звездами кино, искусства. Появилась у Шевченко и степенность состоявшегося человека. Он мог сойти с поля (как в матче с Македонией, когда снова пострадал его нос), а в отдельных матчах (как в Казахстане, например) смотрел игру из vip-ложи. А еще пресса смаковала подробности личной жизни звезды футбола – Шевченко к тому времени уже встречался с моделью Кристен Пазик, на которой женился в том самом 2004 году.

Большие победы создают опасность «забронзовения». Возможно, это и руководило Андреем летом 2006 года. Отборочная сага с турками, греками и датчанами закончилась попаданием Украины на чемпионат мира. В то время, как команда Блохина готовилась к финальному этапу, вокруг фамилии Шевченко крутились трансферные слухи. В Милане Андрей и вправду добился всего, в последних сезонах играл уверенно и значительно улучшил свою результативность по сравнению с пусть и удачными для команды, травматичными лично для него годами. К тому же, подогревал разговоры факт знакомства Шевы с собственником Челси Романом Абрамовичем. Тиффози Милана просили, буквально умоляли его остаться. Но, вместе с тем, рядом с ним в нападении подрастали молодые Джилардино и Борьелло, оставался Индзаги, к Марсио Аморозо присоединились его земляки – Рикардо Оливейра и сам великий «феномено» Роналдо.

Когда человеку 30 лет, а его пролонгированный на четыре года контракт достиг своего экватора, всегда есть соблазн согласиться на большие деньги. Да, Уэйн Грецки в свое время тоже был продан с Эдмонтон Ойлерз в Лос-Анджелес Кингс. Роналдо – с Барселоны в Интер, а с Интера – в Реал. В конце концов, Фигу сменил Барсу на Реал, и в этом тоже были «повинны» деньги. В следующей статье нашего документального текст-сериала мы коснемся темы перехода Андрея в Челси поподробнее. Напоследок же мы попросили ответить на три вопроса обозревателя Серии А сайта Football.ua, эксперта по итальянскому футболу Юрия Шевченко:

– Как считаешь, был ли 1999 год особенно благоприятным для дебюта в Милане? Все-таки, год после «скудетто» очень ответственный, и в атаке у этого клуба были опытные зубры...

– В сезоне 1998/99, когда Милан выиграл чемпионат, у россо-нери, по сути, был один ярко выраженный бомбардир среди нападающих – Оливер Бирхофф, который забил 20 голов в Серии А. Джорджу Веа уже было 33, и его результативность стала падать, лучшие годы Маурицио Ганца тоже остались позади. Потому руководство клуба искало нового игрока в линию атаки, причем такого, который сумеет заиграть сразу, без раскачки. В итоге, Шевченко оказался настолько удачным приобретением, что зимой и Веа, и Ганцу позволили уйти. До второго скудетто кряду Альберто Дзаккерони не дотянул, но едва ли можно критиковать трансферную политику клуба – кроме Андрея, важными игроками основы стали пришедшие вместе с ним Сержиньо и Дженнаро Гаттузо.

– За счет чего Шеве удалось преодолеть разрыв между чемпионатом Украины и Серией А, а также разницу в ментальности западноевропейской человека и восточноевропейского жителя постсоветской страны?

– Безусловно, свою роль сыграли успешные выступления Динамо в Лиге чемпионов – Шевченко к моменту переезда в Италию успел набраться опыта и поиграть против сильнейших защитников Европы, продемонстрировав, что готов проявить себя на качественно новом уровне, чем чемпионат Украины. Проще говоря, к 1999 году Андреа банально "перерос" наше первенство, и ему срочно нужно было уйти, чтобы избежать понижения требований к себе. Впрочем, в отсутствии трудолюбия Шевченко никто никогда не упрекал – его работоспособность стала одной из главных причин, по которым у него не возникло особых проблем с адаптацией к игровому стилю Милана. Да и в повседневной жизни Шева быстро стал в команде своим – его под свое крыло взяли Билли Костакурта и Деметрио Альбертини, он сдружился с Массимо Амброзини, который даже в молодом возрасте имел авторитет, ведь был местным воспитанником. Ну и не стоит забывать, что в 90-е в Италию приезжало немало выходцев из СССР, и особых проблем у них не было: можно вспомнить Дмитрия Аленичева, Андрея Канчельскиса, Игоря Колыванова, Алексея Михайличенко, Игоря Шалимова.

– То, что Шева перешел в Челси в 30 лет, умаляет его исторические заслуги перед Миланом? В твоем понимании, ему нужно было оставаться?

– По этому поводу среди болельщиков Милана бытуют разные мнения – кто-то до сих пор в обиде на Андрея, кто-то считает, что он заслужил шанс попробовать свои силы в Англии. Лично для меня Шевченко – безусловная легенда Милана, и его уход я считаю вполне обычным ходом для профессионального футболиста. Правда, впечатление несколько подпортили разговоры о том, что он сделал это под давлением жены. С другой стороны, позиция Сильвио Берлускони и Адриано Галлиани выглядела достаточно пассивной – остаться Андрея просили тифози, а руководство клуба просто наблюдало, как он ведет переговоры с Челси. Вот чего точно не стоило делать – так это возвращаться в Милан в 2008 году. Это выглядело какой-то попыткой извиниться, но вышло что-то откровенно несуразное. Грустно видеть, когда у тебя на глазах великий игрок превращается лишь в тень себя прежнего.

А дальше был чемпионат его мечты, неожиданный, но не спонтанный переход, английский язык с русским акцентом, первый промах Акеллы и поворот в живые легенды. Обо всем этом – в пятой части нашего мини-сериала. От Эндрю – в историю.

Артур Валерко, Football.ua