Чемпионат
 
Когда Дикси Дин забил 60-й гол в чемпионате 1927/28, обозреватели были уверены, что это не последний индивидуальный рекорд результативности. Однако фурор, произведенный изменением в правилах офсайда, уже помалу стихал. Защитники, воспитанные в совсем других условиях, постепенно научились играть по-новому, а тактические изменения и появление схемы W-M с третьим защитником способствовали выравниванию чаши весов между атакой и обороной. Забивали все так же много, но теперь показатели больше не кружили голову и не стремились каждый раз к все новой заоблачной высоте.
 
Да и сам рекордсмен Дин оказался не в состоянии даже приблизиться к планке рекорда. В сезоне 1928/29 он забил только 26 мячей, правда, пропустил при этом треть матчей из-за ревматизма и операции на лодыжке. Один из "Волшебников Уэмбли", Джимми Данн, надежд болельщиков и руководства Эвертона первое время не оправдывал. Новичок, купленный сразу после погрома сборной Англии, начинал свою карьеру на Гудисоне нестабильно, и вкупе с проблемами Дина это вылилось для чемпиона в разочаровывающее итоговое 18-е место. Хаддерсфилд, шесть сезонов кряду занимавший места с 1-го по 3-е, финишировал всего лишь на две ступеньки выше, что стоило работы менеджеру клуба Джеку Чаплину.
 
Вследствие такой ситуации в стане лидеров прошлого сезона, на вершине таблицы поначалу царил форменный хаос. Команды сменяли одна другую, и некоторые из них в результате оказались калифами на час. Гонку до середины ноября успели возглавить не только неплохо отыгравшие сезон Дерби и Блэкберн, но также Бернли, Вест Хэм и Лидс. И тогда, в 16-м туре, на вершину взлетели Совы…
 
Вообще-то еще в середине марта 1928 года никто не дал бы ломаного гроша на спасение Уэнсдей в первом дивизионе. Совы не имели никакого отношения к чудовищной толчее в  таблице, за десять туров до финиша отставая от предпоследнего места и от зоны спасения на семь очков. То, что произошло потом, как оказалось, стало началом взлета команды: из 20-ти возможных очков Уэнсдей взял 17, не потерпев в оставшихся матчах ни единого поражения.
 
Если разобраться, для Сов "чудесное спасение" началось еще в 1920 году. В первом послевоенном сезоне команда безнадежно заняла последнее место и опустилась во второй дивизион. Это стало ознаменованием конца большой эры секретаря-менеджера Артура Дикинсона, который отдал Уэнсдей без малого три десятка лет, а наивысшего успеха добился в сезонах 1902/03 и 1903/04, когда Совы становились чемпионами. Приглашенный на его место Роберт Браун как футболист не сделал впечатляющей карьеры, но руководство клуба вспомнило, что он как скаут внес немалый вклад в те чемпионские успехи команды. Перед войной Браун принял Портсмут, а летом 1920 года оказался в Джиллингеме, где пробыл всего четыре недели – от предложения Уэнсдей он не смог отказаться.
 
Браун добился успеха не сразу. Он шесть лет потратил, чтобы преобразовать состарившуюся за время войны команду, но настоящие преобразования ждали Сов в 1926 году, когда они вернулись в элиту (из чемпионского состава только вратарь Джек Браун, многолетний защитник сборной Англии Эрнст Блэнкинсоп и полузащитник Билли Марсден появились во время выступлений команды в Д2). Голы Джимми Троттера помогли команде выиграть Д2, а затем закрепиться в элите, где форвард Сов стал лучшим бомбардиром сезона. Летом 1927 года клуб провел масштабную работу на трансферном рынке, но до Нового года сумел одержать всего лишь три победы. Как оказалось, новичкам просто требовалось время, чтобы сплотиться в мощный коллектив.
 
Безоговорочным лидером Уэнсдей стал Джимми Сид, получивший сразу же капитанскую повязку. Его трансфер стал одной из самых главных неожиданностей лета 1927 года. Сид, талантливый правый инсайд, сыгравший пять матчей за сборную Англии, был лидером послевоенного Тоттенхэма, помог команде вернуться в элиту и выиграть Кубок Англии. Но когда Сид получил травму, его удачно заменил Тэффи О’Кэллаган, и руководство клуба решило под таким предлогом срезать зарплату 32-летнему футболисту. Джимми, разумеется, обиделся и собрался уходить. Его звали в Олдершот, где он должен был начать карьеру играющего менеджера, но Роберт Браун молниеносно вмешался и сумел заполучить опытного мастера. Сид стал главным действующим лицом "чудесного спасения", он забивал в ключевых победных матчах с Тоттенхэмом, а его гол на последней минуте предпоследнего матча с Арсеналом спас Сов от поражения и позволил выбраться из зоны вылета.
 
Сезон 1928/29 стал продолжением той удачной концовки. В октябре команда впервые за 13 лет оказалась на вершине таблицы и до самого победного конца так никого к себе и не подпустила. Особенно мощно Уэнсдей выступал на своем поле, где не потерпел ни единого поражения, а вот в гостях команда действовала так сяк, не сумев выиграть ни одного из 12-ти последних матчей на выезде. В заключительном домашнем поединке Совам хватало для чемпионства победы над Бернли, но, невзирая на ничью 1:1, подопечные Роберта Брауна все равно стали первыми – преследователь Лестер Сити не сумел обыграть Хаддерсфилд.
 
Уэнсдей: Джек Браун – Томми Уокер, Блэнкинсоп – Стрэндж, Лич, Марсден – Сид, Грегг – Хупер, Джек Аллен, Риммер. Менеджер – Роберт Браун
 
Тем не менее чемпион остался в тени команды, финишировавшей на скромном 9-м месте. Арсенал Генри Норриса не мог похвастаться трофеями, однако научился привлекаться к себе внимание скандалами и деньгами.

Сэр Генри Норрис – одна из самых одиозных фигур в английском футболе того времени. Достаточно вспомнить то, каким образом Арсенал получил после войны место в элите, а ведь, кроме того, были попытки объединения Канониров с Фулхэмом, был скандальный переезд Арсенала на Хайбери, шокирующие заявления и показная расточительность. В 1927 году Daily Mail опубликовала серию материалов, изобличающих методы работы Норриса. Широкий резонанс вызвала новость о том, что владелец Арсенала выдал черным налом деньги Чарльзу Бучану за согласие перебраться в Лондон. Ветеран уже открыл свой бизнес в Сандерленде, и не очень-то хотел сворачивать свои дела, а потом еще тратиться на дорогое жилье в столице. Но, по словам Норриса, менеджер команды Герберт Чепмэн потребовал Бучана «любой ценой». Футбольная Ассоциация начала расследование, в ходе которого выяснила, что Норрис нанял личного шофера за счет клуба, чтобы с комфортом разъезжать по Лондону, потягивая сигару и попивая бренди. Затем стало известно, что 125 фунтов, вырученные за продажу клубного автобуса, вдруг осели на счету супруги сэра Генри. Норрис называл проступки «смехотворными», и, в общем-то, в его словах была логика – он вложил в клуб 125 тысяч фунтов, более чем внушительное состояние по тем временам, а с него спрашивают за сумму, в тысячу раз меньшую! (После своей смерти сэр Генри оставил наследство на сумму 71 тысяча фунтов.) Как бы то ни было, в 1928 году Норрис был пожизненно отстранен от футбола, и новым председателем правления стал Сэмюель Хилл-Вуд.

Невзирая на показания Норриса, никаких санкций к Чепмэну, обвинявшегося, напомним, в незаконных выплатах в Лидс Сити, применено не было. У Чепмэна были непростые отношения с сэром Генри, но Хилл-Вуд передал в его руки, по сути, всю полноту власти. И теперь-то он развернулся по настоящему. Чарльз Бучан завершил карьеру, и в его лице Арсенал лишился не только бомбардира, но и плеймейкера. Найти другого такого исполнителя было невозможно, а вот двух разных – запросто. В октябре 1928 года Арсенал произвел фурор, купив за 11 500 фунтов Дэвида Джека, автора двух победных мячей за Болтон в финалах Кубка Англии (хотя в различных источниках сумма трансфера отличается – 10 750, 10 890…). Это был первый случай, когда за футболиста была заплачена пятизначная сумма, и глава ФА сэр Чарльз Клегг по этому поводу заявил: «Ни один игрок в мире не может стоить десяти тысяч фунтов!» Чепмэн в ответ на этот в июне 1929 года приобрел Волшебника Уэмбли, тонкого организатора игры Алекса Джеймса из Престона. Но и теперь Чепмэн быстрого результата не дал. Он отработал на Хайбери уже четыре года, и после вице-чемпионства в дебютном сезоне его команда кружила в районе 10-го места.

С первым дивизионом расстались Бери, а также Кардифф, который только за два года до того выиграл Кубок Англии. Вылет валлийцев вообще получился из разряда необычных, ведь Синяя птица заняла последнее место, пропустив меньше всех в дивизионе! Но результативность на уровне одного гола за игру по тем временам означало только одно – крупные неприятности. Сразу несколько ключевых игроков, в том числе и главный бомбардир команды, автор победного курьезного гола в финале Хьюи Фергюсон получили травмы, а ни один из приглашенных вместо них игроков себя проявить не сумел. А ведь в первом домашнем матче сезона Кардифф разгромил Бернли со счетом 7:0 и Фергюсон забил пять мячей. Хьюи из-за проблем со спиной вскоре вынужден был вернуться с семьей в Шотландию, но в Данди он почти не играл и в январе 1930 года покончил жизнь самоубийством, отравившись газом. Один из всего лишь семи бомбардиров, забивших в Англии и Шотландии более 350-ти мячей, впал в тяжелую депрессию, которая усиливалась не только из-за травмы – он страдал от постоянных головных болей и маялся бессонницей.

Чемпионом в Д2 стал Миддлсбро, мгновенно вернувшийся в элиту, а также Гримсби Таун, не выступавший в Д1 с 1903 года.

                           И    В    Н    П    М    О
1 УЭНСДЕЙ         42    21    10    11    86-62  52
2 Лестер             42    21    9    12     96-67   51
3 Астон Вилла     42    23    4    15     98-81   50
4 Сандерленд     42    20    7    15     93-75   47
5 Ливерпуль       42    17    12    13   90-64   46
6 Дерби              42    18    10    14   86-71   46
7 Блэкберн         42    17    11    14   72-63   45
8 Ман Сити         42    18    9    15    95-86    45
9 Арсенал          42    16    13    13    77-72   45
10 Ньюкасл        42    19    6    17     70-72    44
11 Шеффилд Ю  42    15    11    16    86-85   41
12 Манчестер Ю 42    14    13    15    66-76   41
13 Лидс             42    16    9    17    71-84     41
14 Болтон          42    14    12    16    73-80   40
15 Бирмингем    42    15    10    17    68-77   40
16 Хаддерсфилд 42    14    11    17    70-61  39
17 Вест Хэм        42    15    9    18    86-96    39
18 Эвертон        42    17    4    21    63-75    38
19 Бернли          42    15    8    19    81-103  38
20 Портсмут       42    15    6    21    56-80    36
21 БЕРИ             42    12    7    23    62-99    31
22 КАРДИФФ     42    8    13    21    43-59    29

Бомбардир: Дэйв Халлидей (Сандерленд) – 43

Кубок

Розыгрыш Кубка в сезоне 1928/29, как обычно, подарил несколько неожиданных результатов. Так, уже в 3-м раунде нелиговый Мансфилд переиграл Вулверхэмптон (1:0), для которого послевоенные годы складывались хуже не придумаешь. На этом геройства Мансфилда закончились, и команда уступила 0:2 Арсеналу, а вот Рэдинг, добравшийся до полуфинала два года назад, снова предпринял впечатляющий поход. Клуб, только после войны ставший членом Футбольной Лиги, посредственно выступал во втором дивизионе, однако в Кубке убрал с дороги Тоттенхэм (2:0), в 4-м раунде одолел идущий на чемпионство Уэнсдей (1:0) и лишь потом уступил Астон Вилле (1:3).

Однако вовсе не погоня за сенсациями занимала публику. Болтон, оставшись без своего лидера Дэвида Джека, подтвердил свою репутацию «кубкового короля» 1920-х и, невзирая на трудный жребий, уверенно пробивался к своему третьему финалу на Уэмбли. Размявшись в третьем раунде на Олдхэме (2:0), Скакуны получили в соперники Ливерпуль, ставший в итоге пятой командой страны. После выездной ничьей 0:0, на своем поле Болтон в овертайме разгромил мерсисайдцев 5:2, а в 5-м раунде отправился в гости к Лестеру, будущему вице-чемпиону. Но и тут Болтон с честью выдержал испытание классом, обыграв Лис со счетом 2:1 благодаря голу центрального защитника Джимми Седдона. Следующим сложил свои полномочия обладатель Кубка прошлого года Блэкберн (1:1, 2:1), а в полуфинале – Хаддерсфилд, пять лет кряду становившийся чемпионом или вице-чемпионом (3:1).

Портсмут, только в 1927 году дебютировавший в элите и сражавшийся исключительно за выживание, на пути к Уэмбли только в полуфинале встретил серьезного оппонента – Астон Виллу. Судьбу поединка решил спорный пенальти, когда мяч от груди защитника Вилланов Тедди Боуэна срикошетил в руку.

27 апреля 1929 года Болтон уверенно доказал свое превосходство, завоевав третий Кубок за шесть лет. Впрочем, продолжительное время счет оставался ничейным. В первом тайме обе команды осторожничали, играясь в кошки-мышки, но после перерыва Скакуны стали действовать все решительнее. Они нанесли три опасных удара, с которыми уверенно справился вратарь Помпеи Джок Гилфиллан. Ключевым событием матча стала травма, полученная левым защитником Портсмута Томасом Беллом. Он был вынужден перейти на левый фланг атаки, что развязало руки правому форварду Болтона Билли Батлеру. Когда до финального свистка оставалось чуть больше десяти минут, Батлер, получив мяч, резко ушел в центр и нанес мощный удар. А на последних минутах Батлер легко ушел от опекуна, выполнил точный прострел и центрфорвард Гарольд Блэкмор характерным для себя мощным ударом вколотил мяч в сетку мимо даже не успевшего шелохнуться вратаря.

Этот успех команды Чарльза Фауэрейкера 1920-х – три Кубка за шесть лет – тем интереснее, что был достигнут практически одним составом. Вратарь Дик Пим,  защитники Боб Хаворт и Джимми Седдон, полузащитник Харри Наттолл, а также Батлер участвовали во всех трех финалах, а Пим в этих матчах на Уэмбли не пропустил ни разу. Еще один защитник – левый бек Алекс Финни – играл в финалах 1923 и 1929 годов, а в 1926-м не вышел на поле из-за травмы.

Финал

Болтон – Портсмут 2:0
Голы: Батлер, 79, Блэкмор, 87

Болтон: Пим – Хаворт, Седдон, Финни – Кин, Наттолл – Маклелланд, Гибсон – Батлер, Блэкмор, Вилли Кук. Менеджер – Чарльз Фауэрейкер

Сборная

После провального прошлого сезона сборная Англии сумела осенью обыграть и северных ирландцев (2:1), и валлийцев (3:2). Три из пяти мячей забил нападающий Арсенала Джо Халм. Однако поединок в Глазго снова принес разочарование – до последней минуты счет оставался 0:0, и при таком раскладе победителями первенства Великобритании становились обе сборные. Развязка получилась более чем курьезной. Алек Чейн, нападающий Абердина, забил прямым ударом с углового, а вскоре раздался финальный свисток, возвестивший о победе Шотландии.

В мае 1929 года англичане традиционно отбыли на континент, где в течение шести недели должны были сыграть три матча. Разгромив Францию (4:1) с Бельгией (5:1), англичане отправились в Мадрид. Травмированный Дикси Дин вообще не принимал участия в турне, а Джордж Камселл, забивший шесть мячей в ворота французов и бельгийцев, из-за повреждения выйти против испанцев не смог. Тем не менее к 20-й минуте дело шло к очередной победе, когда Джо Картер из Вест Брома оформил дубль – 2:1. Но постепенно стала давать о себе знать невыносимая жара – наставник испанцев, англичанин Фред Пентланд, прекрасно понимая, что физическая форма является главным козырем его соотечественников, потребовал перенести матч с вечернего времени на полдень. Испанцы сумели сравнять счет, но сразу после перерыва Англия снова вышла вперед, и держалась до последних минут, когда Испания забила дважды и стала первой небританской сборной, сумевшей обыграть родоначальников футбола – 3:4.

Калейдоскоп

В матчах стартового тура, 25 августа 1928 года, в порядке эксперимента футболисты Арсенала на Хиллсборо и Челси против Суонси вышли на поле с номерами на футболках.

В составе Ньюкасла, который 6 октября 1928 года сыграл с Лидсом, было десять футболистов, родившихся в Шотландии. Одиннадцатым стал запасной центральный защитник Тед Вуд из Уэльса.

Ротерхэм стал всего лишь второй командой, что по ходу сезона дважды пропускала в одном матче десять и более мячей. В стартовом туре Ротерхэм уступил Брэдфорд Сити 1:11, а ближе к финишу был разгромлен 1:10 клубом Саут Шилдс. В этих двух матчах Ротерхэм пропустил больше четверти всех мячей в чемпионате, общим числом 77.

Брэдфорд Сити, начав сезон с разгрома Ротерхэма, выиграл чемпионат в северной группе третьего дивизиона, установив новый рекорд результативности – 128 мячей. Причем на своем поле Брэдфорд отличился 82 раза.

Джок Бучанан из Рейнджерс стал первым, кто был удален в финальных матчах Кубка Шотландии. Его команда уступила Килмарноку 0:2. В чемпионате Джерс проиграли всего раз и стали первыми, опередив Селтик на рекордные 16 очков.

Алексей Иванов, специально для Бей-беги