Другой футбол: Малая Европа
02 травня 2011, 21:32
Beastie Boy
Football.ua продолжает публикацию материалов спецпроекта Другой футбол.
фото Google
02 травня 2011, 21:32
"Мой отец, тоже футболист, увез нашу семью из Косово в Швейцарию, где он намеревался завершить карьеру. Война только начиналась. Мне было семь. Мы были политическими беженцами и не могли покидать Швейцарию на протяжении восьми лет. У меня не было возможности повидаться с другими родственниками и с друзьями". Полузащитника Галатасарая и вице-капитана сборной Албании Лорика Цану можно смело назвать человеком мира. Он родился в Приштине, затем долгое время жил в Швейцарии, стал своим во Франции, полюбился многим в Англии и вот сейчас Лорик покоряет Турцию.
Серьезно заниматься футболом Цана начал уже в Швейцарии, где пошел в школу местной Лозанны. Именно в этом клубе в свое время выступал его отец Агим. По словам Лорика, папа оказал огромное влияние на него. "Конечно, отец меня всегда поддерживал. Благодаря нему я полюбил футбол. Он же был моим первым учителем". Еще во времена игры Цаны-младшего за юниоров Лозанны его заметил знаменитый искатель талантов Арсен Венгер, который даже пригласил Лорика в Арсенал на просмотр. Но из-за статуса политического беженца албанец так и не смог получить визу в Британию, поэтому Канониры так и остались миражом для нашего героя. Пройдет немало лет, прежде чем болельщики Арсенала будут собирать подписи и отправлять их в клуб с одной целью: заполучить Лорика Цана. "Я практически прописался под британским посольством, просил и умолял дать мне визу, но это было невозможно. Впрочем, судьба подарила мне шанс проявить себя во Франции, и я благодарен ей за это".
Вместо Лондона уроженец Косово оказался в Париже, куда его позвали представители ПСЖ. Сам Лорик, которому тогда было всего 16, поначалу не хотел уезжать далеко от семьи в большой неспокойный город после провинциальной Лозанны. Тем не менее, вновь веское слово сказал отец, которому удалось убедить Лорика не упускать свой шанс. Цана переезжает в Париж, и уже спустя год, в 17-летнем возрасте попадает в обойму первой команды. Как раз в это время ПСЖ выписывает из Гремио 19-летнего Роналдиньо. О Зубастике албанец вспоминает с теплотой. "Когда он появился в команде, я жил в Париже уже год и чувствовал себя здесь как дома. Мы отлично поладили как на поле, так и вне него. Роналдиньо, как и я, немного говорил по-итальянски. Вместе с ним мы нередко организовывали настоящие зарубы на Playstation".
Помимо бразильца в то время в ПСЖ играл вернувшийся после лондонско-мадридского вояжа главный "анфан терибль" французского футбола Николя Анелька, которого Цана также считает своим другом. "Человек-хорошее настроение. Несмотря на свой звездный статус Николя старался держать дистанцию со средствами массовой информации. А так он был открытым парнем. Несколько раз он приходил ко мне в гости, и моя бабушка угощала его традиционными албанскими блюдами, которые пришлись ему по вкусу".
В 19 лет Цана уже завоевал стабильное место в основе парижан. После не самого удачного старта чемпионата тогдашний наставник ПСЖ Вахид Халилходжич решил сделать ставку на молодого и необстрелянного тогда албанца, только что вернувшегося из расположения национальной сборной после матча с Грузией. С этого момента место Цаны в составе ПСЖ сомнениям не подвергалось. За три года в Париже албанец завоевал серебро Лиги 1 и выиграл Кубок Франции. С приходом на тренерский мостик ПСЖ Ги Лякомба Лорик неожиданно выпал из обоймы Столичных. Держать молодого и перспективного игрока на скамейке запасных не было смысла, а тут еще и с предложением подкатил Марсель... История с трансфером албанца отдают некой загадочностью. Несмотря на имеющиеся предложения от Баварии и мадридского Реала Цана выбирает именно Марсель. Поговаривают, что на этом решении настоял отец игрока, являющийся по совместительству и его агентом. Сумма перехода по данным разных источников варьируется от трех до четырех миллионов евро.
Итак, Цана перебирается на Велодром, где становится настоящей иконой. В первом же его сезоне в Марселе Лорик занимает второе место в голосовании болельщиков за звание лучшего игрока сезона, уступив совсем немного Франку Рибери. Об этом футболисте Цана отзывается с глубоким уважением. "Мы до сих пор поддерживаем связь. Я уважаю его поступок принять ислам из-за жены. Теперь его зовут Биляль Рибери".
Семья Лорика продолжает жить в Париже, а сам футболист обосновывается на окраине Марселя и практически каждую неделю ездит в столицу повидаться с родными. За четыре года, проведенных на юге Франции, Лорик не только отыграл более ста пятидесяти поединков за Марсель, но и стал настоящим капитаном, который бы мог в трудную минуту повести партнеров за собой. Достаточно посмотреть нарезку моментов на Youtube с участием албанца, чтобы понять - он действительно умирал на поле за футболку Марселя. По итогам "марсельского" периода карьеры Лорик побил клубный рекорд по желтым карточкам. За 122 матча в Лиге 1 судьи 54 раза предъявляли Албанскому Тигру желтую карточку. Четырежды Цана выгоняли с поля. Дерниерой удалений стала потасовка с футболистом Лорьяна Арно Ле Ланом - игроки попросту не поделили мяч.
В это же время цепкий албанский опорник снискал признание во всей Европе. Говорили о серьезнейшем интересе со стороны Арсенала и Эвертона, однако трансфер так и не состоялся. В июле 2009 года Цана неожиданно становится игроком не самого сильного по европейским меркам Сандерленда. За переход Лорика Черные Коты выложили 5,6 миллионов евро. Полузащитник за короткое время смог стать любимцем публики, а главное - наставника Стива Брюса. Жесткая манера игры Лорика поначалу пришлась по душе англичанам, но уже в сентябре после очередного удаления в игре с Астон Виллой пресса обвинила его в чрезмерной грубости, а тренер Черных Котов попросил Цану "умерить пыл". Албанцу пришлось защищать себя: "Я всегда стараюсь играть в рамках правил, но не всегда это получается. Это всего лишь футбол. Люди ведь видят, что я не пытаюсь намеренно нанести травму сопернику". Не обошлось и без рекорда в Британии, правда уже со знаком "плюс". Цана стал первым иностранцем в премьер-лиге, сумевшим получить капитанскую повязку в первом же сезоне.
На Туманном Альбионе албанец задержался всего на год - в Британию прибыли вассалы из Турции. Георге Хаджи очень хотел видеть Лорика в Галатасарае. Клубы договорились, и Сандерленд получил 4,5 миллиона евро, и Цана отправился на берега Босфора. Здесь ему пообещали амбициозный проект и участие в Лиге чемпионов, но, как видим, стамбульцы с обещаниями переборщили. Так что, не факт, что следующий сезон наш герой начнет в другом месте. Есть информация о том, что албанца очень хочет видеть у себя Лацио, а президент римлян Клаудио Лотито уже дал задачу техническому директору клуба Игли Таре приобрести Цану.
Нельзя обойти вниманию и тему сборной. Лорик Цана обладает сразу тремя гражданствами - албанским, швейцарским и французским, однако выбор был сделан в пользу Албании. "Для меня честь играть за Албанию. Это самая важная вещь для меня. Моя страна не очень-то известна в мире, поэтому главная моя задача - пытаться создать хороший имидж родины в глазах мирового сообщества". В настоящее время Цана является вице-капитаном сборной и одним из ключевых ее футболистов. В Албании обожают Лорика - по всей Тиране висят рекламные плакаты с изображением Цана, а сам футболист заключил несколько личных соглашений с известными производителями, в частности Adidas и Bikkembergs.
В отличие от многих других игроков албанец ведет и широкую нефутбольную общественную деятельность. Лорик уже определился, чем он будет заниматься после завершения карьеры - он пойдет в университет. Главными своими интересами Цана называет археологию и историю. Именно в этой сфере полузащитник хотел бы работать после получения научной степени. Лорик также является послом ООН в Косово. "Я работаю с Организацией Объединенных наций и с Организацией по Программе развития ООН. Стараюсь по возможности всегда присутствовать на заседаниях и помогать, чем могу". Помимо ООН не забывает Цана и о Албании. Узнав о создании женой премьер-министра Албании фонда помощи детям, Лорик предложил ей свои услуги, и сейчас является почетным членом фонда. "По моей инициативе один евро с каждого проданного билета на матч Марсель - Лион идет в фонд. Эта акция будет повторяться ежегодно".
Такой вот он, этот Албанский Тигр, который все же не до конца оценен мировой футбольной общественностью.
Андрей Крупенко, специально для Другого Футбола