Перед домашним для Англии чемпионатом Европы 1996 года Алан Ширер не мог забить за национальную сборную на протяжении 12 матчей, которые растянулись на 21 месяц. Естественно, у болельщиков и специалистов возникли сомнения по поводу необходимости его участия в турнире, несмотря на то, что за тот же срок Алан забил больше 60-ти голов за Блэкберн Роверс. Вдобавок ко всему, под конец сезона 1995/96 лучший бомбардир двух последних чемпионатов Англии получил небольшое повреждение, из-за которого пропустил два заключительных матча Премьер-лиги.   
 
Не мог не сомневаться и главный тренер Трех львов Терри Венейблс, потому накануне Евро пробовал в отдельных матчах обходиться без Ширера, используя в связке с Тедди Шерингемом Робби Фаулера или Леса Фердинанда. Однако ничего сверхъестественного из этих тандемов не вышло, и в заявку на домашний чемпионат Европы Алан Ширер попал. Мало того, в стартовом матче против Швейцарии он вышел на поле с первых минут со своей любимой девяткой на спине. Вышел и отблагодарил тренера за доверие. Пол Инс одурачил оборону швейцарцев хитрым пасом, а Ширер, не мудрствуя лукаво, что есть мочи пробил в ближний угол, чуть не порвав сетку за спиной вратаря. Однако удержать преимущество англичанам не удалось, Швейцария сравняла счет, и теперь осечка в следующей игре против соседей и принципиальных соперников из Шотландии могла стоить хозяевам турнира слишком дорого.
 
Невыразительный первый тайм против шотландцев оптимизма английским болельщикам не прибавлял. Но на острие атаки Трех львов был Алан Ширер, а значит, гол мог случиться в любой момент. Случился он в начале второго тайма после подачи юного Гари Невилла. Ширер оказался в нужном месте в нужное время и сделал свое дело. Затем свой знаменитый гол забил Пол Гаскойн: перебросил мяч через защитника и следующим касанием отправил игровой снаряд в сетку.
 
В заключительном матче группового этапа Ширер и Шерингем при пособничестве Гаскойна растерзали Нидерланды. Алан и Тедди сделали по дублю, и таким образом в бомбардирском активе Ширера было уже четыре гола после трех игр. Алану удалось пристыдить своих критиков, которые перед стартом Евро-96 советовали Венейблсу оставить форварда Блэкберна вне заявки.   
 
Последний, пятый гол на турнире Ширер забил на третьей минуте полуфинального матча против Германии после подачи углового Гаскойном. Но, как скажет позже сам Алан, «если вы хотите устроить грандиозный праздник на Уэмбли, не приглашайте немцев». Немцы отыгрались и в серии послематчевых пенальти нанесли шесть точных ударов, тогда как у англичан на шестом дал маху Гарет Саутгейт.
 
Естественно, в Англии не ждали ничего другого, кроме первого места, потому вылет в полуфинале был воспринят как провал. Винить в этом провале можно было кого угодно, но уж точно не лучшего бомбардира Евро-96 Алана Ширера. Его вообще никогда ни в чем, что касается футбола, нельзя было винить. Лучший бомбардир в истории английской Премьер-лиги сам объяснил почему: «Каждый вечер, когда я прихожу домой, я могу посмотреть в зеркало и сказать себе, что я выложился на 110 процентов на футбольном поле. Если людям этого мало, то я просто не могу дать больше».
 
«Мне дали понять, что нужно тяжело работать. Это все, что я знаю, - говорил Ширер в зените славы. – Мой отец все еще каждый день пашет с семи утра до пяти вечера. Много раз я просил его остановиться и воспринимать жизнь легче, но он и усом не ведет. Это его стиль жизни, такой жизнью живут многие джорди».
 
«Джорди» - диалект английского языка и народное название населения тайнсайда, которое активно этот диалект использует. Родившись в Ньюкасл-апон-Тайне, Алан Ширер никогда не забывал, кто он и откуда. Потому, когда кумир его детства Кевин Киган после чемпионата Европы 1996 года предложил Алану перейти в Ньюкасл, нападающий согласился без длительных раздумий, хотя на мази была сделка с Манчестер Юнайтед, а Интер, Ювентус и Барселона проявляли предметный интерес.      
 
«Величайшая сделка в истории футбола была оформлена за полтора часа», - хвастался Кевин Киган.
 
Ньюкаслу пришлось заплатить за Ширера Блэкберну, с которым Алан побеждал в Премьер-лиге и дважды становился лучшим бомбардиром чемпионата, 15 млн фунтов. На тот момент эта сумма была мировым трансферным рекордом.
 
Десять с лишним лет назад Ньюкасл мог заполучить будущего лучшего бомбардира в истории клуба совершенно бесплатно. 15-летний Алан пришел на просмотр вместе с десятками других тайнсайдских ребят, мечтающих надеть черно-белую футболку любимого клуба. Однако выделиться из толпы юный Ширер не сумел и вернулся домой ни с чем. Но останавливаться он не собирался, ведь в Англии еще много клубов, пускай и не таких любимых. Первым из них талант Алана разглядели в Саутгемптоне, в молодежную команду которого Ширер был зачислен.
 
После двух лет в «молодежке» Алан впервые сыграл за основу, выйдя на замену в матче против Челси. А через две недели, 9 апреля 1988 года, к 17-летнему форварду, который только что справился со своим обедом, подошел главный тренер первой команды Святых Крис Николл (тот самый, который в бытность игроком Астон Виллы отметился покером в игре, которая завершилась со счетом 2:2, то есть забил по два мяча в свои ворота и в чужие) и сообщил, что нападающий Дэнни Уоллес утром не прошел медицинские тесты и не может принять участие в игре против Арсенала. Да, Ширеру предстояло выйти на поле с первых минут. В подобных моментах принято писать о дрожащих коленках и истекании холодным потом, но в данном случае это, пожалуй, неуместно, так как Алану понадобилось всего пять минут, чтобы забить гол. На этом парень не остановился и забил еще дважды, оформив хет-трик в своем первом полном матче в возрасте 17 лет и 240 дней. Через пару недель Ширер поставил подпись под первым в своей жизни профессиональным контрактом.
 
Несмотря на фантастическое начало карьеры, Ширеру понадобилось еще пару лет, чтобы окончательно закрепиться в основе Саутгемптона. Часто бывает, что молодому игроку после первых успехов и первых солидных заработков сложно дается выбор между футболом и многочисленными соблазнами. Кого-то из футбольных талантов вечеринки, алкоголь, женщины вовсе погубили, кого-то задержали в развитии на несколько лет. Но к трудностям Ширера на старте карьеры это не имело никакого отношения. Просто Алану еще было чему учиться, было куда расти как в физическом, так и в психологическом плане. А вечеринки, алкоголь и прочее – они никогда не могли перевесить для молодого джорди футбол. «Я не знаю, кем бы я стал, если бы не футбол. Я писал «мусорщик» в школьных анкетах о будущей карьере, пока отец не посоветовал мне заменить это на столяра», - признавался Ширер. «Я всегда говорил, что лучшее ощущение на земле – это когда забиваешь гол, - добавлял он. - Не говорите об этом моей жене, но так оно есть. Когда мяч попадает в сетку, это фантастика».
 
Со своей женой Лайнией Алан познакомился в одном из саутгемптонских пабов, когда обоим было по 17 лет. Вскоре они начали жить вместе, и теперь воспитывают троих детей.
 
«У меня было две девушки. Я люблю играть в гольф. Кроме этого, в моей жизни происходит не так много событий. Правда же, я скучен?» - отвечал Ширер назойливым журналистам. В его жизни не было ничего, что мешало бы ему заниматься любимым делом. Потому абсолютно справедливо, что после полтора-двух лет закалки Алан начал забивать исправно и завоевал место в основном составе Саутгемптона. Ширер был уверен, что рано или поздно это должно было случиться: «Можно совершенствоваться в любом компоненте игры, ведь идеальных игроков не бывает. И я буду становиться лучше, потому что работаю в поте лица».
 
После успешного для Ширера сезона 1991/92 и поездки на чемпионат Европы в Швецию разбогатевший Блэкберн, вернувшийся в Премьер-лишу под руководством Кенни Далглиша, заплатил Саутгемптону за молодого форварда 3,3 млн фунтов, тем самым побив национальный трансферный рекорд. После четырех сезонов в Блэкберне Ширер стал уже мировым трансферным рекордсменом.
 
Ньюкасл знал, за что заплатил 15 млн фунтов. В трех сезонах подряд Ширер забивал за Блэкберн в Премьер-лиге больше 30-ти голов. В первом сезоне в Ньюкасле Алан забил 25 голов и снова стал лучшим бомбардиром Премьер-лиги. Алан продолжал забивать за Сорок до 2006 года, когда закончил карьеру лучшим голеадором в истории любимого клуба (206 мячей).
 
«Такого форварда хочет любая команда. Он имеет три момента и забивает три гола. В мире не так много футболистов, способных на это», - говорил о Ширере партнер по Ньюкаслу Филлип Альбер.
 
Сам Алан никогда не считал себя сильно талантливым игроком. «У меня никогда не было такого дара, как у Мэтта Ле Тиссье, Давида Жинола и Джорджа Беста», - признавал он. Бывший тренер сборной Англии Гленн Ходдл объяснил, что компенсировало Ширеру отсутствие выдающихся скоростных данных и восхитительной техники: «У этого парня есть все… Он не ограничивается забиванием голов. Его можно увидеть на флангах, где он ищет мяч, ищет пространство, особенно на правой бровке, откуда он может исполнить подачу не хуже любого вингера. Он может забивать не только с близкого расстояния, но и из-за штрафной, он может бить штрафные удары и забивает головой, правой ногой, левой ногой… У него просто нет слабых мест».
 
«Ширера никто ничему не может научить, он уже все умеет», - согласен с Ходдлом Джанлука Виалли.
 
«Я забиваю потому, что я верю в то, что забью, и не боюсь промахнуться, - объяснял сам Ширер. – Тренеры пытаются научить этому, но это инстинкт. Бывали времена, когда я не забивал верные голы, но эти моменты лишь заставляли меня с удвоенной энергией идти вперед. Нападающего не должны тревожить те 30 или 40 тысяч пар глаз, которые смотрят на него».
 
Большой несправедливостью кажется то, что чемпионство в Премьер-лиге с Блэкберном так и осталось единственным трофеем в карьере одного из лучших нападающих в истории английского футбола. Каждый год Алан Ширер уверял, что Ньюкасл может побеждать, но так и остался с пустыми руками. Зато не остались пустыми его душа и сердце, которые принадлежали родному Ньюкасл-апон-Тайну, населяющим его джорди и, конечно же, любимому Ньюкаслу. К тому же, как мы помним, лучшим ощущением в мире Алан Ширер считает радость от забитого гола, а таких радостей в его жизни было предостаточно и без громких побед.
 
«Я понимаю, что я счастливчик. Я ценю каждый миг каждого дня», - говорит знаменитый бомбардир, который после завершения карьеры работает на телевидении, занимается благотворительностью, играет в гольф, проводит время со своей семьей… В 2009 году его попытка в качестве менеджера удержать Ньюкасл в Премьер-лиге не увенчалась успехом. Конечно, для Ширера это был удар, но не в правилах Алана раскисать и жаловаться на жизнь, которая продолжается. Сороки вернулись в высший дивизион и уже борются за высокие цели, чему Алан может порадоваться как обычный болельщик, простой джорди из промышленного города. «Люди из Ньюкасла гордятся своим происхождением, - говорит Ширер. – Это город рабочего класса, его жители просто хотят жить и получать от этого удовольствие. Они работают всю неделю, получают свою зарплату и на выходных с удовольствием проводят время на стадионе. Это наша жизнь… Я ничем не отличаюсь от других джорди и думаю, что они ценят это».
 
Досье
 
Алан Ширер
 
Амплуа: нападающий
 
Сборная Англии: 63 матча, 30 голов
 
Клубная карьера: Саутгемптон, Англия (1988-92), Блэкберн, Англия (1992-96), Ньюкасл, Англия (1996-06)
 
Трофеи: чемпион Англии (1994/95), полуфиналист чемпионата Европы (1996)
 
Индивидуальные достижения: футболист года по версии Ассоциации футбольных журналистов(1994), игрок сезона в АПЛ (1994/95), игрок года по версии футболистов ПФА (1995, 1997),лучший бомбардир АПЛ (1994/95, 1995/96, 1996/97), лучший бомбардир чемпионата Европы (1996), Бронзовый мяч (1996), лучший бомбардир Кубка УЕФА (2003/04, 2004/05), лучший бомбардир в истории АПЛ, лучший бомбардир в истории Ньюкасла, Зал славы английского футбола (2004)
 
Станислав Салата, Football.ua