У них был отличный дуэт. Импульсивный по характеру и гениальный по умолчанию Гвардиола и рассудительный, как и положено быть аналитику, тихоня Виланова. Один – для пресс-конференций и оваций, другой – для многочасового анализа действий соперника: так два провинциальных начинающих энтренадора, не вписывающихся ни в одну социальную пирамиду кроме родной сине-гранатовой, повторили путь одного вымышленного ученого и создали монстра по завоеванию титулов.

Затем Пеп уйдет – сначала в никуда, потом – в Баварию, а Тито станет главным и, борясь с раком, параллельно наберет сто очков с Барсой в чемпионате – рекордное количество пунктов для сине-гранатовых и повторение исторического достижения злейшего врага. В итоге, злейшим врагом, конечно, оказался не тот, с кем приходилось биться на футбольном поле – опухоль, развивающаяся из эпителиальной ткани и ставшая проклятием человечества, отправит Тито Виланову с последним паромом в чертог павших – на тот самый берег реки, который не видно в тумане.

- Стать главным тренером Барселоны – это мечта каждого специалиста. Но для меня важнее другое: я бы не ушел из клуба, если бы мне не предложили эту должность. Я бы трудился на любой другой должности, на которой клуб счел бы целесообразным меня использовать: я просто хочу работать в Барсе.

Проходя лечение в Северной Америке, Тито общался с командой по скайпу, и футболисты Барсы даже не столько слушали, что им говорил главный тренер, сколько смотрели на его изможденное, покрытое болезненными морщинами лицо, ощущая себя той самой армией, которая поможет Виланове победить. Такую параллель часто проводят в спорте – ты выигрываешь ради кого-то, чтобы облегчить страдания и помочь избавиться от боли. Но, к сожалению, спортивные успехи практически никогда прямо не влияют на медицинские показатели – в июле прошлого года стало ясно, что Тито уже не может бороться на двух фронтах, и ему пришлось покинуть футбольный, чтобы просто биться за жизнь. В Барсе пожелали всего хорошего, предложили оплачивать лечение и обещали пригласить на административную должность, когда все разрешится. Никто тогда не знал, на какой срок Барселона расстанется с Тито.

Казалось – на сезон.

Оказалось – навсегда.

- Я – не Гвардиола. Мы много лет работали вместе, и, конечно, у нас появились некие схожие черты. Кроме того, мы единомышленники именно в самом понимании концепции игры. Но мы разные люди и разные тренеры.

Гвардиола признавал, что Пеп Тим является готовым концептом синхронного дуалистического разума – свою премию лучшему тренеру мира он посвятил помощнику Тито Виланове, создателю самого сильного в мире призыва возрастной категории «Кадетов Б», в котором выступали Месси, Сеск и Пике. Болезнь Тито лишила Лигу чемпионов одной из главных мини-интриг, а именно, вопроса, встретятся ли Виланова и Гвардиола между собой в самом престижном европейском клубном турнире (и, если да, то какими глазами друг на друга посмотрят)? Но вечером 25 апреля оказалось, что никакие интриги и псевдоинтриги уже не важны – страшная болезнь все-таки отняла у нас Тито Виланову.

У всех нас, футбольных болельщиков, независимо от клубных цветов.

- Я не считаю Моуриньо своим врагом. СМИ слишком много значения придают инциденту в Суперкубке. Это спорт, эмоции иногда захлестывают, ничего страшного. Моуриньо – один из самых лучших тренеров в современном футболе.

Семья Вилановы не хотела излишнего внимания, поэтому Барселона не информировала в своих источниках о состоянии здоровья своего бывшего тренера. Последние новости, просочившиеся в прессу, оказывались все хуже и хуже: Тито доставлен в больницу… Тито сделана операция… Тито – состояние оценивается как стабильно тяжелое… Тито… Все…

«У него впереди была еще половина жизни», — с горечью скажет Висенте дель Боске.

В футболе Тито Виланова прошел через все категории, но в жизни отыграл только первый тайм.

Его борьба с раком началась 22 ноября 2011 года, когда медицинские службы впервые огласили страшный диагноз. Пережив операцию, через две недели Тито снова вернулся на банкилью, а 12 мая 2012 года врачи диагностировали полное исцеление организма. Но враг, как оказалось, только затаился. 19 декабря у Тито обнаружили рецидив заболевания, и в январе 2013 года клуб принял решение отправить тренера в крупнейший в мире центр по борьбе с онкологическими заболеваниями.

Пройдя курс химиотерапии, Тито возвращается в Барселону 26 марта, но первую пресс-конференцию дает только через месяц, 26 апреля. 19 июля хунта Барсы объявляет о том, что тренер не может продолжать работу по причине болезни, а Трофео Мигель Муньос /лучший тренер сезона в Испании/ вместо Вилановы забирает Карлес Решак, объясняя, что Тито пока еще слишком слаб после очередного курса химиотерапии. Это было 12 декабря 2013 года. 8 января Виланова был замечен на Камп Ноу следящим за возвращением Месси после травмы.

Это стало его последним появлением на публике.

RIP 

 

- Очень хочется снова чувствовать себя нужным. Оказаться у кромки поля. Верю, что когда-нибудь это произойдет…

Тихий человек, маленький сине-гранатовый затворник, специалист по аналитике, он сделал удивительную вещь – приняв Барсу после национального героя Каталонии Гвардиолы, сумел набрать с ней больше пунктов, чем, собственно, сам Пеп. И сделал это через ужасающую боль, пожираемый изнутри раком. Этому спортивному и человеческому подвигу нет имени.

45 лет – заря тренерской карьеры, время, когда молодые энтренадоры едва-едва расправляют крылья, отправляясь в долгий самостоятельный полет. Тито с первого же взмаха оказался в высшей точке – чтобы остаться там навсегда.

Его титул чемпиона Испании уже никто никогда не отнимет.

Он будет действующим.

Навечно.

Алекс Маннанов, Football.ua