Недавно в Аргентине был период, когда за четыре года корону примерили восемь разных чемпионов. Круг замкнулся победами в чемпионате Эстудиантеса, Велеса, в этот раз, вероятно, на вершине закончит Апертуру Бока Хуниорс. Это культовые клубы, за которыми стоит огромная болельщицкая поддержка и стабильное финансовое положение – они не один раз были чемпионами и в будущем еще много чего выиграют.
 
Но среди триумфаторов того четырехлетия есть и тот, от кого еще не скоро предстоит ждать повторения столь грандиозного успеха. Он из тех, для кого такой год, каким был 2009-й, случается раз в сто лет. А то и реже. В 2009-м чемпионом Аргентины стал Банфилд – впервые в своей истории, которая длилась на тот момент 113 года. Как такое достижение покорилось, и какова нынешняя судьба кузнецов того золота – об этом и наш материал.
 
Город Банфилд расположен в четырнадцати километрах от Буэнос-Айреса и входит в одноименную провинцию. Не мегаполис, но весьма не мал – четверть миллиона жителей его. Бесполезен в плане промышленности, да и в культурных ценностей в нем не много. По сути, известен только своей футбольной командой, которая играет на 35-тысячном стадионе Флоренсио Сола – назван в честь бывшего президента.
 
Процесс формирования князей из грязи в Аргентине может проходить очень быстро, и свежих примеров тому хватает. В том же 2009 году, только в первой его половине, чуточку и не по своей вине не дотянул до чемпионства Уракан. Пока Анхель Каппа со своей прекрасной командой (Пасторе, Болатти, Дефедерико) гнался за титулом, Хулио Сесар Фальсиони, только в марте того же года вернувшийся на пост технического директора Банфилда (аналог должности главного тренера в Европе или менеджера в Британии), создавал свой коллектив.
 
В 2005 году Фальсиони приводил Банфилд ко второму месту в Клаусуре, но от первого, которое занял Велес, был очень большой разрыв. Сразу после успеха он ушел в клуб с большими возможностями – Индепендьенте, но в Авельянеде его приняли как чужака. Характер у Хулио Сесара сложный, не всегда может поладить с футболистами. Лишь в Банфилде он был главным, мог чувствовать себя как дома, и в такой обстановке и стал работать над созданием, как потом оказалось, легенды.
 
Предчувствие надвигающегося грандиозного события у наставника появилось еще до старта Апертуры-2009. В интервью он заявил, что видит Банфилд среди претендентов на титул. Нет, уверенности он в этом не излучал, но понимал, что шансы у его подопечных есть. Наверняка, многие покрутили у виска – ну как можно считать претендентом команду, которая заняла лишь 12-е место в прошлом чемпионате и которая не взрывала трансферный рынок в межсезонье? Да и такие заявления не редкость – например, как-то Фернандо Гамбоа, возглавлявший Чакариту Хуниорс, тоже бросил вызов фаворитам, но в итоге-то закончилось вылетом.
 
Однако то, что слова Фальсиони не пусты, а имеют какой-то вес, стало явью в первом же туре, когда Таладро (Дрель по-испански – такое прозвище у Банфилда) обыграл на своем стадионе Ривер Плейт (2:0). Из сюрприза на старте чемпионата зелено-белые с каждой победой превращались все в более реального претендента на титул.
 
Во второй половине Апертура Банфилд стал фаворитом гонки, хотя впервые единолично возглавил турнирную таблицу только в пятнадцатом туре – за четыре матча до финиша. Просто играла команда поразительно убедительно. В ней не было взрывчатости Уракана несколько месячной давности, но она была по-своему прекрасна: великолепная, будто наигранная годами, сыгранность, комбинации, импровизация, нестандартные ходы от нестандартных футболистов – Хамеса Родригеса, Вальтера Эрвити и Сантьяго Сильвы – были обязательным элементами, и с примесью определенной доли прагматизма это приносило результат.

 

 
Таладро не слыл непобедимым. Впервые проиграл только в 16-м туре, но эта осечка в игре с Расингом едва не стоила ему всех стараний. Благо, что конкурирующий Ньюэллз оступился в 17-м – потерпел поражение от Арсенала. Чемпионство Таладро оформил на легендарной Бомбонере, только, к сожалению, не победой над Бока Хуниорс, а именно что поражением – 0:2 с дублем Мартина Палермо. Дело в том, что в параллельном матче отстававший на одно очко Ньюэллз также проиграл и с тем же счетом Сан-Лоренсо. Однако сложилось чувство, что этим восторжествовала справедливость, ведь Банфилд действительно был сильнее всех на протяжении чемпионата, и уж точно заслужил этот титул больше, чем через чур прагматичный и даже анти-футбольный Ньюэллз Роберто Сенсини. 

 

 
Теперь переходим непосредственно к личностям.
 
Кристиан Луккетти.Классический вратарь южноамериканской  формации. Ранее бил пенальти, но давно его уже к этому делу не тянуло. Обладатель сумасшедшей реакции и довольно стабильный. Но именно стабильность потом ему изменила во время попытки закрепиться в Боке – почти родной Хулио Сесар Фальсиони отказался от его услуг, из-за чего пришлось вернуться в Банфилд, где он символ.
 
Себастьян Мендес.Легендарный для чемпионата Аргентины игрок. Начинал карьеру в великие времена Велеса – времена Карлоса Бьянки, благодаря чему в активе Мендеса значится и Копа Либертадорес с Межконтинентальным Кубком. Выиграл вместе с Сарсфилдом три чемпионата Аргентины, еще при Рамоне Диасе в 2007-м разок того же достиг в Сан-Лоренсо, откуда его выпроводил Диего Симеоне, едва возглавив Циклонов. Еще тогда хотел закончить карьеру, но все-таки откликнулся на зов Фальсиони и перешел в Банфилд – стал лучшим защитником Апертуры-2009, но затем карьеру решил не продолжать. Интересно, что очень быстро превратился в тренера, по иронии судьбы став преемником своего недруга Симеоне в Сан-Лоренсо, затем тренировал и Банфилд после Фальсиони. Однако на этой стезе ни успехов, ни признания не добился. Пока?
 
Виктор Лопес.Из немногих игроков, которые выиграли чемпионство и до сих пор остаются в Банфилде. В триумфальной Апертуре зацементировал оборону вместе Себастьяном Мендесом, а сейчас капитан команды.
 
Хулио Барраса.Закрыл правый фланг обороны. Долго играл и после чемпионства в Банфилде, пока  прошлым межсезоньем не перешел в Колон. Звездой не стал, но с добротно-хорошего уровня уже никуда не денется.
 
Марсело Бустаманте.Делал погоду на левом фланге. До сих пор в Банфилде, но того уровня уже и близко не показывает.
 
Марсело Кинтерос.Фальсиони очень вовремя подобрал Кинтероса из вылетевшего из Примеры тукуманского Сан-Мартина, таким образом найдя прекрасного исполнителя на правый фланг полузащиты. Несмотря на почтенный возраст, и после победы в чемпионате сумел прибавить, заработав статус одной из ключевых фигур Банфилда. Теперь, когда ему уже 34, видимо, все-таки доигрывает, так как не имеет прочного места в основе, но и уходить из Банфилда не спешит.
 
Роберто Баттьон.Символическую сборную Апертуры-2009 можно было, как минимум, на две трети составлять из игроков Банфилда. Баттьон, который как раз в ней добился весомого прогресса, не исключение. Сейчас держит марку в Индепендьенте, пусть и не прогрессирует больше.
 
Макси Бустос.Напарник Баттьона в опорной зоне. Немало играл за Велес, но по-настоящему значимым почувствовал себя в Банфилде. Похоже, является одним из тех игроков, к которым нужно уметь находить подход. Фальсиони умел, другие не очень. Потому и играет теперь в Сан-Мартине, а не в каком-то клубе поприличней. Подпортила карьеру травма – чемпионство, видимо, праздновал на больничной койке, так как под конец чемпионата получил травму Ахиллово сухожилия, которая вывела его из строя на целый год.
 
Вальтер Эрвити.  Долго был просто хорошим игроком, но благодаря своей игре в Банфилде сумел превратиться в звезду аргентинского масштаба. Лидер полузащиты, часто брал на себя функции энганче, хотя чистым плеймейкером не был из-за тяготения к фланговой игре. Мастер паса и главный ум команды. Сейчас вместе с Хулио Сесаром Фальсиони пытается повторить достижение в Бока Хуниорс.
 
Хамес Родригес.Очень хочется назвать его гениальной находкой Фальсиони, однако в Банфилде он появился гораздо раньше, чем наставник туда вернулся. Его непредсказуемые действия, также прекрасные взаимодействие с Вальтером Эрвити и нападением стало одним из ключей к успеху. Уже тогда о нем заговорили, как об одном из самых талантливых футболистов мира, что и подтверждается сейчас в Порту.
 
Сантьяго Сильва.Дожив почти до тридцатника, не заслужил ничего большего, чем звание средненького, неуклюжего футболиста. Но Банфилд раскрыл Сильву как невероятного, гениального игрока, а Сильва изменил историю клуба. Будто небесный посланник, очень похожий на погибшего Гаррафу Мендеса, кумира инчас Таладро, стал тем, без кого чемпионство было бы немыслимо. И, выполнив миссию, сразу же ушел – закончилась аренда и нужно было возвращаться в Велес Сарсфилд. Но и там всего за полтора года сумел много чего сотворить, заслужив свою звезду на условной аллее славы Велеса – вновь стал чемпионом, в чем его заслуги больше, чем кого бы ни было, и… в самый ответственный момент не забил пенальти в драматичнейшем полуфинальном противостоянии Копа Либертадорес с Пеньяролем – а это, кстати, тоже атрибут величия… В августе перешел в Фиорентину, но есть сомнения, что на Апеннинах его ждет успех – есть предположение, что он один из тех многих игроков чисто латиноамериканской формации, которые, сколь велики они ни были, могут не заиграть в других условиях.
 
Себастьян Фернандес.Отлично дополнил Сантьяго Сильву, но все-таки не выходил из его тени. Интересно, что Оскар Вашингтон Табарес регулярно, что тогда, что сейчас вызывает сборную Уругвая  Фернандеса , играющего стабильно, однако звезд с неба не хватающего, но категорически игнорирует Сильву. Сейчас Папелито на хорошем счету в разбогатевшей Малаге, но, снова-таки, не более.
 
Хулио Сесар Фальсиони.Отец триумфа. Карьеру игрока сделал в Велесе и Америка де Кали, а вот на тренерском поприще у него выходит только с Банфилдом. Уходил, получая возможность поработать с такой большой командой как Индепендьенте, но проваливался везде, кроме Таладро. Сейчас хочет опровергнуть версию, что в грандах и вообще везде за пределами Флоренсио Сола обречен на провал – его Бока на данный момент держит лидерство в Апертуре.
 

 
Не только князями в Аргентине можно стать за короткое время – обратный процесс обычно проходит еще быстрее. У Банфилда чуть другой путь – он деградировал постепенно, но верно. Фальсиони еще был способен удерживать команду на плаву, но после его ухода в Боку Банфилд тонуть стал быстрее – текущую Апертуру он начал с шести поражений кряду. Но нынешняя среда обитания – обычна для Таладро. Ведь то, что случилось во второй половине 2009-го, было более чем особенным, сказочным, случившимся впервые за 113 лет.
 
Евгений Блажко, специально для Другого футбола