Лет десять назад легионеры уже не были экзотикой в отечественных клубах, но к этому парнишке приглядывались особо. Молодой левый латераль из североафриканской мусульманской страны приехал на динамовские сборы с седым, загорелым мужчиной, который одновременно переводил ему, что от него хотят тренеры, и объяснял им, где же он нашел это чудо. «Эй, эй, съюда!» – голосом имама выкрикивал этот юноша, все время совершая высокоскоростные рывки и открываясь на фланге. Это был совсем юный Бадр Эль Каддури, а у бровки дежурил его марокканский тренер Юрий Севастьяненко – уроженец Украины, второй родиной для которого стала страна на «макушке» Черного континента.
 
С мечтой о море
 
Детство Юрия Севастьяненко, как и многих других мальчишек из приморских украинских городков, было занято футболом. Он родился 2 января 1942 года, пережил военные годы, но, несмотря на все трудности тех времен, не изменил своей любви к этой игре. В бытность игроком поиграл на позиции нападающего в нескольких командах украинской зоны второй лиги, но очень рано задумался о тренерской работе. Уже в 1979-80 годах Севастьяненко прошел обучение в московской Высшей школе тренеров, печатал в центральной спортивной прессе свои статьи по футбольной тактике и воспитательной работе. Входил в научно-методический совет Федерации футбола СССР. Работал над кандидатской диссертацией на тему «Подготовка футболиста высокой квалификации». Будучи человеком начитанным и интересующимся сущностью футбола, он активно интересовался передовыми веяньями в вопросах тактики и тренировочного процесса. Трижды стажировался у Лобановского.
 
После завершения обучения в ВШТ молодой теоретик перешел к практике. Начинал работу в бердянском спортклубе Первомаец, затем был назначен начальником Металлурга (Запорожье). А через год работы в этой команде получил интересное предложение из Кемерово: тамошний Кузбасс лелеял мечты вернуться в первую союзную лигу. И надо же, молодому 40-летнему тренеру с первого захода удалось выполнить это задание – выиграть зональный турнир второй лиги чемпионата СССР. Успех был оглушительным. На дебютанта тренерского цеха посыпались титулы: он получил звание заслуженного тренера РСФСР, а по итогам 1983 года был признан лучшим тренером РСФСР. Но развить успех Кузбассу не удалось. После многообещающих первых сезонов команда осела во второй половине турнирной таблицы, и в 1986 году Севастьяненко с ней попрощался.

В кемеровских изданиях писали: молодой тренер, дескать, мало внимания уделял местным талантам, а они-то какие! Достаточно рекордсмена Раздаева вспомнить. Вернувший команду в первую лигу специалист покинул свой пост, а время, пожалуй, расставило все по местам. В будущем и последователи Севастьяненко будут придерживаться подобной кадровой философии. Как бы там ни было, молодой тренер оказался волен искать себе варианты продолжения карьеры. Но кто же думал, что так далеко занесет его тренерская судьба…
 
«Дрессировщик» атласских львов
 
Так уж получилось, что 25 лет назад, в январе 1988 года, заслуженный тренер РСФСР Юрий Севастьяненко навсегда изменил свою судьбу. Нет, он опять остался верен футболу и продолжил заниматься любимым тренерским делом. Но в Украине, равно как и в России, он больше никогда не возглавлял команд. Вместо этого Юрий Григорьевич отправился в североафриканскую страну Марокко, где возглавил клуб Олимпик Спорт. Двух сезонов во главе этой скромной команды хватило, чтобы советского тренера заприметил главный местный гранд – ВАК. В ту пору, когда Севастьяненко был назначен главным тренером этой команды, Видад Атлетик Клуб Касабланка (такое полное название ВАКа) уже несколько лет не знал радости побед в местном чемпионате. Семикратный чемпион страны обладал большим авторитетом, неплохим составом, но для успеха не хватало толики дисциплины и тренерской руки, способной сплотить коллектив.
 
Советскому специалисту это удалось, и многолетний президент ФК Видад Абдерразак Мекуар даже признавал в прессе, что Севастьяненко – его лучшее приобретение. В первом же сезоне под его руководством команда выиграла чемпионат Марокко (1990), затем еще дважды, в 1992 и 1993 годах, она повторяла это достижение. Но главное – под руководством Юрия Севастьяненко ВАКу удалось впервые в истории стать обладателем Кубка африканских чемпионов. На пути к трофею марокканский клуб прошел замбийский Нкана Ред Дэвилз, ивуарийский АСЕК Абиджан, а в двухматчевом финале ВАК обыграл суданский Аль-Хилаль (2:0 дома и 0:0 в гостях).
 
То была очень хорошая марокканская команда. Укомплектованная опытными сборниками, при помощи российско-таджикистанского форварда Валерия Постнова, она совершенно заслуженно взошла на континентальный футбольный трон. И даже больше: то была команда будущего. Из нее вышел, например, известнейший защитник Нуреддин Найбет – тот самый, который сделал успешную европейскую карьеру, играя за Нант, Спортинг, Депортиво, Тоттенхэм.
 
Вообще, если бы в африканских странах прижилась советская традиция чествования спортивных тренеров, уроженец юга Украины мог бы рассчитывать на импозантный титул –
 
Заслуженный тренер Марокко
 
Судите сами: в составе национальной сборной этой страны на Кубках африканских наций и чемпионатах мира играло около десятка футболистов, прошедших школу Юрия Григорьевича в Олимпике или ВАКе. Кроме уже упоминаемого Найбета, это еще Халил Азми, Мустафа Шадили, Саид Дхай, Абдельмаджид Буйбуд, Лахсен Абрами, Рашид Дауди, Абделила Сабер, Джамаль Селлами, Хассан Надер.
 
Прижился в Касабланке и сам тренер, там он живет, там его семья. С ВАКом он неоднократно прощался, и снова возвращался в этот клуб. Среди титулов, добытых им для Видада – Кубок африканских чемпионов, Кубок чемпионов афро-азиатских арабских стран (в финале обыгран иранский ПАС), Суперкубок арабских стран, и это не считая местных трофеев. В 1995 году, оставив ВАК впервые, Севастьяненко переехал в Оман. Быстро был замечен в Саудовской Аравии, где сезон поработал с Аль-Шабабом. А в сезоне 1996/97 возглавляемый ним Сфаксьен стал вице-чемпионом Туниса. Кстати, в то время в этой команде начинал карьеру Хатем Трабелси – будущий защитник Аякса и сборной своей страны. После этого тренер снова вернулся в ВАК, затем махнул в Катар, потом – снова в Саудовскую Аравию, и опять – в ВАК.

В 2001-02 годах опытный специалист работал с марокканским клубом JSM, но в конце сотрудничества его постигло разочарование – во время одного из календарных матчей чемпионата Марокко он обратил внимание арбитра на ошибки в нескольких моментах, но вместо этого началось разбирательство, грозившее всегда корректному и спокойному тренеру годичной дисквалификацией. В такие моменты можно и сломаться. Тем не менее Севастьяненко не сидел сложа руки. Консультировал клубы ОАЭ и других арабских стран, и именно в тот период он наладил контакты с киевским Динамо. Сначала при помощи Юрия Григорьевича контракт с украинским суперклубом подписал его воспитанник Бадр Эль Каддури из ВАКа, и это было действительно дельное приобретение киевлян. Затем попробовал силы в Динамо вратарь Тарек Жермуни – правда, заявить о себе в Киеве ему не удалось (после парочки спаррингов и матча за второлиговое Динамо-3 против ФК Ковель-Волынь-2 он вернулся восвояси). Но, учитывая, что этот кипер в составе сборной Марокко поучаствовал в Олимпиаде и трех Кубках наций, его приглашение – не камень в огород украинско-марокканского специалиста. Наконец, после этих двух, в Динамо и Металлисте побывал Хишам Махдуфи – тоже протеже Севастьяненко.
 
А сейчас тренер, недавно отметивший свое 71-летие, получил новый вызов в своей карьере. Недавно он возглавил клуб высшего алжирского дивизиона (Лиги 1) – Мулудия Эль-Эулма. Команда из североалжирской провинции Сетиф после первого круга текущего сезона идет на 6-м месте и как раз начинает вторую часть чемпионата. Под руководством украинского тренера – разношерстный молодой коллектив, кое-кто из которого успел поиграть в Европе (низших лигах Франции, Германии), другие – только мечтают о признании. И они имеют на это право – собственно говоря, именно из кабильского севера Алжира происходит своими корнями великий Зинедин Зидан.
 
Артур Валерко, Football.ua