…Карьера тренера Бьянки началась внезапно. В марте 1985 года положение Реймса стало совсем плачевным, и в отставку вынужден был уйти Пьерр Фелипон. Бразды правления были доверены самому опытному и звездному футболисту команды, и он в качестве играющего наставника довел команду до конца сезона, после чего повесил бутсы на гвоздь, сосредоточившись на новом деле.

Карлос не совершил чудо, но показал, что не лишен тренерского таланта. Реймс совершил рывок, поднявшись  с 12-го места одной из двух групп второго дивизиона Франции на 4-е. Такой результат команда показывала два подряд сезона, а ситуация в клубе была настолько аховой, что такое выступление можно было даже назвать успешным, хотя о повышении в классе речи быть не могло. В 1987 году Реймс дошел до полуфинала Кубка Франции, где, правда, его разнес Марсель с общим счетом 1:7. Шаг назад был сделан только в сезоне 1987/88 – седьмое место – и Бьянки покинул Шампань, несмотря на повторение успеха в Кубке. Команда второго дивизиона опять дошла до полуфинала, но снова уступила с разгромным счетом 1:7 – теперь уже Метцу.

Неоднозначным получился второй тренерский опыт Бьянки. В ноябре 1989 года он заменил на посту наставника Ниццы недолго проработавшего Пьерра Алонсо. Задание – остаться в Лиге 1 – с огромным трудом было выполнено. Только одно очко отделило Ниццу от 19-го места, которое означало бы понижение, но приключения продолжались. Восемнадцатая ступенька означала необходимость играть переходные матчи. Соперником Ниццы стал бывший клуб Карлоса, о котором у него остались не лучшие воспоминания, - Страсбург. Первый матч в гостях был проигран 1:3, зато дома добыта убедительная победа 6:0. Продлевать отношения стороны не стали. В Ниццу пришел Жан Фернандес, о чем там скоро пожалели.

В карьере Бьянки, не считая годичной работы менеджером с любительским ФК Париж, наступил перерыв. Во Францию он больше не возвращался, отдав её футболу четырнадцать лет своей жизни в качестве игрока и тренера. Репутация молодого наставника была неоднозначной – вроде бы в нем не разочаровались, но в то же время никто не видел его способным добиваться серьезных успехов. И тогда Бьянки вернулся в Аргентину…

Его родной Велес Сарсфилд давно ничего существенного не добивался, и двенадцать лет жил без трофеев.  Приглашение на должность тренера человека неопытного, работавшего лишь с какими-то невзрачными клубами Франции, казалось скорее абсурдным, несмотря на то, что болельщики признали Бьянки лучшим игроком Велеса всех времен. Но, как оказалось, президент Рикардо Петракка, вскоре покинувший должность, в декабре 1992 года принял самое удачное решение в своей жизни. Не в последнюю очередь благодаря этому озарению он считается одним из лучших руководителей в истории Велеса.

В команде на тот момент уже был еще не легендарный и не всемирно известный вратарь-бомбардир Хосе Луис Чилаверт, да и вообще ее по крупицам собирать не пришлось – основная масса игроков, составившие костяк в следующие несколько лет, были в команде еще до Бьянки. Только того уровня игры, который появился уже при нем, они и близко не показывали.  

Первый титул был выигран с первой же попытки – чемпионство в Клаусуре-1993 было оформлено за тур до финиша, а потому последняя игра против главного преследователя, Индепендьенте, теряла всякий смысл. Тренерская карьера Бьянки пошла в гору.

В Апертуре того же года Велес только на одно очко отпустил Ривер Плейт, который и выиграл титул, а в Клаусуре-94 Бьянки и его подопечных ждал невероятный провал – восемнадцатое место. Только тот сезон отнюдь не был неудачным. Более того, по его окончании никто и не думал проводить разбор полетов, а игроки, болельщики и все, кто причастен к Велесу, триумфально разливали шампанское. Просто цели на первое полугодие 1994 года были совсем иными – команда двигалась к победе в Копа Либертадорес.

В групповом турнире в соперники попались бразильские Крузейро и Палмейрас и соотечественники – Бока Хуниорс. Пройти этот барьер было непросто, хотя  из квартета в плей-офф проходили трое. Однако Сарсфилд первым обеспечил себе путевку в следующий раунд, а уже бразильцы оставили не у дел Боку. В матчах на выбывание по пенальти был пройден уругвайский Дефенсор, за счет домашней победы была выбита выскочка из Венесуэлы под названием Минервен. Серия пенальти явно стала коньком Велеса:  трижды по ходу турнира пришлось в ней участвовать, трижды Сарсфилд становился триумфатором. Во второй и третий раз – в полуфинале против колумбийского Жуниора и в финале против Сан-Паулу. Матчи проходили с большим напряжением, на обоих решающих стадиях Велес обменивался с соперниками домашними победами, а серии выигрывал еще и потому, что в воротах стоял именно Чилаверт.



Триумф не был случайностью – в декабре Велес уверенно разобрался с Миланом, который до того в мае в финале ЛЧ разбил Барселону Йохана Круиффа.  Так Сарсфилд официально стал сильнейшей командой мира.



Прозвище Virrey, что с испанского переводится как «вице-король», применительно к Бьянки впервые использовал известный спортивный обозреватель Виктор Уго Моралес. И вот почему. Клуб базируется в квартале Буэнос-Айрес под названием Линьерс, который в свою очередь назван в честь Сантьяго де Линьерса, предпоследнего вице-короля Рио-де-Ла-Платы (испанское вице-королевство в эпоху колонизации, куда входили территории современных Аргентины, Уругвая, Парагвая и Боливии).

После такого триумфа Велес без трофеев не оставался – проиграл Рекопа Судамерикана Индепендьенте при спорном судействе, но, что гораздо важнее, выигрывал каждый год по чемпионскому титулу. Эра Бьянки в Велесе закончилась в середине 1996 года сразу после того, как команда в третий раз при нем стала лучшей в Аргентине. Трогательные проводы в присутствии 50 тысяч состоялись на клубном стадионе Хосе Амальфитани. К тому моменту он уже стал лучшим тренером в истории Велес Сарсфилд.

Виррей откликнулся на предложение Франко Сенси и возглавил Рому. И это был первый опыт, когда, как иногда кажется, у всемогущего Бьянки ничего не получилось. Плачевные результаты вкупе с неверием в талант молодого Тотти, невразумительной трансферной кампанией привели к отставке еще до окончания сезона, хоть и начинался он с двух побед. Главный провал – приобретение сработавшегося с ним по Велесу Роберто Тротты, который, несмотря на свое выгодное положение, не закончил в составе Волков даже первый сезон. Также были приглашены умелый, но вечно травмированный россиянин Омари Тетрадзе, француз Венсан Кандела и молодой хавбек Вероны Дамиано Томмази. Как оказалось, последние два трансфера принесут Роме в будущем немало пользы. Но в мае 1997-го замена Бьянки на Нильса Линдхольма (последняя работа легендарного шведа в качестве тренера) напрашивалась.

Уроки из своих ошибок Бьянки извлек быстро – уже через полгода он возьмется за создание одной из сильнейших команд в истории южноамериканского футбола, став энтренадором культовой Бока Хуниорс. Стартовая ситуация идентична с тем временем, когда он приходил в Велес – клуб изголодался по трофеям. Что такое выигрывать Копа Либертадорес на Бомбонере не знали уже лет двадцать, без чемпионства пережили шесть зим …

В какой-то мере ему повезло. Именно тогда на авансцену вышло золотое поколение Боки – Рикельме, Скелотто, Палермо, Ибарра, Батталья, Самуэль, Бурдиссо и другие. Кто-то в следующие года покидал Боку, возвращался, приходили новые исполнители вроде Тевеса, но в основном  успех команде принесло именно поколение, появившееся в  клубе во второй половине 1990-х. Великой команде нужен и тренер соответствующий. Им стал Бьянки.

Игра команды завораживала – чистейшая философия яркого футбола Менотти, причем в таком виде, что и сам Эль Флако мог позавидовать. В меру дисциплинированная, но творчество каждого игрока только поощрялось. Трофеи сыпались как из рога изобилия: каждый год по чемпионству, на стыке веков два Копа Либертадорес вкупе с победой над мадридским Реалом в Межконтинентальном кубке в декабре 2000-го – последний международный трофей ХХ столетия в футболе, между прочим.

Только президента Боки Маурисио Макри это не впечатлило, и он не удовлетворил просьбу тренера о повышении зарплаты. Но ведь 600 тысяч долларов в год – согласитесь, копейки для одного из лучших тренеров в мировом футболе.  Бьянки хлопнул дверью, а 2002 год Бока провела не только без него, но и совсем без трофеев, что на фоне сытного четырехлетия стало вопиющим провалом. Макри решил, что легче пойти на попятную, позвав Бьянки назад и удвоив ему жалованье.

Затраты на услуги наставника окупились золотым 2003 годом. Не успел Виррей вернуться, а уже выиграл Копа Либертадорес. Затем была триумфальная Апертура-2003 и третий для него титул лучшей команды мира – в Межконтинентальном кубке в серии пенальти был обыгран Милан.  В 2004-м могло повториться выдающееся достижение трехлетней давности, но колумбийский Онсе Кальдас в финале в серии пенальти не дал Боке взять второй Копа Либертадорес кряду. Пять главных трофеев Южной Америки за тренерскую карьеру – нечто невообразимое, но и с четырьмя Бьянки является самым титулованным.



Можно устать и от успехов, желая сменить обстановки. Так и случилось – в 2005-м Вице-король аргентинского футбола решил переехать в Испанию, куда его позвал мадридский Атлетико. Там нужны были чудеса, чтобы серьезно поднять Матрасников, но их не дождались – как были мадридцы середняками испанской элиты, так ими и остались. Продлевать отношения смысла не было.

Такой вот минорный конец выдающейся тренерской карьеры. Бьянки с тех пор в профессию не возвращался: усталость, а еще, возможно, отсутствие нового вызова. Прагматичная Европа – не для него, а в Южной Америке он достиг всего, чего только можно достичь. Этот вызов ему может дать только одна команда – сборная Аргентины. Если бы ее судьбой еще б умели распоряжаться те, кто уполномочен это делать…

И хотя Хуан Себастьян Верон когда-то говорил, что союз Бьянки и сборной Аргентины неминуем, время идет, наставники Альбиселесте меняются, но только лучший тренер в истории аргентинского футбола во главе главной команды страны так и не появляется. Карлос трижды – впервые в 1998 году – встречался с президентом АФА Хулио Грондоной, но общего языка с ним так и не нашел. В 2008 году после ухода Альфио Басиле, говорят, Бьянки все-таки дал по телефону согласие одному из чиновников АФА, но у Грондоны уже был заготовлен иной сценарий – с назначением Марадоны. В августе 2010 года даже своеобразный юбилей случился – в пятый раз при выборе нового наставника простые болельщики требовали назначить Бьянки, и в пятый раз ничего из этого не вышло. Наверное, на Батисту, который был готов отдать все ради возможности руководить сборной, влиять легче, чем на такого специалиста как Бьянки. Ведь Карлос – личность, равных которой в аргентинском футболе просто нет. И это при живых Менотти и Билардо!

После смерти в 2008 году президента Боки Педро Помпильо, сменившего Макри, в руководстве клуба начался настоящий хаос. Правление поделилось на два лагеря – один подчинялся самому Макри, который подался в политику и стал мэром Буэнос-Айреса, а теперь метит в президенты, второй составила оппозиция. Разгорелась война, когда макристы не захотели продлевать контракт с Хуаном Романом Рикельме, но обе стороны, как минимум на словах, видят Бьянки у руля команды и призывают его вернуться. Только сам Вице-король не возвращается. В 2009 году он принял предложение Боки и стал менеджером (не тренером), однако через год не выдержал и просто сбежал из нестабильного клуба.

Сейчас Бьянки проводит время со своей семьей, наслаждаясь жизнью почтенного пенсионера, а также выступает в роли эксперта в СМИ. Вскоре АФА должна получить нового президента, и если у преемника вечного Хулио Грондоны будет на порядок больше совести – Бьянки обязательно станет тренером главной команды Аргентины.

Евгений Блажко, специально для Другого Футбола