Оле Гуннар Солскьяер очень удивился. Ему не привыкать выходить на замену во втором тайме, но особой надобности в этом, когда счет в поединке с аутсайдером вырос до 4:1, вроде бы не было. По предварительной договоренности норвежец должен был сыграть в основе через неделю в кубковом поединке с Фулхэмом, а тут все было понятно, да еще и мерзкий холодный дождь сорвался. Придерживай мяч, говорил Джимми Райан, один из помощников Алекса Фергюсона, и что-то показывал на бумажке, играй, мол, консервативно. Солскьяер не слушал, да и зачем оно, когда все уже решено…


Кто-то скажет, что нет ничего особенного в том, что сделал норвежец на поле в отведенные ему минуты. Как будто большой хищник убил добычу, но съесть ее не смог, а потом уже подтянулись мелкие. Так оно и было, если бы Солскьяер просто вышел и выполнил установку тренерского штаба, а не забил четыре мяча в течение 13-ти минут. Ведь это уже совсем другое дело!

В Ноттингеме уже давно жили только воспоминаниями. Брайан Клаф ушел на покой еще в 1993-м, а клуб стал мостиком, соединяющим Премьер-лигу и первый дивизион. Форест был слишком хорош для низов, но не слишком хорош для элиты. Дэйв Бассетт не смог спасти команду в сезоне 1996/97, но зато под его руководством Ноттингем сразу вернулся в Премьер-лигу, выиграв турнир в первом дивизионе. Летом в клубе начались серьезные проблемы, и за 2,5 миллиона фунтов в Трабзонспор был продан Кевин Кэмпбелл,  основной центрбек команды Колин Купер ушел в Миддлсбро, многолетний лидер Скотт Геммилл поссорился с руководством клуба по поводу нового контракта и был отправлен в резерв. Вершиной всех этих неурядиц стала ситуация с главной звездой команды Пьером ван Хойдонком. Вернувшись после чемпионата мира во Франции, он был неприятно удивлен событиям в клубе и решил бастовать, протестуя в частности по поводу продажи своего товарища по линии атаки Кэмпбелла. Только в ноябре голландский бомбардир вернется на поле, но он уже станет изгоем в глазах руководства, партнеров и болельщиков. 11 ноября в принципиальном сражении с Дерби он забьет первый гол после возвращения (счет стал 2:1), но партнеры поздравляли не его, а автора голевой передачи Геммилла.

Разумеется, такие проблемы ни к чему хорошему не могли привести. После поражения в первом туре на Хайбери Ноттингем выиграл дважды кряду у Ковентри и Саутгемптона, но следующую победу Лесники добыли 30 января. Ровно пять месяцев и один день клуб обходился без побед, а чтобы прервать черную серию пришлось сменить менеджера. Несмотря на заслуги прошлого сезона, в начале января Бассетт был уволен, а ему на смену пришел другой одиозный персонаж – Рон Аткинсон.

Позже Пьер ван Хойдонк расскажет, что у него было впечатление, будто командой руководит Роуэн Аткинсон, он же Мистер Бин. Голландцу веры нет, поскольку любитель конфликтов, он и с новым тренером поссорился довольно быстро, но и без слов ван Хойдонка доказательств немало. Например, первый домашний матч с Аткинсоном Ноттингем проводил против Арсенала, наставника на пути из раздевалки сопровождали фотографы  и журналисты. Аткинсон с довольным видом подошел к скамейке, по-отцовски потрепал по плечу парочку запасных и уселся. Но вот незадача – это была лавка Арсенала! Канонирам, как и первый матч при Аткинсоне – в Ковентри, Лесники проиграли, зато к игре на Гудисон Парк подошли во всеоружии. Ван Хойдонк забил и удручающая серия была прервана.

История МЮ в сезоне 1998/99 широко известна. Весной клуб сделает золотой хет-трик, а фундамент этих побед закладывался традиционно в январе. В первый месяц года Красные дьяволы выиграли все шесть матчей и подошли к встрече в шикарной форме, никто ведь не мог и предположить, что манкунианцы до конца сезона вообще не проиграют ни разу ни в одном турнире!

Актинсон назовет этот матч nine goal thriller. Как бы смешно это не звучало, но в чем-то он действительно прав, первый тайм действительно получился напряженным. Этому способствовала отличная завязка, ведь главный бомбардир Юнайтед в сезоне Дуайт Йорк уже на второй минуте забил после передачи Пола Скоулза. Ноттингем ответил ударом Алана Роджерса после стенки с Жаном-Клодом Даршевиллем. Но буквально тут же атаке Энди Коул воспользовался ошибкой обороны и снова вывел МЮ вперед, а шла только седьмая минута встречи…

Соперники на этом не остановились, но вот реализация стала подводить. Коул с выгодной позиции пробил мимо штанги, он же подставился под удар Йорка фактически на линии ворот, Дэйв Бизант несколько раз ценой травмы бросался в ноги форвардам МЮ, срывая выходы один на один, угодил в штангу и Скоулз. Ноттингем ответил двумя хорошими моментами ван Хойдонка и Геммилла, и теперь уже Шмейхель не оплошал.

Победу МЮ добыл благодаря двум мячам сладкой парочки Коул – Йорк и оплошностям в обороне. Йон Хьельде и Карлтон Палмер столкнулись в верховой борьбе после длинной передачи, Йорк подобрал мяч и мощно выстрелил, Бизант отразил, а первым добить мяч  успел Коул. Йорку забивать было еще проще. После передачи Бломквиста мяч попал в ногу Хьельде, потом в штангу и оказался у тринидадца, который стоял в четырех метрах от пустых ворот. Игра сделана.

В протоколе судьи вместо Йорка вышел не Солскьяер, а молодой талант Джон Кертис, которому так и не судилось оправдать все авансы (сейчас 32-летний опорник выступает в австралийском клубе Голд Кост), но такое порой бывает с двойными заменами. Понятное дело, что Оле Гуннар должен был заменить на острие атаки именно Йорка.

"Я пришел в МЮ не только за трофеями, мне еще страшно нравится конкуренция в команде. Казалось, все уже решено в матче, мы с Энди сделали результат, и два гола практически гарантируют место в стартовом составе на следующие матч-два. А тут выходит Оле и творит чудеса". Дуайт Йорк не жаловался, он удивлялся и радовался. С такими конкурентами за место в основе расти и прогрессировать приятно и легко, если, конечно, ты этого хочешь.

"Убийца с лицом младенца" не создал шедевры, но с такой полузащитой, что была тогда у Красных дьяволов, форвардам и не нужно было выкручиваться, мяч доставлялся на блюдечке. Правда, без феноменального чувства гола тут все равно нельзя.

После матча Аткинсон сказал, что этот МЮ – лучшая команда страны за многое время. Не особо спорил и Фергюсон: "Это лучшая игра команды в плане атаки за все время, что я нахожусь в клубе, такими сильными мы не были никогда". Официальная статистика гласит, что Красные дьяволы нанесли в створ ворот Красных восемь ударов, после нетрудных подсчетов, можно понять, что каждый из них оказался результативным. Так что с Ферги спорить нет смысла.

Можно говорить, что эта победа окончательно подкосила Лесников, и они без особого сопротивления вылетели (три из семи побед в сезоне были добыты в последних трех турах, когда Ноттингем официально оформил понижение в классе). Ноттингем Форест покинул Премьер-лигу и больше туда не возвращался, как и не получал пока шанса взять реванш у МЮ за тот позор, ведь ни в одном турнире соперники с тех пор не пересекались.

Кроме того, эта победа стала самым большим выездным успехом для МЮ в истории и наиболее крупной выездной победой в истории АПЛ.

6 февраля 1999 года, Ноттингем, стадион Сити Граунд, 30 025 зрителей

Ноттингем Форест - Манчестер Юнайтед 1:8
Голы: Роджерс, 6 - Йорк, 2, 67, Коул, 7, 50, Солскьяер, 80, 88, 90, 90+3

НФ: Бизант – Харкс, Хьельде, Палмер, Армстронг (Угу Порфириу, 74) – Стоун, Геммилл (Матссон, 57), Джонсон, Роджерс – Даршевилль (Фридмэн, 26), ван Хойдонк

МЮ: Шмейхель – Гари Невилл, Йонсен, Стам, Фил Невилл – Бекхэм, Кин (Солскьяер, 72), Скоулз, Бломквист (Батт, 86) – Коул, Йорк (Кертис, 72)

Игорь Бойко, специально для Бей-беги