"Из Динамо ушел сам"

- Александр, мало кто из болельщиков знает, что вы – киевлянин и воспитанник структуры Динамо.

- Так и есть. Футболом начал заниматься с 8 лет, и сразу – в Динамо. В структуре клуба пробыл до 15 лет.

- Почему в 2008 году перешли в Днепр?

- После школы Динамо, помню, 3 месяца был еще в спортинтернате РВУФК, после чего переехал в Днепропетровск.

- Это был семейный переезд или лично ваш, как футболиста?

- Отец часто бывал там по работе, и мы даже думали переезжать семьей. Позже, благодаря папиному знакомому, появилась возможность попасть в детскую школу Днепра.

- Воспитанники Динамо, как правило, с обидой говорят о киевском клубе, ведь шанс заявить о себе в первой команде там получает примерно один из ста…

- Честно – нет никакой обиды. Точнее, небольшая обида была еще в 15 лет, когда уходил. Я ведь почему покинул Динамо – раньше параллельно сосуществовали Динамо и Отрадный – две школы. И Отрадный как раз начали расформировывать, создавая из двух команд одну. Мне сказали так: "Ты будешь играть на город, но не будешь играть в чемпионате Украины", — дословно. Смысла оставаться после этого я не видел, так как очень хотел играть в чемпионате Украины. Получается, меня не отчисляли – я сам ушел.

- Не так давно в Динамо был скандал именно с отчислением и последующим переходом в Арсенал и Шахтер двух вратарей. Можете ли вы из личного опыта назвать школу Динамо образцом для других?

- Да, могу. Детская школа Динамо очень сильная, наравне с Шахтером – лучшая в Украине. Просто, знаете, в 15-летнем ребенке тяжело рассмотреть его дальнейшие перспективы и что с него вырастит в будущем. Поэтому не считаю этот случай показательным с негативной точки зрения для динамовской школы.

- А вы сами видели в себе талант в 15 лет? Примерно в этом возрасте или немножко позже каждый начинающий футболист способен реально оценить свои возможности.

- В первую очередь, у меня было огромное желание играть. Я сделал свой выбор в пользу футбола еще в 15 лет, ведь вполне мог остаться в структуре Динамо. Но мне было мало играть на город, ведь это означало отсутствие перспектив. Это был не тот уровень.

- А кто из ребят, с которыми вы занимались в Динамо, сейчас в большом футболе?

- Будковский, Коваль из Севастополя, Рыжук и Рудько из Динамо-2.

- Когда начали сотрудничать с футбольными агентами? Они принимали участие в вашем переходе в Днепр?

- В Днепропетровск переезжал без их участия. Впервые начал сотрудничать с агентом год-полтора назад, когда из Днепра переходил в Волынь. До сих пор работаю с тем же агентом.

- Условия для работы в Днепропетровске были не ахти по сравнению с Киевом?

- По сравнению с Динамо отличия были, но не существенные. Главное отличие в том, что на то время мы ощущали нехватку тренировочных полей. Вся детская школа занималась буквально на одном-двух полях: одно – искусственное, а второе – где получится. Это была единственная проблема школы Днепра.

- Вы не сыграли за первую команду ни одного поединка. В одном из интервью вы сказали, что должны были лететь на сборы с первой командой Днепра, "но что-то изменилось" и вы остались дома. Сейчас вы уже не являетесь игроком Днепра. Так что же все-таки "изменилось": это – следствие естественного отбора или закулисные игры?

- Я говорил уже много раз: все зависит от тренера, от его доверия к молодому игроку.

- На примере того же Дениса Олейника, отстраненного от первой команды, многие бывшие игроки Днепра утверждают, что отношение Хуанде Рамоса к украинским игрокам скептическое. Вы на себе это прочувствовали?

- Доверия точно не ощущал. Тренировался с первой командой, а играл все время за дубль. Похожая ситуация произошла и с Денисом: тренировался с первой командой, а никакой игровой практики не получал. Но ладно я – на то время малоизвестный игрок. А тут ситуация совершенно иная.

- Но именно Рамос привлек вас к работе с основой?

- Я был в дубле Днепра, когда в клуб пришел испанец. Он просматривал молодых игроков дубля, и я, наверное, привлек к себе какое-то внимание.

- Живое общение с Хуанде Рамосом у вас было?

- Нет. Мы ни разу не разговаривали с ним один на один. Даже с его помощниками не было никакого диалога.

- Вы такой разговор инициировать не пытались?

- Нет, даже не хотелось проявлять такую инициативу. Я понимал, что ситуация такова: разговаривай – не разговаривай, а что изменится, если на тебя просто не рассчитывают? Он все время повторял одно: «молодой» да «молодой». Честно, не хотелось разговаривать.

"После возникших финансовых проблем легионеры Волыни начали играть на одной ноге, нехотя"

- Как возник вариант с арендой в Волыне?

- Агент предложил такой вариант.

- Ехали в Луцк с желанием или как в Сибирь?

- С желанием, конечно! После четырех лет в дубле хотелось уже играть на более высоком уровне. В Луцк ехал доказывать свою профпригодность.

- Эта аренда означала, что Днепру вы не больше нужны, или у вас были надежды, что в Днепропетровске за вами будут следить и вернут, если проявите себя в Премьер-лиге?

- Я как раз уезжал в расположение молодежной сборной. Приехав, увидел список футболистов, которые летят на сбор с первой командой Днепра. Моей фамилии в том списке не было. Первое, что я сделал – попросил агента найти мне новую команду, хотя бы в аренду. На тот момент у меня оставалось полгода контракта с Днепром, и да – я понимал, что играть в этой команде не буду.

- Анатолий Демьяненко неожиданно для всех сделал на вас серьезную ставку. А для вас это стало неожиданностью?

- Да! Большой! И я хочу сказать большое спасибо Анатолию Васильевичу за оказанное доверие. Так, как доверяет молодым он – я нигде не видел и не слышал.

- Охарактеризуйте Демьяненко в двух словах.

- В первую очередь, интеллигент и очень хороший человек.

- Интересно, вы бы поехали в Волынь, если бы тренером был Кварцяный, а не Демьяненко?

- Не знаю (улыбается). Задумался бы.

- Говорят, деньги не играют в футбол. Волынь перестала играть именно после финансовых проблем.

- Наверное, играют. Понимаете, после возникших проблем из команды ушли в основном игроки, которых приглашал именно Демьяненко и строил через них игру. В первой части чемпионата мы поднимались до еврокубковой зоны, а зимой начался распад, уходили легионеры... Иностранцам действительно тяжело объяснить, что зарплаты будут через два-три месяца. Они начали играть откровенно на одной ноге. Наверное, даже не хотели уже играть. А что говорить, если в итоге зарплаты не было 4-5 месяцев? Тогда все футболисты решили уйти, выразив недоверие клуба. Зарплату нам обещали с марта, и мы каждый день слышали "завтра", "завтра", "завтра"…

- Демьяненко удавалось держать все более-менее под контролем?

- Первое время мы ему верили и доверяли. А потом настал такой момент, когда он и сам признался: "Ребята, я ничего не хочу вам обещать. Руководство не реагирует на все мои просьбы. Мне постоянно только обещают. Но я устал поневоле давать вам ложную надежду". После этого все стало ясно.

- То есть руководители говорили одно, а делали – другое? Классика...

- Да, все было примерно так: "Ребята, деньги есть, конечно, есть", "завтра", "во вторник", "через два дня", "через неделю", "вот-вот, в понедельник будут". И так – месяцами.

- В интернете была информация о 135 тысячах долларов долга Волыни перед вами.

- Да, я не получал там зарплату полгода. Первую зарплату дали за январь – уже в конце чемпионата, чтобы хоть как-то мотивировать, и мы не вылетели.

- Помогло?

- Наверное, как видите. Собрались же как-то, сыграли 1:1 в Ужгороде.

- А если бы не заплатили?

- Думаю, все равно не вылетели бы. Все боролись бы до конца.

- Так, а деньги вам вернули или судитесь?

- Не вернули ни-че-го. Сужусь. Точнее, один суд я уже выиграл, в КДК ФФУ. Так что жду, пока со мной расплатятся. Время у них еще есть.

- Хотели бы остаться в Луцке, если бы все было нормально с финансированием?

- Если бы платили вовремя, а не затягивали по полгода – у людей ведь семьи! – думаю, никто не покинул бы команду, и все остались.

- Вы бы тоже остались?

- Наверное, да. Хотя сейчас тяжело сказать однозначно.

- А с Волынью у вас был полноценный контракт?

- Да. Первых три месяца я играл на правах аренды, а после – подписал контракт на три года. То есть после всех проблем пришлось разрывать контракт в одностороннем порядке.

"Недоверие к молодым футболистам – тенденция украинского футбола"

- После Волыни вы сказали, что переход в Днепр исключен. Почему так категорично?

- Потому что никаких предложений от Днепра не было, и я их даже не ждал, исходя их логики вещей.

- Как возник вариант с Металлургом?

- Не сразу. Можно сказать, в Донецке за мной какое-то время следили, изучали мои возможности. Со временем дошло до конкретного предложения и последующего перехода в Металлург.

- Какие впечатления от сотрудничества с Юрием Максимовым?

- Не люблю сравнивать тренеров. Скажу так: ничего плохого сказать не могу. Хороший специалист, максималист, который всегда хочет побеждать и всегда требует максимальной самоотдачи от футболистов для достижения самых высоких целей.

- Назначение Ташуева вызвало много споров среди специалистов. Мол, есть и украинские тренеры, зачем был нужен человек из второй лиги России. Вы можете сказать, что с первых дней ощутили реальный уровень тренера, его силу, как специалиста?

- Да, потому что первое, что стало заметно – тренер абсолютно точно знает, чего хочет от нас. Он хочет, чтобы мы играли так-то – и будет месяц, полгода, год работать в этом направлении и прививать нам этот стиль. Тренировочный процесс также соответствует выбранной тактике игры. Упор делается на максимальное взаимопонимание между игроками, чтобы не было разбалансированности. Строгий тренер, который требует придерживаться на поле дисциплины.

- Основные тактические требования Ташуева это…

- Контроль мяча, а при потере – как можно быстрые обтирать мяч, посредством мгновенного прессинга на любом участке поля, где мяч был потерян.

- После поражения от Кукеси специалисты отмечали плохую физическую форму футболистов Металлурга. Лично вам хватает сил играть в футбол Ташуева, с постоянным прессингом?

- За все сказать не могу. Но лично я нахожусь в хорошей форме и выдерживаю все нагрузки и требования. У Металлурга другая проблема – большое количество травмированных игроков. Часто тренеру некем заменить того или иного футболиста.

- Ташуев часто общается с игроками?

- Да. У него очень много индивидуальных бесед.

- А Максимов на его фоне больше общался с подопечными или меньше?

- Меньше. Но мне было достаточно общения. Каждый день не разговаривали, но если надо было – всегда мог поговорить.

- На данном этапе работы, как я понимаю, Ташуев проводит много теоретических занятий?

- Да, очень много. Получаем детальную установку даже перед тренировками. Но никто не жалуется.

- В молодежке вы – один из немногих футболистов, стабильно играющих в УПЛ. Недоверие к молодым – тенденция среди украинских тренеров?

- Да, однозначно. Как я уже говорил, все зависит от тренера. Как правило, если молодой сыграл один-два матча плохо, на третий его уже не выпустят. Вот и все. Мой друг по молодежке Нойок однажды сказал, и я с ним полностью согласен – мы не хуже всех тех футболистов, которых массово покупают сейчас наши клубы.

- Как вам игра с Динамо на Кубок?

- У нас был обновленный состав, очень много молодых ребят, некоторые из них впервые играли на таком уровне. В первом тайме, как мне кажется, команда сильно перенервничала, а второй тайм понравился больше. Могли зацепиться и за ничью в основное время, хотя, конечно же, могли и пропустить значительно больше. Но игра понравилась.

- Вам не кажется, что Металлург переоценил соперника?

- Думаю, нет.

- Полурезервный состав означает, что Кубок – не приоритетный турнир для Металлурга?

- Тоже нет. Просто так получилось. Но этот состав – решение тренера, я не возьмусь это обсуждать.

- Что после игры сказал Ташуев?

- Непосредственно после матча ничего не говорил. А уже на разборе игры был в первую очередь недоволен тем, что мы очень легко пропускаем голы.

- Как считаете, с Шахтером будем сложнее?

- Тяжело сказать. Думаю, Шахтер будет давать нам играть, а дальше все зависит от нас.

- Как у воспитанника Динамо, у вас есть какой-то особый настрой на Шахтер?

- Нет. Динамо – это в прошлом.

- За счет чего можно обыграть такого соперника? Главное – самоотдача?

- Главное – не допускать элементарных ошибок в защите, не привозить себе голы. Если хорошо сыграем в защите, шанс победить у нас будет.

Анатолий Волков, Football.ua
Использованы фото metallurg.donetsk.ua и fcvolyn.net