Имя Юрия Шаталова вряд ли что-то скажет кому-то из украинских любителей футбола. Однако нынешнего главного тренера Краковии в соседней Польше любят и уважают.

Его нельзя назвать стопроцентным украинцем - рожденный в российском дальневосточном Дальнегорске у самых границ с Китаем (в документах тренера местом рождения значится китайское название города – Тетюхе), Шаталов хоть и является гражданином Украины, но он уже давно проживает в Польше, прекрасно овладел польским языком и успел обзавестись польским паспортом. Да и сам тренер себя не считает нашим соотечественником: "Хотя в Украине я познакомился со своей женой и там родился мой старший сын, я не чувствовал себя там комфортно. Твердо могу сказать, что украинцем я не являюсь. Я не патриот".

Любовь к футболу, по словам самого специалиста, ему привил родной дядя - бывший тренер, избавив тем самым Юрия от карьеры рыбака и хоккеиста. Еще пацаном Шаталов подавал большие надежды на льду, но в конечном итоге выбор пал на другой вид спорта. Футбольная карьера Шаталова началась довольно поздно - до 15 лет он занимался в родном Дальнегорске, после чего его транзитом через Владивосток пригласили в Шахтер. Представители донецкого клуба были настойчивыми, согласившись подождать год, пока парень не закончит хотя бы восемь классов. Затем Шаталов оказался в Донецке. В спортинтернате Шахтера он пробыл три года. После окончания интерната Шаталов получил диплом "механика, способного выполнять работы под землей". "Из 25 моих однокашников лишь четверо и я в том числе попали во вторую команду Шахтера, однако к матчам основы нас так и не допустили". А уже после этого парня призвали в армию. "Официально - на два года. Фактически же мы пробыли в части около двух месяцев до присяги. В основном, нас, спортсменов, отправляли в наряд по кухне, где мы мыли посуду. Или же до блеска начищали танки", - вспоминает тренер Краковии.

На одном из армейских турниров на Шаталова обратил внимание наставник киевского СКА, который в то время был прямым сателлитом столичного Динамо. На некоторых тренировках армейцев присутствовал сам великий Лобановский. По признанию Шаталова, он уже тогда начал делать некоторые записи в тетрадях, которые использует и по сей день в своей тренерской деятельности. Впрочем, совсем не Лобановского наставник Краковии считает наиболее повлиявшим на его тренерские взгляды специалистом. "Я бы назвал Станислава Гзила. Когда я только перебрался в Польшу и начал работу с резервом Амики, играя в первой команде, мы много времени проводили вместе. Как и я, Гзил тоже оказался во Вронках без семьи. В то время он как раз вернулся из Бельгии, где окончил тренерскую школу. Я многое почерпнул из разговоров с ним. Психология - прежде всего. Иногда с футболистом достаточно просто поговорить, и он будет играть значительно сильнее. Эту философию я исповедую до сих пор".

После СКА Шаталов поскитался по тогда еще Советской Украине - ждановский (сегодня - Мариуполь) Новатор, горловский Шахтер, Подолье из Хмельницкого, Кривбасс, - нигде особо не задержавшись. В 1992 году по счастливой случайности Юрий оказался в Польше. Его пригласили на просмотр в одну из австрийских команд, но по пути в Австрию он остановился у знакомого Алексея Терещенко, который в тот момент выступал за местную Сталь. Через день Шаталов сыграл в спарринге за Сталь против Варты из Познани, и спустя пару дней подписал с познаньцами контракт. Впрочем, здесь он надолго не задержался, перебравшись вскоре в Амику (Вронки), которая в то время выступала в третьем дивизионе. Так получилось, что Амике Шаталов отдал семь лет своей жизни, пройдя путь из самых низов до Экстраклассы - высшей лиги польского футбола.

После завершения карьеры футболиста Юрий стал одним из основателей детской футбольной школы Амики и начал работать с резервным составом в качестве главного тренера. Спустя несколько лет Шаталов вернулся на футбольное поле в качестве играющего тренера Спарты (Оборники), где проработал два года.

Настоящим вызовом стало назначение главным тренером Полонии (Бытом) - команды с самым маленьким бюджетом в Экстраклассе (немногим менее миллиона евро). Приняв плетущуюся в хвосте турнирной таблицы команду за несколько туров до конца чемпионата, специалисту удалось в кратчайшие сроки поставить игру и уберечь Полонию от вылета в низший дивизион. "В тренерском мире я еще не заявил о себе, поэтому над предложением Полонии долго не раздумывал. Две-три секунды и решение было принято". В следующем сезоне команда из Бытома с тем же бюджетом заняла седьмую строчку. Это стало лучшим результатом Полонии за последние 39 лет. Многие критиковали игру команды Шаталова за излишнюю оборонительную манеру, но и здесь у тренера нашлось объяснение. "Красивый футбол заключается в том, чтобы забивать как можно больше, но ведь оборона - это фундамент. Нельзя начинать постройку дома с крыши. Я еще не видел таких домов", - говорит рулевой.

Образцом тренера для Юрия является наставник Арсенала Арсен Венгер. "Я оцениваю не только результаты его работы, но и отношение к футболу. Он не боится доверять молодежи, но в его команде постоянно есть опытные футболисты". Не обращает внимания Шаталов и на имя и регалии того или иного игрока: "Фамилии для меня не важны. Они имеют значение лишь на надгробиях. Лучше поставить потенциально более слабого игрока, но я буду знать, что он старается и бьется на поле до последнего".

С ноября прошлого года Шаталов тренирует Краковию. Роль кризисного менеджера ему знакома. Несмотря на то, что Полосатые (прозвище клуба) по-прежнему последние, шансы на спасение у клуба имеются. И очень хочется верить, что у грамотного специалиста с украинским паспортом получится удержать Краковию в Экстраклассе.

Андрей Крупенко, специально для Другого футбола