Интеллигент от футбола, с мячом он был на "вы" только из уважения: казалось, что на поле Буряк умеет делать все. Он и искусный разыгрывающий, нюхом чующий тот самый единственный момент, когда можно отдать товарищу мяч "как на блюдечке". Он и замечательный вершитель, умеющий точным ударом увенчать быструю атаку своей команды или же замечательно исполнить стандарт. В киевском Динамо эры Лобановского – этой научно-производственной лаборатории футбола – он был одним из самых талантливых аспирантов. В итоге заматерел и до степени "доктора футбольных наук". А начиналось все…
 
...Начиналось все с Пересыпи. Разные мастера входили в большой футбол по-разному: кто-то натужно, кто-то стремительно. Но вряд ли кому-то из них удалось избежать волнения первого матча, когда дрожь электрическим разрядом пробивает тело, а ноги ступают по полю непослушно, словно чужие. Какими были эти первые шаги для юного Буряка, знает только он. Но для футбольных кругов Одессы стремительный прогресс паренька убедительно свидетельствовал о появлении новой яркой "звезды". 
 
Юный Буряк делает первые шаги в Черноморце. Рядом – более опытные Зубков, Босый и Альтман.
 
Он постигал "футбольные университеты" в родной Одессе. Подобно бразильским "кудесникам мяча", оттачивал мастерство и на пляжном песке, и на городских площадках. Заниматься футболом по-серьезному начал в "продмашевской" спортивной школе, где его первым тренером стал легендарный одесский игрок Валентин Блиндер, затем с его группой занимался еще один ветеран одесского СКА – Владимир Михайлов. Он несколько раз проходил смотрины в Черноморце, но при всей природной одаренности щупленькому мальчишке не хватало физической силы, мощности, мышечной массы. В юные годы на Буряке некоторые тренеры из-за этого поспешили поставить крест, но Леня пахал, сочетая футбольные занятия с атлетическими, и в одном из матчей первенства города окрепший юный футболист доказал всем, что не зря носит гордое звание Игрока. В ворота юношеской команды Черноморца влетело два мяча от Буряка, а известный тренер Матвей Черкасский, входивший в тренерский штаб главной одесской команды, по окончанию поединка пригласил его в команду мечты. 
 
Леониду было в ту пору 15 лет. Он, школьник, делал первые шаги в дубле Черноморца, а тем временем главная команда сражалась в высшей лиге чемпионата СССР. Главный тренер Сергей Шапошников, оставив парня в команде, видел в нем потенциального лидера Черноморца, но времени наиграть Леню судьба ему не предоставила. В 1970 году одесская команда, доселе шедшая крепким середняком, пострадала от… холеры. Из-за эпидемии, начавшейся на Одесщине, свои домашние матчи Черноморец вынужден был проводить далеко от родного города и в итоге вылетел в первую лигу. Именно там, уже под руководством Виктора Жилина, сменившего Шапошникова на посту главного тренера, Буряк дебютировал в основной команде. 
 
Команду лихорадило – в том сезоне по футбольным и не очень причинам Черноморец сменил сразу трех тренеров. Два года подряд одесситы брали малую перволиговую "бронзу", но никак не получалось вернуться в высшую лигу. А вот Буряк прогрессировал: начав первый сезон скромно, он ворвался в основной состав и за два года забил 9 мячей. Еще играя за дубль, он был вызван в юношескую сборную УССР, где и познакомился с динамовцами-сверстниками Зуевым, Даминым, Блохиным. Все вместе они попали во всесоюзную команду, которую Евгений Лядин готовил к чемпионату Европы. В Чехословакии советские юноши стали четвертыми, вскоре выиграли и престижный турнир в Сан-Ремо. Блохин и Буряк, Кожемякин и Роменский, Зуев и Байдачный, Дамин и Шелия – эта команда блистала, и на континентальном первенстве уступила путь только будущим чемпионам Европы – англичанам, да и то по пенальти. 
 
В Киеве осваивался при помощи друга еще с юношеских времен – Блохина, с которым наладил отличное взаимопонимание и на поле.
 
В свои юные годы Буряк уже был на слуху. Дважды к нему из Киева приезжал заслуженный мастер спорта Андрей Биба, но юноше хватило дерзости оба раза ответить отказом. Лишь осенью 1972 года строптивый одессит согласился на предложение киевского гонца – так парень из первой лиги перешел в состав неоднократных чемпионов СССР, ответив отказом посланцам московских Торпедо и Динамо. Он сделал шаг вперед, чтобы не сделать…
 
...Ни шагу назад. Когда ты переходишь в лучшую команду страны, никто не обещает тебе, что будет легко. Герою нашего повествования шел только 20-й год, а в киевской команде были уже состоявшиеся звезды. Люди, чьи домашние коллекции украшали медали чемпионов СССР – нередко во множественном числе. Хотя Буряк к тому времени уже немало наиграл в составе юношеских и молодежной сборных и даже был в списке кандидатов на поездку на Олимпиаду-72, но кто он был в сравнении с киевской футбольной профессурой? 
 
С Динамо он выиграл три Кубка СССР, затем еще два – с другими командами.
 
Поначалу ему было очень несладко – тосковал по дому, по родному городу, как-то даже сбегал из Киева в Одессу, и если бы не помощь Блохина, с которым Леня успел познакомиться и подружиться в юношеской сборной, в чужом городе он чувствовал бы себя совсем одиноким. Но футбол объединяет и стирает границы. Совсем недавно, на сборах, этот парень скромно вливался в Севидовские тренировки, а вот уже и дебют в основном составе в кубковом матче с Металлистом, а там – и матчи чемпионата. Начинал Буряк с запаса, но вскоре пробился и в стартовую одиннадцатку. 
 
Особую роль в его футбольной судьбе невольно сыграл Арарат: еще играя за дубль одесситов, он забил свой первый мяч армянской команде. В составе киевлян он дебютировал в матче первого круга чемпионата-73 с ереванцами, выйдя на замену вместо Пузача. А во втором круге уже и отличился своим первым голом за Динамо, поразив ворота Арарата. Напомним, что именно в том году блестящая команда Симоняна, Коваленко и Иштояна сделала "золотой дубль", выиграв и чемпионат, и кубок СССР. В финале этого турнира Севидов за несколько минут до конца заменил Блохина и Буряка на Зуева и Кондратьева, и в итоге великолепная армянская команда усилиями фееричного Иштояна сумела не только сравнять счет, но и вырвать победу. Кресло Севидова зашаталось, ему вменяли выпуск игроков "под звания и премиальные". Распинали и распекали, и в Киев команда приехала уже без главного тренера. 
 
Даже одной из лучших команд той эпохи – Польше – было трудно остановить Буряка. «В полет» его отправляет Смолярек.
 
Нового наставника Динамо не получило…
 
...Киевляне получили дуэт. Возглавить главную команду УССР было поручено 34-летнему Валерию Лобановскому, который уже тогда отличался подчеркнуто "полковничьей" выправкой и научно-философским взглядом на жизнь и футбол. Он входил в большой футбол новатором, интересующимся передовыми мировыми тенденциями и разработками. Даже возглавить Динамо он не мог, "как люди". Придумал неожиданную, не помещающуюся в традиционные рамки формулу – тренерского дуэта, разделив работу и ответственность со своим многолетним соратником Олегом Базилевичем. "Железные руки" тандема скрутили футболистов, превращая их в атлетов, знаменитые уже игроки "умирали" на тренировках, а на поле бывшие стройные построения сменяла игровая аритмия. Но такая игра давала результат, и футбол, который назвали прагматичным, делал свое дело. Соперники не выдерживали постоянного прессинга, опекуны теряли своих подопечных, не понимая, как игрок во время матча может появляться на самым разных точках поля. Тотальный футбол нового Динамо делал из самых авторитетных команд "котлету по-киевски". 
 
И Буряк был одним из главных "винтиков" налаженного динамовского механизма. Просматривая кадры старой кинохроники, ловишь себя на мысли, что он будто бы случайно оказался на поле. Парень с внешностью пианиста, с размашистым шагом, с нефутбольной хрупкостью, он вливался в командный механизм и становился его органической частью. А вместе с Блохиным он создавал ту чудную динамовскую атаку, против которой не могла подобрать противоядия даже самая сплоченная оборона. Рухнули стереотипы – тандем молодых тренеров вернул в Киев союзное "золото", а затем и привез в СССР первый в истории страны еврокубок. Это был прорыв, который не стыдно сравнить с Гагаринским или Армстронговским: СССР ликовал. Звездная Бавария, действительно одна из лучших команд той эпохи во всем мире, была повержена в матче за Суперкубок УЕФА. 
 
Прощание с Металлистом и советским футболом.
 
Добившись международного успеха на клубном уровне, Буряк и его поколение вряд ли может быть до конца довольным выступлением за сборную. Лично Леонид, как мы уже говорили, пропустил Олимпиаду-72, но попал на следующие Игры, где советские футболисты под руководством Лобановского довольствовались "бронзой". Не повезло Буряку и десять лет спустя после мюнхенского разочарования – всего за месяц до старта испанского мундиаля в матче с Металлистом он получил перелом. Старался восстановиться, работал, скрепя зубы, попал в итоге в заявку сборной (спортивный подвиг!), но на испанские поля так и не вышел, не сыграв на чемпионате мира ни минуты. Всего в 1972-83 годах Буряк сыграл 9 матчей (2 гола) за олимпийскую и 44 матча (8 голов) – за главную сборную СССР. 
 
Двенадцать сезонов в Динамо прошли, словно одно мгновение. Но уходили ветераны, и уходила эпоха. Мунтян, Фоменко, Колотов, Коньков… От первой "команды звезд" оставались уже, пожалуй, лишь несколько человек. Лобановский уходил и возвращался, а коллектив старел, чтобы снова помолодеть. Не без нерв и не без обид завершил свою динамовскую карьеру и Буряк, в 31 год оказавшийся "списанным на берег"…
 
...Чтобы довести карьеру до логического конца. В союзные времена говаривали, что из киевского Динамо уходят только либо на понижение, либо на пенсию. Единицы могли рассчитывать на "жизнь после жизни", только лучшие могли развить успех и доказать, что они не доигрывают, а играют. 
 
Нет сомнений, что в любой другой команде Буряк доиграл бы до 35-ти и был бы отправлен "на пенсию" с почестями и прощальным матчем. Но Динамо – это конвейер, это фабрика футбола, это домна, которой нельзя гасить свое пламя. Буряк сошел, как пассажиры сходят с маршрутки на своей остановке. Динамо тронулось дальше. А последний матч в своей динамовской карьере Буряк сыграл – да-да – против Арарата, заменив Баля на 61-й минуте поединка 15 октября 1984 года, завершившегося со счетом 7:0 в пользу киевлян. 
 
Тогда, в конце 1984-го, обида едва не толкнула Буряка к самому громкому переходу в истории позднего советского футбола. Оказавшись вне Динамо, Леонид получил очередное приглашение от Спартака и даже поехал на сборы с москвичами, сыграв пару контрольных матчей. Но Бескову все же ответил отказом: такой переход – штука едва ли не политическая, это ведь не нынешние времена, когда команды играют в разных странах, а миграцию между ними совершают легионеры, которым, честно говоря, попросту наплевать на всю историю обоих клубов вместе взятых, а тем более на их былое противостояние. 
 
Но в Украине Буряк тоже не остался – перешел в Торпедо, дебютировав в составе москвичей в Киеве 17 марта 1985 года. Тогда автозаводцы обыграли динамовцев, а Буряк оказался причастным к одному из голов (после его удара со штрафного Михайлов не удержал мяч, и торпедовец добил его в ворота). То Динамо шло своим путем, Буряк – своим. Киевляне вскоре выиграли свой второй Кубок кубков, а вот Буряк пополнил коллекцию еще двумя Кубками СССР, причем, завоеванными в составе двух разных команд. Сначала триумфовал с Торпедо, а затем – в почти 35-летнем возрасте – с Металлистом, причем, обыграв как раз свою бывшую, торпедовскую, команду. В ноябре 1987 года Леонид, фактически всю свою карьеру отыгравший полузащитником, вошел и в символический клуб Григория Федотова. Когда он завершал выступления в СССР, на его счету было 103 гола, вошедших в зачет главного бомбардирского рейтинга Союза. 
 
Казалось бы, чему учиться "футбольному профессору"? Но, к чести нашего юбиляра, он прекрасно понимал, что нужно оставаться современным и чутко прислушиваться ко всему новому. Отправившись доигрывать в "капстрану", он начал там и тренерскую карьеру. Скромные финские клубы КПТ-85 и ВанПа-70 стали последними в биографии Буряка-футболиста и первыми – для Буряка-тренера. Затем была работа в Эвансвильском университете. Там, в Индиане, Леонид познакомился с налаживающейся американской индустрией "соккера", работая вместе с известным немецко-американским специалистом Фрэдом Шмольцем. Казалось бы, живи себе в "сытой" Америке. Многие наши выдающиеся спортсмены, ученые, артисты так и сделали – и многие прогадали. Но Буряка звал, манил, срывал с места футбол. Украинский футбол. В дни, когда в Москве стреляли танки, а на родине девальвировались прямо в руках их собственников сменившие "карбованец" купоны, Леонид с семьей возвращался в Украину. 
 
Тогда и начиналась новая жизнь Леонида Буряка – жизнь тренерская. О которой мы не так давно рассказывали в специальной рубрике, посвященной 20 лучшим тренерам Украины. 
 
Артур Валерко, Football.ua