На этой фотографии изображена футбольная сборная Вестминстерской публичной школы сезона 1871/72 . Молодой человек с мячом в руках – ее лидер и капитан по имени Роберт Вайдал. Для него это был последний год учебы перед поступлением в Крайст-черч, один из колледжей Оксфордского университета. К сожалению, никаких книг и сколько-нибудь полноценных сочинений о его жизни не написано. Имеются только краткие сведения. Впрочем, даже эта весьма прискорбная ситуация вряд ли сильно навредит тому факту, что на заре соревновательного футбола лишь единицы могли сравниться с Вайдалом в умении обращаться с мячом.
Игрой на ту пору заправляли выпускники публичных школ – как известно, в этих учебных заведениях весь футбол зиждился на индивидуальных действиях и многочисленных единоборствах. Именно такой стиль проповедовался поколением первых международных матчей и Кубков Англии, а Вайдал являлся его ярчайшим представителем.
Воспитанником Вестминстера он стал 26 января 1867 года. 13-летний подросток был восьмым из пятнадцати детей барристера Эдварда Вайдала и его жены Эммы, проживавших в местечке Абботшем (в графстве Девон), где численность населения никогда не превышала тысячу человек. Не прошло и трех недель после поступления, как Роберту довелось сыграть против старшеклассников, при этом он был едва ли не самым младшим среди своих партнеров.
Примерно через год Вестминстер наряду с Чартерхаусом вступил в ФА и принял ее правила, а уже осенью 1868 года одаренный юноша дорос до главной команды школы. Тогда Вайдал впервые столкнулся с Уондерерс и только начинавшим путь к признанию Ройал Инжиниерс. Газетные отчеты почти сразу стали выделять Роберта, который отнюдь не отставал от своих сверстников: нападающий Герберт Роусон позднее оказался в том самом чэтхэмском Корпусе королевских инженерных войск, защитник Чарльз Стивенсон через пару лет стал членом комитета Футбольной Ассоциации, а с Гарольдом Диксоном они вместе дебютировали в составе Уондерерс на Кеннингтон Овале 20 ноября 1869-го. Однако в первом созыве сборной Англии не удалось оказаться ни одному из них, кроме Вайдала.
Зимой 1870 года, когда велась вся эта работа над устроением первого международного матча, 16-летний нападающий уже был на хорошем счету в столичном футбольном свете. Он вообще стал самым молодым участником той исторической игры на Овале (пусть и неофициальной). Более того, Роберт неизменно попадал в состав и на следующие четыре поединка Трех львов, а единственный его официальный матч пришелся на 8 марта 1873 года.
В Вестминстере меж тем менялись капитаны и появлялись новые игроки. Вайдала избрали главным после ухода Диксона, который затем уехал в тот же оксфордский Крайст-черч. В последнем школьном сезоне Роберт выходил на поле в компании Генри Оттера, Уильяма Роусона и своего младшего брата Генри.
Тот футбольный год, к тому же, ознаменовался учреждением Кубка Англии. Так случилось, что первый матч в этом соревновании Вайдалу посчастливилось провести сразу в финале. Именно его результативный пас 16 марта 1872 года принес Уондерерс первый успех в старейшем турнире. Через год Роберт вместе с бывшим школьным товарищем Гарольдом Диксоном в составе команды Оксфордского университета уже противостоял Странникам, которые вновь оказались сильнее.
Заслуженный триумф к студентам пришел весной 1874-го. Оксфордцы постепенно расправились со всеми конкурентами, а решающие голы Вайдала в ворота Уондерерс и Клэпэм Роверс открыли прямую дорогу к победному финалу против Ройал Инжиниерс. Кульминацией же того удачного сезона можно считать даже не завоевание Кубка Англии, а совсем иную викторию. «Я и сегодня вижу тот угол, в который хотел пробить, и даже сейчас я содрогаюсь от опасения, что мяч пошел значительно выше, чем я думал, и пролетел всего лишь в трех дюймах под веревкой» – 30 марта 1874 года Роберт Вайдал вошел в историю, как автор единственного и победного гола в самом первом матче между университетами Оксфорда и Кембриджа.
Назвать Вайдала гением, в разы превосходившим всех, конечно, нельзя, ибо делить игроков того времени на подобные категории и вообще делать такие заявления – бессмысленное занятие. В деле его наблюдали лишь современники, а в печатном виде воспоминания хранятся только в отчетах газет или, допустим, в ежегодниках Олкока, который обычно писал о коллегах в восторженных тонах: «Один из самых быстрых и лучших дриблеров на сегодняшний день». Периодика в свою очередь отмечала Вайдала за великолепные проходы, нацеленные удары, голевые передачи и забитые мячи. Существует даже одна любопытная легенда, повествующая, как в одном из матчей Роберту удалось забить три гола подряд, причем ни один из игроков, находившихся на поле, за все это время так и не коснулся мяча. Эта чудная история хоть и не претендует на превращение в истину, поскольку правила тех лет такие вещи никогда бы не позволили, но смело намекает, каким талантом обладал Роберт Вайдал, и не только футбольным – он не без успеха играл в крикет и регби, занимался греблей и гольфом.
Сезон 1874/75 Вайдал начинал в ранге капитана сборной Оксфордского университета, а заканчивал как один из игроков, которые едва не повторили прошлогоднее достижение, уступив в переигровке полуфинала Кубка будущему победителю Ройал Инжиниерс. После этого свои активные футбольные выступления Роберт заметно приостановил.
В 1876-м он получил степень бакалавра искусств, а 14 декабря того же года провел последний кубковый матч – во втором раунде его дубль помог Оксфорду разгромить на Овале команду 105-го полка. Темно-синие в том сезоне опять вышли в финал, но уже без Вайдала, и в дополнительное время проиграли Уондерерс.
Роберт же совсем скоро был посвящен в духовный сан и окончил университет со степенью магистра. В 1881 году преподобный Вайдал вернулся в родной Абботшем, где до конца своих дней служил викарием в местной церкви. Футболу с тех пор в его жизни места больше не нашлось. Prince of Dribblers навсегда остался в прошлом.
Антон Горовик, специально для Бей-беги