В преддверии Евро-2012 наши польские соседи столкнулись с проблемой, которая весьма чужда Украине. Проблема хулиганства на стадионах. "А как же ультрас Динамо, Металлиста, Шахтера?" - спросит какой-нибудь ярый локал-патриот. В сравнении с польскими хулиганами наши ультрас – просто ангелы. Не в обиду будет сказано. Хорошо ли это или плохо - сказать трудно. Однозначно можно утверждать лишь одно - насилию не место в спорте. Заглянем в польское движение хулиганов, разбавив рядом цитат из отличного голливудского кинофильма "Бойцовский клуб".
 
"Суть бойцовского клуба не в победах и поражениях. Слова тут пустой звук. Истеричные выкрики на неведомых языках, как в церкви пятидесятников. После боя проблем меньше не становилось, но тебе на них было начхать. Каждый чувствовал, что возродился".
 
Польские хулиганы по праву считаются одними из самых безбашенных и оторванных во всем мире. Они легко попадут в тройку лучших при составлении некоего рейтинга или хит-парада. В большинстве своем фанатские группировки характеризуются брутальностью, что называется "на грани", вышколенной организованностью, а также почти идеальной физической готовностью их членов. Большинство хулов представляют собой отлично натренированных бойцов:  кикбоксинг, муай-тай, карате - вот лишь неполный список единоборств, которыми занимаются соседские хулиганы. При всем при этом, история хулиганского движения в Польше насчитывает всего тридцать лет. За это время культура (в переносном, разумеется, смысле слова) поднялась от нулевой отметки до небывалых и практически невиданных в Европе вершин.
 
Колыбелью хулиганского движения в Польше считается Гданьск. Именно на здешней судоверфи зародилось знаменитое антикоммунистическое движение Солидарность под руководством простого сварщика Леха Валенсы, ставшего немногим позже польским президентом. Схожей историей могут похвастаться и хулиганы. Первая группировка возникла вокруг клуба Лехия (Гданьск) аккурат в начале 1980-х. Болельщики Лехии не только посещали футбольные матчи любимой команды, но и ясно давали понять, что коммунистические взгляды им чужды. Частенько после игр дело доходило до потасовок с представителями правоохранительных органов. Только начинавшие свой путь хулиганы отдавали себе отчет в том, что футбол - одно из немногих явлений, которое режим не может запретить в принципе. Это стало фундаментом сотрудничества между хулиганами и оппозицией.
 
Но есть и обратная сторона медали. Спустя десять лет, когда хулиганство стало масштабным и жестоким, когда вокруг любого мало-мальски уважающего себя клуба организовалась банда, ведущая антикоммунистическую борьбу за свободу всеми методами, простые поляки продолжали поддерживать хулиганов, считая их в какой-то мере спасителями, а не вредителями. Годы пройдут, коммунизм рухнет, а жестокость и насилие никуда не денутся.
 
"Пойми, вы ополчились на тех, от кого вы зависите. Мы вам готовим еду, выносим за вами мусор, обслуживаем телефоны, водим машины скорой помощи, охраняем ваш сон. Не надо трогать нас".
 
После падения железного занавеса для польских хулиганов наступает золотое время. После достижения общей цели хулиганы стремятся к тому, чтобы стать лучшими, образуя свою неофициальную лигу, соревнуясь в красочности и жестокости. Стадионы оказались откровенно не готовы к такому повороту событий. Хлипкие кордоны между секторами хозяев и гостей абсолютно не становились преградой крепким молодчикам, готовым крушить и бить.
 
Радикальные хулы окрепли, обретая все большую и большую симпатию общественности. Растет уровень организованности. Создаются уставы и кодексы чести, нарушение которых неприемлемо. Ряды хулиганов увеличиваются с каждым днем, все больше молодежи вступает в группировки, среди них и немало девушек. Теперь уже не только крупные клубы имеют свои хулиганские банды. Они существуют на всех уровнях, в какой бы лиге не выступала команда. Стопроцентный контроль со стороны полиции при скоплениях хулиганов под видом верных фанатов обеспечить просто физически нельзя даже на центральных поединках, а если речь идет о матче, к примеру, третьего дивизиона, то и подавно.
 
Так хулы третьелиговой Эланы (Торунь) вполне могут себе позволить "забить стрелку" ультрас познаньского Леха, которых абсолютно справедливо многие считают лучшими не только в Польше, но и вообще во всей Европе. Такого рода стрелки называют "уставками". Уставки имеют свои правила: согласовано должно быть количество принимающих участие в "махаче" (к примеру, 15 на 15, но бывали и случаи настоящих эпических сражений по 70 человек с каждой стороны), возраст участников (до 18 лет, до 21 года, до 23 лет, до 25 лет). Хулиганы Леха выступают главными пропагандистами запрета на употребление любого вида оружия в драках стенка на стенку. Только кулаки. А вот хулы краковской Краковии наоборот славятся своим буйным нравом. Официально эта группировка причастна к одиннадцати (!) смертям из стана принципиальнейших соперников - Вислы. Об остальных жертвах, которые так или иначе касались хулиганских разборок, остается только догадываться...
 
"Меня повсюду преследовало ощущение дежавю. Куда бы я ни приходил, мне казалось, что я там уже бывал. Это было похоже на погоню за невидимкой".
 
Чисто польской чертой является крепкая дружба между некоторыми клубами. Заключается она не только в выездах на матчи "дружественных" команд (как, например, греческий ПАОК и сербский Партизан или же московский Спартак и белградская Црвена Звезда), так и совместным участием в махачах. Существует целая иерархия - более ста различных дружественных друг к другу группировок с определенным коэффициентом, если можно так выразиться, лояльности. Ориентироваться в ней безумно сложно даже самим участникам банд, но от реальности никуда не деться. Наиболее известным и крупным альянсом считают Большую триаду - хулиганов Леха (Познань), Арки (Гдыня) и Краковии (Краков). Конкуренцию по мере возможности им старается составлять дружба краковской Вислы, Лехии из Гданьска, а также вроцлавского Шленска.
 
Соперничество между группировками настолько сильное, что даже матчи сборной Польши не в состоянии примирить их, хотя неписанный кодекс ультрас гласит противоположное. Больше всего друг друга ненавидят хулиганы Леха и варшавской Легии, а в стычках между краковскими Вислой и Краковией царит настоящая анархия - все правила и договоренности отходят на второй план, превращая людей в зверей. Мачете, топоры, ножи, огнестрельное оружие - это все в порядке вещей. Краковское дерби иногда называют Святой войной. Причем как на футбольном поле, так и вне его. Весьма часто не обходится и без жертв. К сожалению.
 
"Я не хочу умереть без единого шрама".
 
Об огромной силе и влиянии польских хулиганов свидетельствует и история, приключившаяся с одним из ведущих клубов страны - Легией (Варшава). С 2007 по 2010 год ультрас вели подпольную борьбу со своим же руководством - медиа-гигантом ITI Group. Трибуны стадиона Легии зияли пустотой - под влиянием хулиганов на матчи никто не рисковал ходить. Когда в 2010 году новое руководство выполнило все требования ультрас, болельщики вновь заполнили трибуны реконструированной арены, прекратив бойкот.
 
Договариваются о махачах польские хулиганы на специализированных ресурсах, коих в польском Интернете предостаточно. Тут же публикуются и последние новости из стана "банд" или новости о фан-движении за рубежом. Например, такое: "Вчера болельщики Руха Хожув решили прекратить дружбу с Апатором Торунь после 23 лет. Причины - недостаток контактов и отсутствие дальнейших перспектив". На одном из крупных сайтов удалось откопать фоторепортаж о пирошоу на последнем матче между Динамо и Шахтером в Киеве.
 
 
Кодекс польского болельщика:
 
1) Болельщик не сотрудничает с полицией и не ищет у нее защиты от других болельщиков. Они всегда остаются со своим клубом в радости и печали вне зависимости от персон футболистов;
 
2) Драки между болельщиками-хулиганами должны проходить исключительно на кулаках либо же в особых случаях с согласия обеих сторон с применением определенных 
вспомогательных средств;
 
3) Драки должны проводиться в уединенных местах, чтобы не вовлечь в них посторонних;
 
4) Соперникам запрещается применение мобильных телефонов, курток, обуви и других вещей, не связанных с болением;
 
5) Когда соперник отдает шарф или флаг или по какой-то причине не хочет продолжать драку, ему необходимо дать возможность свободно уйти. Когда соперник один против большой группы, ему в лучшем случае можно предложить соло. Нельзя издеваться над поверженным соперником;
 
6) Во время матчей сборной между группировками объявляется перемирие - все поддерживают одну команду;
 
7) Уважать собственные убеждения и принципы и в любой ситуации придерживаться их.
 
Андрей Крупенко, специально для Другого футбола