Футболистов, которые всю свою карьеру посвятили одному клубу, не так-то много. Но еще меньше тех, кто отдал всего себя команде родного города. Том Финни – один из таких уникумов. Он родился совсем рядом с ареной клуба Престон Норт Энд, благодаря футбольному мастерству стал сэром, получил пост пожизненного президента клуба, его именем названы трибуна стадиона Дипдейл и улица, ведущая к ней и заканчивающаяся памятником ему – Тому Финни. Даже сегодня, когда прошло более сорока лет со дня его последнего матча, Финни как никто другой ассоциируется с Престоном. В этом смысле он, наверное, даже больше, чем клуб, ведь последние настоящие успехи этой славной в далеком прошлом команды закончились тогда, когда из футбола ушел Том Финни.

Однако эта история – не только рассказ о преданности. Финни входит в число выдающихся мастеров игры, невзирая на то, что на протяжении всей своей карьеры не завоевал ни единого трофея, а его выступления в составе сборной Англии пришлись на "эпоху славных поражений". "Его можно назвать великолепным атлетом, он хорош в воздухе, обладает ювелирной точностью передач и метким, безжалостным ударом, — писал один из очевидцев игры Финни. – Если бы кому-то пришло в голову создать эталон футболиста, то у него обязательно получился бы Том Финни".

Разумеется, речь идет об эпохе Финни, о 1950-х годах. Том Финни не опережал время, но полностью соответствовал требованиям своего футбола, причем был в этом одним из лучших. Он играл на позиции правого нападающего, и его можно было смело назвать одним из лучших классиков этого амплуа. "Неудержимый футболист с крепкими мышцами ног, он одинаково успешно умел обыгрывать защитников что влево, что вправо, — рассказывал первый менеджер сборной Англии сэр Уолтер Уинтерботтом. – Его выделяла безупречная техника владения мячом, а также футбольный интеллект. Кроме того, он всегда умел подчиняться нуждам команды". Противостоять ему было непросто еще и потому, что Том не был похож на многих других нападающих правого фланга.

Все дело в том, что Финни был от рождения левшой, играл с детства на позиции левого инсайда, а справа оказался по воле случая. В юношеской команде Финни всегда уступал своему конкуренту на позиции, но сумел произвести фурор, когда в последний момент вышел на правом фланге атаки вместо травмированного товарища по команде. Левша в роли правого нападающего никого не удивит сегодня, но тогда защитник просто опешил, пытаясь разгадать нетипичные и "неправильные" движения оппонента. Получив благодаря неожиданному успеху место в составе, Финни с самого начала показал себя игроком умным – он не стал слепо эксплуатировать свое преимущество, а путем упорных тренировок осваивал и подтягивал "нерабочую" правую ногу, добившись в этом больших успехов. "В мое время самостоятельная работа после тренировок была в порядке вещей, — вспоминал Финни. – Причем самосовершенствованием занимались не только молодые игроки, но даже прожженные ветераны, которым, как казалось, учиться нечему". Благодаря разносторонности своего таланта Финни свободно чувствовал себя на любом из флангов атаки, а постоянная нацеленность на ворота и хладнокровность делала Тома полезным даже в центре нападения. Ведь он, в отличие от типичного крайнего нападающего, забивал очень много: 210 мячей в 473-х матчах за Престон, 30 мячей в 76-ти матчах за сборную. То есть не ограничивал себя тем, что создавал благоприятные условия для партнеров по команде и больше ничего. А значит, был еще опаснее.

Роль Тома Финни в результатах того Престона переоценить невозможно. Он был незаменимым, и поверженные противники не раз признавали, что ничего не могли поделать, так как "этот футболист способен переигрывать нас даже на одной ноге". Когда случалась травма, наставник команды тянул до последнего с объявлением состава и зрители, развернув программку к матчу и увидев привычную фамилию под седьмым номером, только за считанные минуты слышали разочаровывающее объявление по стадиону: "В составе Престона под номером семь следует читать Андерс, а не Финни". "Он без преувеличения стоит половины команды", — писал обозреватель Дэвид Уильямс, а один из его коллег пошутил: "Финни следует освободить от налогов, так как у него на шее сидят десять иждивенцев". Сэр Стэнли Мэттьюз добавлял: "В своей команде он подавал все угловые, выполнял штрафные, бил пенальти, вбрасывал ауты... Я бы не удивился, если б узнал, что Финни продает билеты и программки перед матчем своего клуба, а потом стоит у турникета, проверяя входные документы!"

И хотя самому Финни не нравились подобные разговоры, каждый знал, что в сезоне 1948/49, когда нападающий из-за травмы пропустил почти половину матчей, Престон вылетел во второй дивизион, а спустя год после завершения карьеры, в 1961-м, Норт Энд покинул элиту, но уже не вернулся – до сих пор.

Том Финни дебютировал в Футбольной Лиге в почтенном возрасте – в 24 года. Это не значит, что талант его очень долго оставался неоцененным, вовсе нет. Просто вмешалась война, которая украла лучшие годы многих игроков того поколения, а потому свой первый официальный матч в составе Престон Том сыграл только в августе 1946 года. Для него это стало действительно осуществлением детской мечты, ведь маленький Том не просто любил играть в футбол, не просто не мыслил себя без этой игры, он уже в младших классах твердо заявлял: "Хочу быть футболистом". Подобные заявления звучали довольно смешно, ведь Финни был хилым и болезненным ребенком. Он родился в семье, состоявшей из шести детей, а в четыре года остался без матери. Вскоре отец женился во второй раз и многочисленную ораву детей пополнили еще два отпрыска. Это был период Великой депрессии, и семье приходилось нелегко, а Том был постоянным пациентом местной клиники – пока ему не догадались вырезать гланды.

Когда Престон через местную газету объявил о наборе "юношей от 14-ти до 18-ти лет", письмо Тома Финни оставили без внимания – никого не впечатлили антропометрические данные, честно прописанные парнем. Для него это был чувствительный удар – он вырос на трибуне Дипдейла, и мечтал быть похожим на своего кумира, непревзойденного Алекса Джеймса: "В конце концов он тоже был маленьким и невзрачным". Тогда Тому на помощь пришел отец, который горячо поддерживал увлечение сына футболом. Альф Финни работал официантом в отеле, где проживал один из тренеров Престона – Уилл Скотт. Том получил приглашение на просмотр и неожиданно понравился. Но еще более неожиданным был запрет отца стать одним из "учеников" клуба. Он хотел, чтобы Том сначала освоил профессию водопроводчика, хотя предложение Престона означало увеличение жалованья почти в десять раз! Только с возрастом Финни сумел по достоинству оценить мудрость родителя, ведь футбол все равно никуда от него не делся – как аматор он тренировался два раза в неделю, разумеется, после работы. Том оставался водопроводчиком, даже когда был знаменитым футболистом, со временем сумев организовать серьезный бизнес, в котором трудилось около ста человек.

Война для Тома Финни началась в 1942 году. Благодаря Уинстону Черчиллю, футболисты и спортсмены в большинстве своем были освобождены от бремени военного времени. Британский премьер-министр считал, что для поддержания морального духа нации просто необходимо проводить соревнования и турниры, которые, помимо всего прочего, помогали собирать средства в пользу Красного Креста. Многие футболисты оставались в тылу в качестве инструкторов по физической подготовке, но Финни в составе Королевского бронетанкового корпуса отправился в Египет. Он воевал в Северной Африке и в Италии, продолжая, однако, время от времени участвовать в футбольных поединках. В одном из матчей соперником стал будущая звезда Голливуда Омар Шариф.

Ну а большой футбол для Тома Финни начался в августе 1946-го, в 24 года. Ему, уже возмужавшему и немало повидавшему, уже не нужно было много времени, чтобы заявить о себе во весь голос. Тем более что до мобилизации Финни в сезоне 1940/41 вместе с Престоном успел выиграть чемпионат в северном регионе и Кубок Англии. Эти трофеи военного времени так и остались единственными в его послужном списке. Ближе всего к успеху Престон и Финни были в сезоне 1952/53, когда уступили чемпионское звание Арсеналу только из-за худшего соотношения забитых и пропущенных мячей. Спустя пять лет Престон снова стал вторым, но уступил Вулверхэмптону уже пять очков. В 1954-м команда пробилась в финал Кубка Англии, но этот матч с Вест Бромом стал футбольной трагедией Тома Финни.

За год до того в драматичном кубковом финале победу добыл Блэкпул, и этот успех был признан заслугой не только сделавшего хет-трик центрального нападающего Стэнли Мортенсена, но и "Маэстро" Стэнли Мэттьюза. Кто лучше – Мэттьюз или Финни, этот спор был одним из самых острых и непримиримых в английском футболе 1950-х, хотя оба мастера с неизменным уважением говорили друг о друге, называя коллегу "несомненно лучшим", и даже дружили. Как использовать этих футболистов вместе в матчах сборной – такого рода проблема поднималась задолго до Фрэнка Лампарда и Стивена Джеррарда. Правда, в случае с Мэттьюзом и Финни "проблему" удалось решить – благодаря исключительно умению Финни адаптироваться к любой позиции в линии нападения. Он уступил правый фланг атаки "Маэстро", а сам перебрался налево. Именно универсализм, а также более прагматичный подход к игре выделял Финни. Мэттьюз был более зрелищным исполнителем, но эффективность действий сэра Тома, если верить цифрам, намного превосходила эффектность сэра Стэнли. В составе сборной Финни не только забил 30 мячей, но и отдал 44 голевые передачи. Показатели Мэттьюза за послевоенный период скромнее – 3 гола и 23 передачи.

Но Стэнли Мэттьюза не без оснований называли "игроком больших матчей", что он и подтвердил в финале Кубка 1953 года. Том Финни свой самый главный матч провалил. Он вывел Престон на поединок с Вест Бромом в ранге капитана и звании Игрок года. Однако суматоха, предшествовавшая такому значимому событию как финал Кубка Англии, а также давление, вызванное напоминаниями о прошлогоднем подвиге Мэттьюза, надломили Финни. Он отыграл из рук вон плохо, в чем можно убедиться и сегодня, пересмотрев запись матча. С первых минут Том уступал в дуэли с капитаном Дроздов Леном Миллардом и только эпизодически демонстрировал свое мастерство. У него был хороший голевой момент, но Том, обычно отличавшийся хладнокровием у ворот противника, нанес откровенно неудачный удар. Партнеры так и не дождались от него удобной передачи, и Вест Бром на последних минутах добыл победу 3:2. "Финни показал, что он еще не стал Мэттьюзом", — категорично заявила Daily Mail. Хотя справедливости ради, стоит заметить, что сэр Стэнли выиграл свой финал Кубка Англии только с третьей попытки, а Финни второй шанс так и не выпал…

Том Финни завершил карьеру из-за затянувшейся проблемы с паховыми кольцами. Заранее было объявлено, что заключительный матч сезона 1959/60 с Лутоном станет для него последним. Престон победил со счетом 2:0. На стадион съехались болельщики со всей страны, проигнорировав даже матчи своих команд – Дипдейл собрал вдвое больше зрителей, чем обычно собирал в том сезоне. Все хотели лишь одного – чтобы на прощание гол забил Финни. На последних минутах он обыграл двоих защитников, вышел на ударную позицию и неожиданно промахнулся. "Я ничего не видел из-за слез", — объяснял он потом.

Финни своим несомненным талантом так и не завоевал больших трофеев и не заработал много денег. Он честно признавался, что не раз готов был оставить Престон – официальные предложения ему делали Арсенал и Манчестер Юнайтед, а неизвестный клуб через третье лицо тайно предлагал две тысячи фунтов за переход. Каждый раз Финни серьезно думал над этими предложениями и каждый раз вынужден был ответить отказом. Самый непростой эпизод имел место в мае 1952 года. Тогда сборная Англии играла в Италии, и после матча с Томом встретился принц Роберто Ланца ди Трабия. Он был хозяином клуба Палермо и готов был предложить английскому нападающему королевские условия: 10 тысяч фунтов подъемных, 130 фунтов в месяц зарплаты, премиальные от 30 до 100 фунтов за игру, виллу на побережье, современный автомобиль и бесплатный перелет для всех членов семьи. Финни не могли не прельстить такие условия, однако от него самого мало что зависело. Отказ руководства Престона был характерен для того времени: "И, кстати, мистер Финни, с какой радости они собираются что-то платить вам за переход? Все деньги должны достаться только клубу. Но нам это не нужно – вы будете играть за Престон или не будете играть вообще".

Том Финни всю свою жизнь играл за Престон.

P.S. Три года спустя после завершения карьеры Том Финни снова вышел на футбольное поле. На один матч. В составе североирландского Дистиллери он сыграл в рамках Кубка чемпионов против португальской Бенфики и Эйсебио. Скромная команда с помощью 41-летнего Финни добилась почетной ничьей 3:3.

Алексей Иванов, специально для Бей-беги