Шеффилд Юнайтед, немного поразмыслив, решил отказаться от приобретения за 400 тысяч фунтов стерлингов подававшего надежды Диего Марадоны и купить за 160 тысяч другого аргентинца – Алехандро Сабеллу из Ривер Плейта.

Ни в коем случае нельзя сравнивать Сабеллу и Марадону как игроков, но то, что англичане посчитали такое вложение более правильным с точки зрения перспективы, о чем-то все же говорит. Показательно и то, что спустя два года Лидс выкупит аргентинца Клинков за те же самые 400 тысяч.

Алехандро действительно был хорошим футболистом. В Ривер Плейте Анхеля Лабруны не могло быть случайных игроков в атаке. Да и телеканал TyC Sports поставил Сабеллу на 23-е место в списке лучших энганче аргентинского чемпионата 70-х. Аргентинского чемпионата, который в те времена имел полное основание считаться сильнейшей лигой мира, хотя бы уже за то, что сборная, победившая на ЧМ-78, была составлена из игроков национального первенства за исключением одного.

Он был очень техничным левшой, превосходно владеющий гамбетами. Однако все равно оставался на вторых ролях даже в Ривере. Ему не повезло начинать карьеру, когда в Мильонариос балом заправлял магический Норберто Алонсо, да и после отлучения того во Францию длительностью на один сезон Лабруна ставку делал не на Сабеллу, а на Виктора Марчетти. Наиграл за четыре года, проведенных в среде Мильонариос, довольно приличный показатель – 120 матчей, - так что в то время, когда клуб добывал три чемпионских титула, Алехандро был отнюдь не просто наблюдателем, а активным участником. Но все равно, единственным шансом играть постоянно был уход в Европу.

Тогда еще не пахло войной за Фолклендские острова, хотя отношения между англичанами и аргентинцами давно уже были весьма специфическими из-за других исторических, политических и экономических факторов. Все это не помешало Сабелле быстро освоиться в Британии и стать одним из ключевых игроков Шеффилд Юнайтед. Проблема только в том, что играли тогда Клинки всего лишь во втором дивизионе, а по итогам сезона 1978/79 спустились вовсе в третий.

Игрок не пожелал оставаться в третьем эшелоне и даже наотрез отказался идти во второй, куда его зазывал Сандерленд, предлагавший Шеффилду сумму, более чем вчетверо превышавшую ту, которую он заплатил Ривер Плейту. Только первый! Ну, так уж и быть, - решил менеджер Харри Хаслам и заключил сделку с Лидсом на менее выгодных условиях.
На Элланд Роуд у Сабеллы не сложилось. На родине о нем еще помнили как о весьма талантливом игроке, и потому подоспело предложение от Эстудиантеса. Контракт со Студентами был подписан буквально месяца за два до начала военных действий между Британией и Аргентиной…

Карьера в Эстудиантесе сложилась весьма благополучно. Вместе с Алехандро клуб во второй и в третий раз в истории завоевал чемпионские титулы. Нравился игрок и Карлосу Билардо, который в 1983-м возглавит сборную Аргентины и впервые в карьере Алекса начнет вызывать его в сборную. Но закрепиться в сборной из-за плеяды звезд первой величины на его позиции (Марадона, Бочини!) не удастся. В возрасте 32 лет Сабелла переедет в Бразилию, затем вернется в Аргентину, пополнив ряды в те времена очень статусного Феррокарриль Оэсте. Закончит играть в 1989 году после выступлений в мексиканском Ирапуато.

Теперь перелистываем книгу на тренерскую главу Алехандро Сабеллы. В Аргентине всех "технических директоров" принято делить на две категории – меннотисты и билардисты. Больше всего Пачорра (так Сабеллу кличут еще со времен карьеры игрока) играл под руководством Анхеля Лабруны – того не называли меннотистом потому, что свое тренерское реноме он получил еще до превращения Менотти в олицетворяющую романтический стиль игры личность, но, если по существу, Лабруна таким и был. Работал он и с самим Билардо – не долго, но ярко. Учтем и опыт игры в Англии, свойственный которой простецкий стиль есть одной из составляющих концепции Билардо.

А первым тренерским опытом стала работа с Даниэлем Пассареллой в тренерском штабе сборной Аргентины. А Кайзера куда причислить? Ну, тут длинная история, постоянно переплетающаяся со скандалами, о которых сейчас не время рассказывать. Сам-то Даниэль – едва ли не лучший друг Менотти, однако если и пытался присвоить своим командам традиции этой школы, то у него ничего не выходило. Просто на тренерскую репутацию Пассареллы поставлен штамп жизненного самодура и эгоиста. Как "весело" Аргентина готовилась к ЧМ-98, и чем он для нее закончился вы, должно быть, прекрасно знаете.

Сабелла еще лет десять ходил за Пассареллой. Вместе они поработали в сборной Уругвая, Парме, Монтеррее, Коринтиансе и Ривер Плейте. Везде, кроме мексиканского опыта, все эти авантюры заканчивались неудачей, и оставалось лишь диву даваться, почему Пассареллу так часто приглашало руководство этих далеко не последних команд.

Когда же наступит время выходить из-под тени Кайзера? Обстоятельства сложились следующим образом. В марте 2009-го Эстудиантес уволил неудачливого Леонардо Астраду, и на вакансию попробовал пригласить Рамона Кабреро или Нери Пумпидо. Что с тем, что с другим ничего не вышло, и руководство решило рискнуть, доверившись уже не молодому, но еще ни разу не работавшему главным Сабелле.

Тут-то он и открыл свое лицо – билардист билардистом. Эстудиантес играл в откровенно скучной и незрелищной манере, но при этом добился того, о чем на старте сезона и мечтать не мог. Пройдя Либертад, уругвайские Дефенсор и Насьональ, а финале обыграв Крузейро, Эстудиантес 39 лет спустя завоевал свой четвертый Копа Либертадорес! Более десяти лет пробыв на побегушках у Пассареллы, назначенный в Эстудиантес всего лишь как временщик, Сабелла с первой же попытки завоевал один из самых ценных трофеев мирового футбола, за считанные месяцы превратившись из непонятно кого в большую тренерскую единицу.

Через полгода Эстудиантес долго выигрывал в матче за мировую корону у Барселоны. Не выстоял – на 89-й минуте железная оборона не удержала Педро, а в овертайме соотечественникам забил Месси.

Свой первый чемпионский титул Сабелла в качестве наставника мог уже добыть в первой половине 2010-го, но проиграл гонку чудесной команде Клаудио Борги Архентинос Хуниорс. Впрочем, запас стабильности у Эстудиантеса большой, потому можно было не сомневаться, что в Апертуре лаплатский клуб тоже поборется. Бороться пришлось с Велесом. Эта было противостояние сухого и противного Эстудиантеса против Велеса. Сарсфилд хоть и не был образцом романтики, на фоне конкурента именно таким и выглядел. "Зло" (то есть Эстудиантес) победило с разницей в два очка, которую, по иронии, судьбы обеспечили ему земляки-враги из Химнасии, сыграв вничью с командой Рикардо Гареки за несколько туров до финиша.

А дальше произошло непредсказуемое. Сабеллу прочили в Ривер Плейт и полагали, что его уход из Эстудиантеса – дело времени. И никто даже не представлял, как быстро он случится. Лаплатцы спокойно готовились к наступающей Клаусуре-2011, но вдруг Пачорра вспылил за неделю до старта – разозлился на руководство за якобы пассивную трансферную кампанию и написал заявление об отставке. В клуб на его место позвали Эдуардо Бериццо. Годы работы с Марсело Бьелсой не смогли вывести того из рядов дилетантов, и результаты Студентов оказались непредсказуемо ужасными – 0:5 и 0:3 от Крузейро, рекордная в истории 12-матчевая безвыигрышная серия и закономерное место во второй части турнирной таблицы. Бериццо, понятное дело, не продержался и один чемпионат, а руководство решило помириться с Сабеллой.

Нельзя сказать, что он был против вернуться, но, сославшись на устную договоренность с клубом Аль-Джазира с ОАЭ, отказался. Вот только три месяца спустя подписанный и действующий контракт с арабами оказался не помехой в назначении Сабеллы на пост тренера национальной сборной Аргентины после провала Серхио Батисты на Копа Америка.

Имел ли основания Сабелла претендовать на эту должность? Конечно. Два престижных титула – чемпионство в Аргентине и Копа Либертадорес – без сомнений дают такое право. Марадона и Батиста ни в какое сравнение с Пачоррой не идут.

Но имел ли право Сабелла быть назначенным во главе главной команды страны? Нет! Его кандидатуру в здравом смысле можно было бы еще рассматривать как основную, если б икона аргентинского тренерского цеха Карлос Бьянки отказался бы от предложения. Если бы Рамон Диас не был бы свободным. Но нет же, Бьянки впервые во всеуслышание заявил, что ХОЧЕТ получить этот пост. Публика выразила в очередной раз ему поддержку, теперь просто невероятную – от 70 до 80%.

Только у Хулио Грондоны все 32 года президентства находятся свои мотивы. Может, в нем заиграла гордость – Бьянки дважды ему отказывал. Но, скорей всего, здесь собака зарыта в ином. Даже без напоминания Карлоса, что он будет работать только с теми игроками, которые нужны будут ему, было ясно, что он слишком независим для дона Хулио. И никогда не согласится на то, на что пошел Батиста, которому, есть основания считать, состав диктовали агенты. А Сабелла согласился…

Под игру его Эстудиантеса лучше всего подходит определение "тошнотворная". Хотя футболистов, которые могли бы ее разукрасить, у него в распоряжении хватало, но ставка делалась на неповоротливого и слабо приносящего пользу Верона. Неоправданно надеяться, что сборная Аргентины будет играть иначе. Есть некоторые сомнения и в его авторитете, в способности приструнить звезд – гораздо авторитетней, чем он, в Эстудиантесе был тот самый Верон. Но добывать результаты это не мешало.

Его не обожествляют, как Марадону. Его Альби-селесте не будет играть столь красиво, как команда Пекермана. У него нет кредита доверия от народа, как у Бьянки. Потому выход у Сабеллы только один – давать результат. В противном случае ему не простят.

Евгений Блажко, Football.ua