В сентябре 2012 года на Сант-Якоб Парк в Базеле сборная Швейцарии обыграла Албанию в матче квалификационного турнира чемпионата мира на глазах у без малого 40 тысяч болельщиков. Говорят, две трети из них были албанцами, в том числе косовскими. Коренные швейцарцы остались на трибунах в меньшинстве. 

Эта игра вызвала повышенный интерес в Косово, а президент футбольной федерации частично признанной республики Фадиль Вокрри заявил, что наблюдал за поединком между Косово А и Косово Б. 

Вокрри долгое время считался безусловно лучшим футболистом косоварского происхождения в истории. Достаточно сказать, что он единственный албанец из Косово, выступавший за сборную Югославии (12 матчей, 6 голов в 1984-87 годах). Но в последние годы у него появилось немало конкурентов. Один из них открыл счет в матче между Швейцарией и Албанией в сентябре 2012-го. Он отправил мяч в ворота бутсой, на которой были изображены три флага – Швейцарии, Албании и Косово.

Спустя несколько месяцев тот же футболист праздновал победу в Лиге чемпионов, размахивая комбинированным флагом: с одной стороны швейцарский белый крест на красном фоне, с другой – синий стяг с золотым силуэтом Республики Косово и шестью белыми звездами.        

Зовут этого футболиста, как вы уже догадались, Джердан Шакири. Вместе с ним Албанию обыгрывали два других ведущих игрока сборной Швейцарии с косоварскими корнями – Гранит Джака и Валон Берами. Всего среди 22 футболистов, вышедших на поле Сант-Якоб Парк в том матче, девять были этническими косовскими албанцами. Соперников Шакири, Джаки и Берами с капитанской повязкой на поле вывел уроженец Приштины Лорик Цана.

Швейцарией и Албанией география распространения косоваров по Европе не ограничивается. К примеру, за сборную Швеции выступал Эмир Байрами, за Финляндию – Шефки Кучи.

За последние десятилетия сотни тысяч косовских албанцев бежали в Европу от войны и этнических чисток и до сих пор продолжают бежать от бедности. Только в Швейцарии косоварская диаспора насчитывает около 300 тысяч человек. Когда балканские таланты попадают в европейскую систему подготовки футболистов, на выходе получаются игроки уровня Валона Берами и Джердана Шакири. 

Для тех косоваров, которые вопреки всему остались на своей исторической родине, в последние десятилетия основным, а то и единственным способом вырваться из изоляции на международную арену было привлечение к себе внимания тренеров и скаутов из соседней Албании. Этот путь прошел, в частности, долгие годы выступающий за полтавскую Ворсклу вместе со своим земляком Ахмедом Янузи защитник Арменд Даллку.

«У нас не было другого выхода, — объясняет капитан Ворсклы. – На данный момент в сборной Албании играет 11 человек из Косово. К сожалению, нашу сборную пока не признают, поэтому там перспективы нет. Албанию в то время тренировал немец Ханс-Петер Бригель, он пожелал, чтобы я играл в его команде. Мне тогда вручили приз лучшего защитника Косово, после чего и заметили. Вызвали меня в сборную, сыграл две игры, и сказали, что нужно оформлять документы на смену гражданства».

***

«Мне очень приятно видеть игроков, рожденных в Косово, в составе различных национальных сборных. Мне кажется, что я только что смотрел матч между Косово А и Косово Б. Но настоящая сборная Косово не может быть представлена на международной арене».

Эти слова, сказанные президентом Футбольной федерации Косова Фадилем Вокрри после матча Швейцария – Албания в 2012 году, с тех пор, к его радости, отчасти потеряли свою актуальность. В начале прошлого года, спустя 21 год после первого неофициального товарищеского матча сборной Косово против Албании и спустя шесть лет после провозглашения косоварами своей независимости, Международная федерация футбола разрешила национальной команде и клубам частично признанной страны проводить товарищеские матчи. 

17 тысяч билетов на первую санкционированную ФИФА товарищескую игру косоваров с командой Гаити в городе Митровица были раскуплены за несколько часов. Несмотря на запрет на использование на стадионе национального гимна, флага и герба, косовские албанцы восприняли этот матч как очередной шаг к окончательному утверждению права их государства на существование. 

5 марта 2014 года 11 косоваров вышли на поле стадиона в Митровице в футболках своей национальной команды. Нулевая ничья ничем не могла порадовать стороннего наблюдателя, но для 17 тысяч болельщиков на трибунах исторической победой был сам факт проведения этого матча. Символично, что фейерверк на стадионе устроили еще до стартового свистка.

Накануне матча Футбольная федерация Косово впервые разослала приглашения в сборную некоторым этническим албанцам, выступающим за другие национальные команды, а также одному из самых многообещающих игроков Европы Аднану Янузаю. Талант Манчестер Юнайтед от приглашения отказался и впоследствии принял решение выступать за сборную Бельгии, зато возможностью представлять на футбольном поле свою историческую родину воспользовались несколько других известных игроков: вратарь сборной Албании Самир Уйкани, защитник сборной Финляндии Лум  Реджепи, хавбек сборной Норвегии Адриан Гаши и форвард швейцарской национальной команды Альберт Буньяку. Так косоварам удалось собрать на футбольном поле хотя бы часть своего потерянного поколения, разъехавшегося по просторам Европы в поисках безопасности и лучшей жизни.

Как объяснил главный тренер сборной Косово Альберт Буньяки, некоторые знаменитые косовские албанцы, вроде Шакири, Берами и Джаки, не получили приглашений на товарищеский матч с Гаити, поскольку футбольная федерация Косово не хотела ставить их в неловкое положение. 

«Но двери нашей сборной всегда будут открыты для этих футболистов. Нас ждет долгий путь, и мы надеемся, что в будущем к нам присоединятся и другие исполнители», — добавил Буньяки.

В прошлом году сборная Косово сыграла еще три международных матча, уступив Турции (1:6) и Сенегалу (1:3) и отпраздновав историческую победу над Оманом 7 сентября. На июнь 2015-го запланирована встреча с албанцами. И с каждым матчем крепнут надежды косоваров на победный исход многолетней борьбы за признание их сборной полноправным членом международных футбольных организаций. 

«Мы хотим дать сигнал УЕФА и ФИФА, что мы имеем право стать частью мировой футбольной семьи. Сборная Косово начинает свой путь к чемпионату мира после 25 с лишним лет изоляции», — заявляет Буньяки, под чьим руководством косовская национальная команда за прошлый год сыграла столько же матчей, сколько за предыдущие пять лет.

***

Когда Джердан Шакири праздновал победу в Лиге чемпионов с флагом Республики Косово в руках, наряду с восхищенной реакцией косоваров, в СМИ и в соцсетях также можно было найти множество возмущенных публикаций и постов, преимущественно сербского происхождения. Сербы называли поступок Шакири провокацией и требовали дисквалифицировать его, вспоминая отстранение от соревнований в 2008-м пловца Милорада Чавича за выход на церемонию награждения в майке с надписью «Косово – это Сербия». 

Товарищеский матч сборной Косово против Гаити также стал поводом для возмущений. Сербы требовали от ФИФА отменить свое решение о частичном признании права косовской команды на существование и наказать косоваров за использование вопреки запрету национальной символики на футболках, а также за сжигание сербских флагов за пределами стадиона.

Это еще одно свидетельство того, что косовский вопрос по-прежнему далек от своего разрешения. Больше ста членов ООН признали независимость Косова, но кто может сказать, сколько понадобится лет, прежде чем Сербия и поддерживающие ее страны смогут смириться с существованием на Балканском полуострове независимого государства косовских албанцев. За пару десятилетий невозможно решить исторические противоречия, накапливавшиеся веками.

Сербов легко понять. В средние века Косово было политическим, культурным и религиозным центром сербского государства. Однако столетия турецкого господства на Балканах привели к вытеснению значительной части православных сербов из Косово. На их место пришли принявшие ислам албанцы, и в XIX столетии они стали преобладающей этнической группой в регионе. В абсолютном меньшинстве сербы остались в Косово в XX столетии вследствие политики Иосипа Броза Тито, надеявшегося на вхождение Албании в состав Югославии и поощрявшего переселение албанцев в Косово. 

Понять сербов легко. Но сложно оправдать их попытки восстановить свою историческую справедливость с помощью грубой силы и этнических чисток, которые привели к вмешательству в конфликт НАТО и окончательной потере Белградом власти над Косово.

Теперь провозгласившая независимость в 2008 году Республика Косово стремится к полному признанию на международной арене и в качестве одного из инструментов достижения этой цели использует спорт. В 2008-м Футбольная федерация Косово подала заявку на вступление в ФИФА, но получила решительный отказ. Однако с тех пор Косово было принято в несколько международных федераций других видов спорта, а в прошлом году стало полноправным членом Международного олимпийского комитета. УЕФА и ФИФА не спешат следовать примеру МОК, но получение права на проведение товарищеских матчей – это огромный шаг вперед для косоваров. 

Джердан Шакири и Гранит Джака еще несколько лет назад заявляли, что пока сосредоточены исключительно на выступлениях за сборную Швейцарии, но когда Косово будет принято в ФИФА, они готовы рассмотреть возможность перехода в национальную команду своей исторической родины. Судя по развитию событий, перед этим выбором они встанут в недалеком будущем.

Использованы фото kosovodiaspora.org, Football.ua, Keystone и The New York Times