Football.ua и UniCredit Bank представляют спецпроект Топ-50 лучших игроков в истории чемпионатов Европы.
Звезды зажигаются и гаснут. Мало какой из них удается продержаться на небосклоне хотя бы cдесяток лет, потому именем того, кто продержался там с четыре десятка, можно смело называть сам небосклон. Не будет преувеличением сказать, что Францу Беккенбауэру удалось стать кумиром сразу трех поколений немцев.
Футболист, тренер, функционер. В каждой из ролей, которые с легкостью играл Кайзер Франц, он добился невероятного успеха. Самоуверенно, но исключительно вежливо он порхал по полю, возрождал величие сборной с тренерской скамьи и отвоевывал для Германии право провести чемпионат мира. Для немцев он стал синонимом самого слова «футбол» - фигурой, с которой по размаху таланта и фундаментальности личности на национальном уровне может сравниться разве что бразилец Пеле. И даже здесь Кайзер верховенствует: для нового поколения Пеле больше нарицательное имя, но Беккенбаэур – человек, продолжающий вести за собой национальный футбол.
Глядя на Беккенбауэра, можно подумать, что ему всегда сопутствовала удача, хотя это и не будет правдой. Его отъезд в Соединенные Штаты почти на самом пике карьеры расценили в Германии как предательство, но и за желанием пересечь океан, чтобы выступать за малоизвестный клуб Нью-Йорк Космос, стояли малоприятные истории. Его брак трещал по швам, проблемы с неуплатой налогов стали достоянием прессы, а общее давление общества на лучшего из своих сыновей фактически вынудило Кайзера бежать в поиске тишины и спокойствия. В Нью-Йорке он был малоизвестной персоной: его футбольные выступления не волновали местные масс-медиа, на улицах прохожие встречались с ним взглядами так, будто бы Кайзер был простым человеком, а в выходной день он без лишней тревоги гулял по Центральному Парку, умиротворяясь в красоте местной растительности.
Но твердость характера осталась при нем и после переезда в Нью-Йорке. Уже в первой игре за Космос он вызвал негодование президента клуба, пришедшего понаблюдать за мировой звездой. «Почему этот парень, за которого мы отдали миллион баксов, бегает возле своих ворот?» - спросил у тренера недалекий в футбольных делах янки. «Но он играет на этой позиции», - ошарашил коуч своего работодателя. На просьбу руководства бегать в атаке и забивать голы, в чем бы Франц наверняка преуспел, он ответил категоричным отказом. Как бы там ни было, а в Штаты Беккенбауэр приехал играть в футбол.
Неудивительно, что именно в Америке Кайзер ощущал себя столь комфортно. Беккенбауэр был именно тем человеком, который подарил свободу немецкому футболу и олицетворял его реальное возрождение после Второй мировой войны. Рожденный в 1945 году, Франц вместе с семьей пережил годы настоящей депрессии: проигравшие две мировые войны немцы жили в состоянии не только материальной, но и ментальной разрухи. Отвращение к самим себе проявлялось и в футболе: на заре шестидесятых годов немецкий футбол часто называли ухудшенной копией футбола английского – здесь тоже были в почете жесткие футболисты, но уровень мастерства большинства из них был несопоставим с родоначальникам.
В 1965 году каждый немец уже знал имя полузащитника мюнхенской Баварии Франца Беккенбауэра. Мало кто слышал об истории, едва не стоившей ему карьеры – в 18 лет парень стал отцом, что, согласно моральным устоям тех лет, вполне могло стоить ему выступлений за Бундестим. Его явление публике символизировало рождение в немецком футболе чего-то нового: стройный, высокий молодой защитник, предпочитающий грубым подкатам игру в мяч, а бездумным выносам – нацеленные и продуманные передачи. Позже позицию, на которой играл Беккенбауэр, назовут «либеро» - он действовал свободно, не замыкаясь на работе типичного защитника.
На английский мундиаль 1966 года 20-летний Беккенбауэр ехал в роли одного из ведущих футболистов сборной, но решение тренера немцев Хельмута Шена сделать из него персонального опекуна великого Бобби Чарльтона оказалось провальным. Полузащитник Манчестер Юнайтед загонял молодого оппонента, Англия выиграла финальную игру, но выступления Франца Беккенбауэра не оставляло сомнений в том, что в Германии рождается новая футбольная звезда. Сборная ФРГ будет прибавлять из года в год, Беккенбауэр перейдет на привычную для него в клубе позицию свободного защитника, и совсем скоро заблистает непревзойденная пара Кайзера и Герда Мюллера. Гениальный защитник, который с помощью какого-то внутреннего чутья знал, куда и в какое мгновение рванет прирожденный бомбардир.
Германия, выигравшая европейский чемпионат 1972 года, до сих пор считается одной из лучших команд в истории футбола страны. Финальная часть турнира тогда состояла из полуфинальных и финального матчей, но для участия в решающих битвах на бельгийской земле Германии было необходимо справиться со старыми знакомыми - англичанами. В сборной выступало трио Оверат, Нетцер и Беккенбауэр, которому нередко приписывали внутренние конфликты, из-за которых даже немецкая пресса устроила самобичевание накануне определяющих матчей с Англией. Позже Кайзер признает, что до определенной поры тому коллективу действительно не хватало единства, но после успеха на Уэмбли Бундестим буквально преобразился. Битые травмами немцы победили со счетом 3:1, а ключевую роль в той победе отыграли, как считалось, поедавшие значимость друг друга Францу Беккенбауэр и Гюнтер Нетцер.
В Германии была зафиксирована нулевая ничья, после которой подопечные Хельмута Шена легко и просто завоевали первую в своей истории победу на континентальном первенстве. В финале немцы со счетом 3:0 разгромили сборную СССР, а уже в конце 1972 года ключевой футболист той команды Франц Беккенбауэр получит первый в карьере Золотой мяч. Он повторит личное достижение спустя четыре года, уже будучи чемпионом мира. В 1976-м команда ФРГ проиграет в финальной серии пенальти Чехословакии, и тот турнир станет последним великим выступлением немецкой сборной имена Беккенбауэра.
В 1974-м, 1975-м и 1976-м Бавария триумфировала в Кубке европейских чемпионов, потому решение лидера той команды уехать в Соединенные Штаты год спустя немцы не поймут. Более того, местная футбольная федерация примет решение отказаться от всех игроков, выступающих за границей, о чем вскоре пожалеет. Проиграв в двух товарищеских матчах перед стартом очередной отборочной кампании, руководители пересмотрят свое решение и свяжутся с секретарем Американской Футбольной Лиги с просьбой поговорить с обиженным Кайзером. Разумеется, того остановят еще в фойе гостиницы, где проживал немец, потому единственным человеком, способным уговорить Беккенбауэра вернуться в сборную, оставался Хельмут Шен. Тренер Бундестима позвонил в номер футболиста в половину четвертого ночи по нью-йоркскому времени, чтобы услышать отказ – против Шена Беккенбауэр ничего не имел, но клеймо предателя, которое поставили ему руководители немецкого футбола, сильно задела самолюбие Кайзера.
Он вернется в 1984-м – завершив игровую карьеру, Беккенбауэр примется спасать явно сдавшую позиции немецкую сборную в качестве тренера. Он будет набираться опыта, перестраивать команду и заниматься подбором молодых игроков, лишь в последние два года перед итальянским мундиалем сосредоточившись чисто на тренерской работе. Победа над сборной Аргентины с великим Марадоной в составе хронологически совпадала с крушением Берлинской Стены и объединением Западной и Восточной Германии. В новую жизнь немецкий футбол вновь вел Франц Беккенбауэр: на послематчевой пресс-конференции он спрогнозировал полное доминирование объединенной страны на футбольной арене в ближайшие годы, но говорившие в нем эмоции в итоге вылезли боком сменившему Кайзера на посту тренера помощнику Берти Фогтсу. Фогтс попал под давление, но, несомненно, Беккенбауэр оставил ему великолепный материал для работы – в 1996-м Германия вновь станет чемпионом Европы.
В эти годы Кайзер Франц уже закачивал с тренерской деятельностью и сосредотачивался на новой для себя роли посла немецкого футбола, если он, конечно, не примерял ее еще в далеких шестидесятых. Он пробивал для своей страны право провести чемпионат мира 2006 года, и после достижения первостепенной цели стал главным лицом турнира – спустя сорок лет после исторической схватки Беккенбауэра и Чарльтона немец вновь был самой популярной персоной в немецком футболе.
Следующий день после финала того мундиаля был, возможно, одним из самых счастливых в богатой на события жизни Кайзера Франца. Публика смаковала подробности конфликта Зидана и Матерацци, а Беккенбауэр в это время ехал домой. «У меня пятеро детей, трое из которых появились на свет еще до моего 23-летия. Я никогда не уделял им должного отцовского внимания, потому что всегда был занят футболом. Пришло мое время отдохнуть». Кайзеру не стоит беспокоиться – он указал Германии верный путь.
Иван Громиков, Football.ua
Досье
Франц Беккенбауэр
Амплуа: защитник
Сборная ФРГ: 103 матча, 14 мячей
Клубная карьера: Бавария, ФРГ (1964-77), Нью-Йорк Комос, США (1977-80), Гамбург, Германия (1980-82), Нью-Йорк Космос (1983)
Трофеи: чемпион мира (1974), чемпион Европы (1972), чемпион Германии (1969, 1972, 1973, 1974, 1982), Кубок чемпионов (1974, 1975, 1976), Кубок кубков (1967), чемпион Североамериканской Футбольной Лиги (1977, 1978, 1980)
Индивидуальные достижения: Золотой мяч (1972, 1976), Серебряный мяч (1974, 1975), Бронзовый мяч (1966), лучший футболист ФРГ (1966, 1968, 1974, 1976), член списка ФИФА 100