Быть лучшим футболистом в истории своей страны – важная и почетная миссия, но если эта страна зовется Либерия, Финляндия, Уэльс или Панама, то о крупных турнирах на уровне сборных можно забыть. По крайней мере, Джордж Веа, Яри Литманен, Райан Гиггз и Дели Вальдес так и не сыграли ни разу на чемпионате мира.
 
Панамскому голеадору повезло больше, так как в его регионе (пускай и не самом престижном с футбольной точки зрения) можно было побороться за медали континентального первенства. Товарищам же его, самым ярким «одиноким звездам» 90-х, не подфартило и с этим – чемпионатами Африки и Европы соответственно.
 
Когда заходит речь о Панаме, в первую очередь вспоминается одноименная шляпа, канал, оффшоры, но никак не футбол, но если уж вас угораздило каким-то образом провести прямую линию между Панамой и футболом, то вы, конечно же, сразу вспомните Дели Вальдеса – самого известного игрока страны на двух континентах.
 
Вот только знающие люди поспешат спросить – о каком именно Дели Вальдесе идет речь, ведь на самом дел их было три, причем двое – близнецы-братья, отличить которых друг от друга не представляется возможным даже сейчас. К сожалению, самый старший Дели Вальдес – Армандо, прозванный в свое время «Панамским Пеле» умер в 2004 году в возрасте сорока лет от сепсиса (по сути гниения, вызванного попаданием в организм болезнетворных микробов) легких, а вот его младшие братья Хулио Сесар Дели Валдес и Хорхе Дели Вальдес нынче руководят сборными Панамы. Хорхе – молодежными, а Хулио – национальной.
 
Мы, конечно же, мало наслышаны не только о старшем из Дели (собственно Дели Вальдесом зовут только самого известного из братьев, все остальные – просто Дели), но и брате-близнеце самого известного панамского футболиста. Начинали они вместе в клубе Депортиво Парагуайо после обучения азам футбола в Атлетико из родного Колона. Как ни странно клуб со столь парагвайским названием базировался в Аргентине, где хорошо знали старшего из братьев, поигрывавшего за Аргентинос Хуниорс, но отношение к Гуарани имел самое непосредственное, так как был создан парагвайской общиной Буэнос-Айреса.
 
Уже в 18 лет Хулио отличался куда большей результативностью, чем Хорхе (оба были ярко выраженными центрфорвардами, но Хулио несколько более мощным и высоким) и потому оказался в уругвайском Насьонале гораздо раньше брата, которого туда позвали за компанию. Играли за одну команду братья недолго и пути их вскоре разошлись, но с их пребыванием в Насьонале связаны несколько смешных историй.
 
Однажды утром к физиотерапевту сильнейшей на то время команды Уругвая пришел Хорхе и пожаловался на боль в спине. После осмотра и уверений доктора, что все нормально, нападающий вернулся к доктору на следующий день и, окончательно успокоившись, отбыл тренироваться. Можете себе представить состояние доктора, когда через некоторое время к нему пришел уже Хулио и спросил все ли нормально с его спиной? У бедняги от злости глаза на лоб полезли.
 
Другая история связана с тем, что однажды комментатор на матче Насьоналя выдал рекордное по продолжительности Goooooool из-за того, что не мог понять, кто из братьев забил гол и хотел дождаться, когда увидит номер на футболке. Но все же с куда большей вероятностью там могло быть имя Хулио, который забивал почти в каждом втором матче.
 
В дальнейшем братья пересекались только в сборной Панамы и Арабе Унидо, единственном панамском клубе, где они играли. Завершить карьеру здесь братья решили, по всей видимости, из-за старшего брата, который начинал в клубе из родного для Дели Валдесов Колона.
 
Не заметить столь талантливого голеадора как Дели Вальдес в Европе не могли. В 1993 году он перебрался в итальянский Кальяри, довольно крепкую по тем временам команду. Дели Вальдес отличался феноменальным голевым чутьем и умением играть головой – бесценными качествами для команд, которые играли в «простой» футбол, но вскоре он смог проявить себя и в составе по-настоящему сильной команды.
 
В 1995 году панамского нападающего приобрел Пари Сен-Жермен и именно здесь, в компании таких звезд как Раи, Леонардо, Джоркаефф, Ле Гуэн, Браво, Герен, Лама, Дели Вальдес стал известен европейским болельщикам. Та команда Луиса Фернандеса была серьезным еврокубковым бойцом, выходила в полуфинал Лиги чемпионов (помним, сколь мощно смотрелись парижане на фоне молодого Динамо в сезоне 1994/95), пройдя по ходу Барселону и выиграв все матчи в групповом раунде.
 
После столь удачного выступления, из ПСЖ ушли Жинола, Валдо и Веа, и Дели Вальдес как раз был призван заменить великолепного либерийца, с чем довольно неплохо справился. Не уступая Веа в мощи, Вальдес, быть может, был менее пластичным, но брал свое умением оказаться в нужное время в нужном месте. А уж как он играл головой!
 
С уходом лидеров ПСЖ все же несколько сдал, дважды став всего лишь вторым во внутреннем первенстве, но в сезоне 1995/96 был завоеван Кубок кубков. Сейчас принято недооценивать значимость этого турнира, но давайте только пройдемся по командам, которые ПСЖ обыграл на пути к финалу – Мёльде с Солскьяером и Ставрумом (Вальдес забил победный мяч в Норвегии, где все и решилось), Селтик (тут уже постарались Нума и Локо), Парму с Стоичковым, Дино Баджо и Дзолой и Депортиво с Бебето и Донато.
 
Феерил тогда больше слегка сумасшедший (в прямом смысле – именно об этом говорит его фамилия и некоторые его поступки) нападающий Патрис Локо, звезда которого быстро зажглась в Нанте, но не менее быстро сгорела из-за не совсем адекватного поведения, но и Дели Вальдес был вполне себе ничего. В финале обыграли Рапид Карстена Янкера благодаря голу Бруно Н`Готти. В следующем сезоне ПСЖ не смог защитить свой титул, проиграв в финале Барселоне, ведомой молодым Зубастиком.
 
Дели Вальдес перебрался в Испанию, где играл сначала в стане аутсайдера Овьедо, спасая его от вылета на протяжении трех сезонов. А затем перебрался в Малагу (Овьедо же сразу вылетел из Примеры и больше не вернулся до сих пор) и вот здесь он нашел свою команду, став самым продуктивным нападающим за всю историю выступлений Малаги в Примере.
 
В Малаге тоже не обошлось без еврокубковых подвигов, так как в 2002 году команда заявилась в Кубок Интертото, где выиграла в противостоянии с Вильярреалом путевку в Кубок УЕФА. Пройдя боснийский Железничар и польскую Амику, Малага благодаря дублю Дели Вальдеса убрала с пути английский Лидс, прошла АЕК и в четвертьфинале встретилась с Боавиштой, которая до того обидела неслабые Герту и ПСЖ. Одержав минимальную победу в Испании (отличился Дели Вальдес) Малага пропустила гол в концовке ответной встречи, а затем проиграла по пенальти.
 
Тренировал ту Малагу Хоакин Пейро, который опрометчиво покинул клуб ради Мурсии, а ему на смену пришел хорошо нам знакомый Хуанде Рамос, с которым Малага была твердым середняком Примеры. Кики Мусампа, Педро Контрерас, Дарио Силва и немного позже Сальва Бальеста – вот основные звезды Малаги тех времен. Дели Вальдес же был лидером коллектива до тех пор, пока в 2003 году не отправился доигрывать в почти родной Насьональ.
 
В сборной Дели Вальдес может похвастать в первую очередь вторым местом на Золотом Кубке КОНКАКАФ 2005 года, на котором панамцам удалось дважды одолеть весьма принципиального соперника Колумбию (в состав которой Панама долгое время входила), который, правда, играл далеко не сильнейшим составом. В группе Панама победила минимально благодаря голу Техады, а вот в полуфинале дважды отличился Филлипс и один раз – нестареющий Дели Вальдес-брат, которому на тот момент было 38 лет. Он же отличился и в четвертьфинале, где Панама прошла ЮАР по пенальти после счета 1:1, но в финале выдержав натиск хозяев первенства в основное и дополнительное время, представители страны, имевшей наглость объявить войну Соединенным Штатам (недолгую, правда, длившуюся всего 5 дней) проиграли по пенальти. А решающий промах как раз тоже на счету брата Дели Вальдеса – Хорхе.
 
Сейчас братья не без успехов поднимают футбол в родной стране – сборная Панамы на последнем Голд Капе была полуфиналистом, обыграв в групповом раунде американцев, но уступив им уже в плей-офф, показав при этом хорошую игру. Хулио шутит, что они редко проводят с братом совместные тренировки, чтобы не смущать и не запутывать игроков, да и на одной скамейке запасных вряд ли поместятся, но нет никаких сомнений в том, что они единомышленники.
 
Может быть трудами братьев в Панаме и появятся новые звезды, которые затмят своих учителей, но пока что футбол в этой стране ассоциируется с фамилией Дели Вальдес и это куда лучший символ, чем сомнительного происхождения деньги в банках Панамы или даже знаменитая шляпа, которая на самом деле – национальный головной убор Эквадора.
 
Хорхе Цементник, специально для Другого футбола