Солскьяер наблюдает за происходящим совершенно невозмутимо. Норвежец спрятал руки в карманы своей тренировочной куртки, через которую, кажется, можно отслеживать каждый его вздох. 
 
Практически с тем же выражением лица и той же внешней невозмутимостью Оле Гуннар совсем недавно выглядывал из-за спины сэра Алекса Фергюсона, ожидая отмашки менеджера Манчестер Юнайтед. Сейчас Солскьяер дает отмашку сам – он руководит процессом, внимательно следя за каждой мелочью. Норвежец предельно сосредоточен на игре.
 
Именно таким он был футболистом. Еще задолго до начала тренерской карьеры Солскьяера сэр Алекс утверждал, что из его нападающего вырастет тренер. Долго отбивавшись от данной болельщиками роли "суперсаба", он все же соглашается с тем, что был эффективен именно в такой роли. Наблюдая за игрой со скамейки, Оле Гуннар отмечал для себя каждую тактическую деталь – поручение Фергюсона Солскьяер схватывал на лету, потому мгновенно вливался в игру и очень больно бил по слабым точкам соперника.
 
Но это еще мелочи на фоне дневников, которые вел норвежец, играя под руководством шотландца. Специальные тактические занятия менеджера – Солскьяер сделал пометку о каждом из них, хотя его великолепная, чисто тренерская память не требует каждый раз обращаться к старой тетрадке. Было там место и для личных переживаний: записи после обструкции, устроенной Роем Кином, или конспектирование мыслей после упущенной возможности забить помогали Солскьяеру быстрее преодолеть трудность на психологическом уровне, и где-то даже взглянуть на себя со стороны.
 
Тот день, когда норвежец виновато признался Фергюсону в том, что его колено больше не выдерживает даже тренировочных нагрузок, он не забудет никогда. Спустя всего двадцать секунд после этого менеджер МЮ предложил Солскьяеру стать частью его тренерского штаба, позже отрядив работать с резервной командой. Это было не только признание тренерских талантов, но и человеческих качеств, позволивших Оле Гуннару раскрыться в роли "суперсаба" и занять видное место в истории великого клуба. В какой-то момент он просто отдал свою судьбу в руки менеджеру, согласившись с правом того решать, сколько именно времени ему предстоит провести на поле. Любой другой футболист такого уровня закатил бы истерику, но смиренность Солскьяера вернулась к нему не одним добрым делом и советом сэра Алекса.
 
"Карьеру следует начинать там, где тебе нравится, с людьми, которые тебе нравятся. В комфортных условиях", - молвил как-то мудрый Ферги. К тому же Солскьяер давно обещал своему сыну вернуться на родину по завершении карьеры – родная культура осталась в сердце форварда, несмотря на пятнадцать лет жизни в Манчестере. Именно из скромного провинциального Мёльде Солскьяер когда-то перебрался на Олд Траффорд: впечатляющий бомбардирский результат поразил сэра Алекса, и уже через три года никому не известный норвежский нападающий заработает себе статус легенды, огорчив в финальном поединке Лиги чемпионов мюнхенскую Баварию.
 
11-е место в сезоне 2010 года было несомненной неудачей для Мёльде и его болельщиков, потому руководство, управляющее бюджетом порядка десяти миллионов евро, пошло на рискованный и даже авантюрный ход – приглашение на тренерский мостик великого норвежского футболиста, до января этого года никогда не руководившего основной командой. И если существенное увеличение количества проданных абонементов грел душу руководства, то стартовые результаты могли заставить их отказаться от намеченного плана. Проиграв в первом же туре 0:3 клубу Сарпсборг, после трех матчей в активе команды Солскьяера было всего лишь два очка.
 
Но сомнения не тревожили тренера – уверенно выбрав свой путь, он не колебался, закрыв глаза на критику тех, кто считал, что его стиль, наверняка отдающий величественностью Фергюсона, вряд ли подойдет скромному клубу из 25-тысячного городка. Хотя это хладнокровие и самоуверенность – чистый почерк великого шотландца. "Я никогда не сомневался. Это менталитет Юнайтед – то, чему я у него научился. У него бывали свои трудности, но ты всегда верил в то, что делал. Я точно знаю, что люди сомневались во мне. Они говорили мне и моим друзьям, что это не сработает, но такие слова становились для меня дополнительной мотивацией. Когда менеджер усаживает тебя на лавку – это дополнительная мотивация, это мысль из разряда "я тебе покажу". Я обожаю, когда люди во мне сомневаются".
 
Говоря о Фергюсоне исключительно с восхищением, он все же выказывает надежду на то, что ему удастся стать тренером Оле Гуннаром Солскьяером, а не ухудшенной копией своего наставника. Так было и во время игровой карьеры: Солскьяер по определению не мог копировать таких мастеров, как Бекхэм или Кантона, но он был способен перенять боевой дух Дэвида или умение работать над собой Эрика. Похожая ситуация и с Фергюсоном – что-то подходит стилю Солскьяера, но что-то никак не сочетается с его характером.
 
Он не юлит, отвечая на вопрос о том, чему же в первую очередь научился у Ферги. Умение работать с людьми. Следить за жизнью игроков, входить в их положение – контролировать питание, отслеживать увлечения и даже обращать внимания на такие мелочи, как стиль одежды, способный выдать много информации о том, что происходит в голове подопечного. Стать пока пусть не вторым отцом, но лучшим мотиватором. "Все, что я сейчас могу сказать, так это то, что я готов поставить все ваши деньги, все заставные на то, что мы выиграем чемпионат в этом году. Более выгодной ставки не придумать", - сказал Солскьяер в раздевалке после майского поражения его команды от Хаугесунда со счетом 0:5. Идентичную речь произнес сэр Алекс в 1996-м, когда МЮ проиграл с идентичным же счетом Ньюкаслу.
 
Итог оказался тем же – в ноябре Мёльде впервые в своей столетней истории завоевал чемпионский титул и получил право сыграть в квалификации Лиги чемпионов. С капитаном нынешней команды Солскьяер вместе начинал карьеру, потому и для него самого случившееся – момент эмоциональный и важный не только с точки зрения продвижения по тренерскому пути. Что касается второго, то здесь тренеру Мёльде уже пророчат великое будущее и едва ли не место преемника сэра Алекса Фергюсона. "Если я получу подобное предложение, то соглашусь, даже не задумываясь. Но я не могу сказать, что одержим этим, что это главная цель моей работы. Не думаю, что кто-то поднял бы эту тему еще год назад. Я не считаю, что один успешный год с Мёльде позволяет рассуждать мне о том, что я готов тренировать Юнайтед. Хотя каждый может мечтать".
 
И если эффект от второго появления Оле Гуннара Солскьяера на скамейке Манчестер Юнайтед будет схож с первым, то преданные болельщики клуба будут готовы подписаться под каждой мечтой великого "суперсаба". 
 
Иван Громиков, специально для Другого футбола