Не имя красит человека, а человек – имя.
В отношении Ледли Кинга можно сказать то же самое, вот только его фамилия, которая переводится не иначе, как «король», так и напрашивается провести аналогии с представителем королевского рода.
Футбольный путь Кинга начался в известнейшей лондонской футбольной школе Сенраб, дарившей миру таких игроков, как Джон Терри, Джермейн Дефо, Сол Кэмпбелл и многих других. По иронии судьбы, последнего Ледли и пришлось заменить в Тоттенхэме. Хотя его дебют состоялся когда еще Кэмпбелл играл за Шпор, именно Кинга видели игроком, который станет заменой прежней иконе Уайт Харт Лейн после предательского ухода во вражий Арсенал. Его же ставили впоследствии в противовес Солу – Кинг от своих поклонников не отрекался.
А ведь предложения сменить команду у Ледли наверняка были. Поговаривают, в определенное время на центрбека Тоттенхэма претендовал Манчестер Юнайтед, который был готов раскошелиться на добрых два десятка миллионов фунтов, дабы заполучить в свои ряды лондонца. Что же заставило его ценить столь высоко?
На момент своего дебюта в 1999 году Кинга уже почитали главным талантом команды. 19-летнему парнишке было трудно завоевать место в основе клуба, да еще и на такой ответственной позиции в центре обороны. А посему ему на первых порах пришлось довольствоваться ролью сменщика основных игроков. При этом невооруженным глазом было видно, что Кингу свойственны качества, которые далеко не всегда присущи центральному защитнику – элегантное владение мяча, прекрасное видение поля, умение отдать своевременный пас. В результате, Ледли сперва нередко использовался на позиции опорного полузащитника, на которой каши не портил. Тогда же он отметился наиболее быстрым голом в истории АПЛ – в матче с Брэдфордом ему понадобилось 9,7 секунд, чтобы открыть счет. Гораздо привычнее было бы видеть такой показатель у игрока атаки, согласитесь.
И когда уходил Сол Кэмпбелл, вопроса о его сменщике не возникало. Им непременно должен был стать Ледли Кинг, который с первых же матчей начал оправдывать выданные авансы. Не за горами оказался и дебют за главную команду страны – Свен-Йоран Эрикссон впервые вызвал лондонца под знамена сборной Англии в 2002 году.
При этом молодой игрок по-прежнему учился футбольному искусству и ключевым в его карьере станет момент прихода в команду Нуреддина Найбета. Возможно, это и довольно странно слышать, но именно в период непродолжительного присутствия марокканца Кинг не только отточил свои игровые качества, но и приумножил их, впитывая футбольную мудрость экс-игрока Депортиво. Тот, к слову, также был востребован Манчестер Юнайтед, который знал о его игровых качествах не понаслышке. И опять-таки ироничным видится тот факт, что манкунианцы отказались от его приобретения по причине травматичности.
Найбет стал мудрым наставником Кинга на пути к признанию одним из наиболее талантливых защитников своего поколения. И слова Тьерри Анри – одного из сильнейших форвардов начала нового века и лидера Арсенала, – назвавшего Кинга наиболее неудобным защитником из тех, против которых ему приходилось играть, отнюдь не являются преувеличением или дежурной похвалой оппоненту. Что выделяло Ледли среди других, а особенно британских защитников, так это буквально аристократичная и исключительно элегантная игра. Как результат, не удивляет тот факт, что Кинг за свою карьеру не заработал ни одного удаления, а забил большее количество мячей, нежели получил жёлтых карточек.
И ведь не скажешь, что этот тот случай, когда «Короля играет свита». Нет, Кинг непременно оказывался в гущи событий, боролся за каждый, даже самый немыслимый мяч (
как в случае с подкатом против Арьена Роббена в 2006 году), не прятался за спинами товарищей. А его крейсерская скорость и умение предугадать самый хитрый замысел соперника не раз ставала палочкой-выручалочкой для Тоттенхэма. И делалось все это с невозмутимым выражением лица и не вызывающим поведением, будто так и должно быть. Аристократическая сдержанность.
Проблемы с травмами преследовали Кинга на протяжении всей карьеры. Поначалу молодой организм Ледли позволял довольно быстро залечивать их, однако с каждым новым повреждением процесс восстановления все больше затягивался. Однако, начиная с 2006 года, у Ледли начались хронические проблемы с коленом, от которых полностью избавиться оказалось невозможным.
Даже проводя внушительное количество времени на больничном, Кинг не терял своих игровых качеств, также как и доверия со стороны наставников и необъятной любви поклонников Шпор. И даже арест в 2009 году после драки в одном из лондонских ночных клубов не повлиял на отношение к нему как к модели для молодых игроков – Ледли извинился за свое поведение, заявив о недопустимости подобных действий. В конце концов, человеку свойственно ошибаться, несмотря на статус.
Последние годы Ледли практически не привлекался к тренировкам в промежутках между матчами – таким образом Харри Реднапп пытался защитить его от возможных повреждений. И каждый раз удивлялся, когда Кинг на поле по-прежнему показывал свой высочайший класс, не уступая оппонентам в скорости, настырности и самоотдаче. К примеру, в последнем сезоне все его 18 подкатов были успешными. Добавьте к этому 40 перехватов, 130 отборов и 90% успешности пасов в 23-х матчах и вы получите показатели, которым позавидуют лучшие игроки его амплуа мира.
Не удивительно, что, несмотря на все проблемы со здоровьем, капитан Тоттенхэма оказался в числе игроков, представляющих свою страну на чемпионате мира в ЮАРе – отказаться от услуг высококлассного защитника было бы непростительной глупостью со стороны Фабио Капелло. Немудрено, что на мундиале Ледли был игроком основы, но травмировался уже в стартовом матче против США. Тот матч оказался для Кинга последним на международном уровне.
Всего за свою карьеру Ледли Кинг принял участие в более чем 300 поединках и завоевал один-единственный трофей – кубок английской Лиги в 2008 году. Ничтожно мало как для игрока такого таланта. Однако его решение уйти видится разумным и даже оправданным. Ему наверняка был бы предложен новый контракт и Ледли продолжал бы удивлять уровнем своей игры в немногочисленные появления на поле. Кинг вполне мог рассчитывать и на предложение от какого-нибудь богатенького клуба из дальнего зарубежья, который позволил бы заработать ему на безбедную старость не только себе, но и своим наследникам. Но он решил, что не по-королевски это, и завершает карьеру в довольно молодом возрасте в том единственном своем клубе.
Возможно, регалии Кинга и не являются такими внушительными, как у игроков Тоттенхэма периода Билла Николсона, но можно не сомневаться, что Ледли навсегда останется в памяти поклонников команды как один из наиболее одаренных и преданных игроков. Уайт Харт Лейн попрощается со своим Королем в следующем году, когда будет проведен последний матч любимца публики минувшего десятилетия. Он же оставляет трон, но лишь для того, чтобы и дальше верой и правдой служить Тоттенхэму.
Петр Романив, специально для Football.ua