Список футболистов из Суринама, самой маленькой страны в Южной Америке, который отправились играть в Нидерланды, настолько велик, что может казаться бесконечным. Число тех, кто "преуспел" и оказался в АПЛ, Серии А или Примере, конечно, значительно меньше, но их количество тоже внушает уважение. Давайте попробуем представить, что в составе сборной Суринама (которая сейчас состоит преимущественно из игроков местной команды Робингуд) в свое время выступали бы Гуллит, Райкаард, Винтер, Хассельбанк, Давидс, Зеедорф, Клюйверт...
 
Рейс Surinam Airways номер 764 отбыл из Амстердама в 23.25 6 июня 1989 года в направлении Парамарибо, столицы Суринама. На борту самолета на родину возвращались лучшие суринамские футболисты, покинувшие страну в надежде заиграть в Европе. Идея создания команды Клерейк 11 пришла в голову Сонни Хансу, служащему отдела социального обеспечения в квартале Амстердама Бейлмермеер, на окраине юго-западной части города, где сейчас расположена Амстердам Арена.
 
После того как Суринам получил независимость, Бейлмермеер стал основной точкой дислокации многочисленных эмигрантов из центральной Америки. Бургомистр Амстердама говорил, что в будущем квартал станет заселенным и популярным. Хансу же считал, что футбол является одним из наиболее эффективных методов помочь молодым людям избежать жизни в Бейлмермеере, которая сулила лишь наркозависимость, проблемы с законом и попадание за решетку.
 
Череда встреч с тинэйджерам, серьезная поддержка коллег и тщательная информационная кампания, осуществленная совместно с клубами Эре, Эерсте и низших дивизионов, позволила проекту стать на ноги. Идея Хансу пришлась по душе как в Нидерландах, так и Суринаме - он решил организовать небольшое турне с участием самых сильных суринамских игроков по их родине.
 
Команду должен был возглавить Ник Стенстра, коуч Хемстеде, который проникся идеей поставить на ноги суринамский футбол и был готов поделиться с тамошними игроками своим опытом. Среди игроков, которые сели на борт самолета 764 был также Стив ван Дорпель, "бриллиант из Бейлмера", мощный нападающий Волендама. Интерес к нему проявляли сильнейшие клубы страны, среди которых фаворитом считался Фейенорд, а в Суринам Стив летел еще и для того, чтобы познакомиться со своим отцом.
 
Ранее в Суринам уже отправились Стэнли Менцо, вратарь Аякса и будущий помощник Альберта Феррера в Витессе, и Хенни Майер, лидер Херенвена. К ним планировали присоединиться еще 17 футболистов - к примеру, Рууд Дегенаар из Хераклеса, дублер Менцо в Аяксе Ллойд Дусбург, Джерри Хаатрех, игравший на молодежном уровне с Гуллитом и ван Бастеном, Андро Кнель, который в 21 год уже провел около шести десятков матчей в Эре. Кнель был одним из самых талантливых игроков роттердамской Спарты, подавал большие надежды и пользовался огромным успехом среди болельщиков - иногда даже ездил с ними на общественном транспорте. В 1989-м он как раз сменил клуб и перешел в Бреду.
 
Шестого июня в 23.25 самолет вылетел из Амстердам. Полет проходил нормально, и за 20 минут до приземления в Парамарибо экипаж получил сообщение о метеорологических условиях в аэропорте Зандерей: "Ветер спокойный, видимость 900 метров, туман, температура +22°C". Такие данные удивили пилотов, которые ожидали, что видимость составит шесть километров, как сообщалось ранее. Капитан дал добро на использование системы КЛС, обеспечивающей инструментальный заход самолета на посадку.
 
Командно-диспетчерский пункт аэропорта рекомендовал включить систему VOR, однако капитан избрал менее надежный способ приземления. Самолет пошел на снижение и пилоты сообщили, что видят взлетно-посадочную полосу, "несмотря на небольшой туман". Аэроплан прошел через облако, и капитан несколько раз запросил у КДП зажечь огни на полосе. Ответа не последовало.
 
"Я не доверяю КЛС", - заявил помощник капитана. Система начала сообщать о том, что самолет спустился слишком низко, однако пилоты проигнорировали сигналы, пытаясь посадить самолет. На высоте 25-ти метров от земли правое крыло зацепило дерево, аэроплан понесло в сторону - в направлении подсобных помещений, которые находились на территории аэропорта. Последние слова, которые зафиксировал черный ящик, принадлежали борт-инженеру: "Вот и все, мы - покойники".
 
Из 187 человек, находившихся на борту, выжило 11 - среди них три игрока Клерлейк 11: Сиги Ленс, Радейн де Хаан и Эду Нандлал. За один момент суринамский футбол потерял большую часть своих лучших мастеров. Рууд Гуллит, Франк Райкаард и Арон Винтер не оказались на борту лишь по счастливой случайности - руководство их клубов отказалось отпускать футболистов. В честь погибших был назван ряд стадионов и трибун, в их память до сих проводятся товарищеские турниры и матчи. Большинство их них отправились на тот свет, так ни разу и не ступив на землю родной страны.
 
Игроки погибшие в результате катастрофы:
 
Рууд Дегенаар, 25 лет, Хераклес
Ллойд Дусбург, 29, Аякс
Стив ван Дорпел, 23, Волендам
Вендел Фразер, 22, Роосендал
Фритц Гоодинс, 25, Вагенинген
Джерри Хаатрехт, 25, Неерландия (занял место своего брата Уинстона, которого не отпустил Херенвен)
Виргалл Джоманкхан, 20, Серкль Брюгге
Андро Кнель, 21, Бреда
Рубен Когленданс, 22, Виллем II
Ортвин Лингер, 21, Гаарлем (скончался через три дня в больнице)
Фред Патрик, 23, Зволле
Анди Схармин, 21, Твенте
Элфрид Вельдман, 23, Граафсхап
Флориан Вейент, 27, Телстар
Ник Стинстра, 33, Хеемстеде (тренер)
 
Материал calcioolandese.blogspot.it
 
Перевод и адаптация Юрия Шевченко, Football.ua