12 января 2002 года болтающемуся внизу турнирной таблицы Эвертону предстоял поединок с Сандерлендом. 34-летний полузащитник Ирисок Пол Гаскойн проводил дома ночь накануне поединка. Трех с половиной бутылок вина оказалось мало: для крепкого сна Гаскойн принял еще 11 снотворных таблеток, но и их хватило лишь до шести утра. Голова Газзы раскалывалась – лучшим лекарством он нашел еще несколько таблеток и оставшееся в последней бутылке вино. В следующий раз он проснулся в девять – выпил тройной бренди, закусил таблеткой и сигаретой и отправился на игру. Самочувствие, тем не менее, не улучшалось, потому ближе к матчу Гаскойн повторил тройной бренди и таблетку, после чего вышел на поле.
 
Проснувшись с похмелья на следующий день после игры, он первым делом спросил у кого-то из друзей, ночевавших у него дома, как он провел поединок. Товарищ указал на стол возле его кровати, где красовалась бутылка шампанского с логотипом Премьер-лиги и подписью «Игрок матча».
 
Это был классический Гаскойн. Он пил и играл. Играл и пил. Мало кто даст ответ на вопрос, чего же в его жизни все-таки было больше – шедевральных передач и голов или переделок, в которые Пол с течением лет попадал все чаще. «Все то дерьмо, которое я творил, делал не я, а тот другой, пьяный парень. Все, что я сделал плохого, было связано с бухлом. Алкоголь всегда был важнее семьи, важнее футбола. Он был важнее меня самого. Всегда. Ну, за исключением того небольшого периода времени, когда я нюхал кокаин».
 
Пол Гаскойн был самым одаренным английским футболистом своего поколения и одним из самых одаренных в истории игры. Какую бы команду не поддерживал любой из болельщиков Туманного Альбиона, он любил Гаскойна. А Пол любил игру больше всего на свете: он выходил на поле, чтобы веселиться, он покидал его с грустью, но каждый раз возвращаясь, был готов предложить зрителям новый уровень веселья и исполнительского мастерства. Он никогда и никого не боялся, его вообще не интересовало, против кого ему предстоит сыграть сегодня вечером – перед игрой с голландцами он недоумевал, кто вообще такой этот Франк Райкаард. Газза был больше, чем футболист – он был культом, манией. Гений грустного клоуна, который очаровывал и покорял сердца, но сердце которого никогда не чувствовало душевного комфорта и спокойствия.
 
Его карьера развивалась быстро, почти молниеносно, и в течение нескольких лет талант с виду совершенно неатлетичного парня преодолел несколько этажей, на которых ему неизменно открывались двери футбольных тренеров, терявших дар речи от понимания того, насколько уникальный футболист им достался. В 1985-м Гаскойн развлекал сотню зрителей на матче резервного состава Ньюкасла, в 1988-м он становился самым дорогим английским футболистом, подписывая контракт с Тоттенхэмом, а в 1990-м за его слезами в полуфинальном матче Кубка мира наблюдали миллионы зрителей по всему миру.
 
«Чтобы увидеть такое снова, нужно прожить еще тысячу лет», - говорил тогдашний менеджер Ньюкасла Джек Чарльтон, когда Пол, выступавший за молодежную команду, забил потрясающий мяч в финальной игре молодежного Кубка с Уотфордом. Вскоре Гаскойн ворвался на большую сцену, и несколько лет не сбавлял оборотов – вслед за переходом в Тоттенхэм и знакомством с менеджером Шпор Терри Венейблсом последовал вызов в английскую сборную. Все произошло настолько быстро, что Пол даже не успел понервничать: Бобби Робсон вызвал парня на товарищеский матч с Данией в сентябре 1988-го, а уже во второй своей встрече с албанцами Пол забил первый гол и отметился парой голевых передач.
 
Сейчас в это трудно поверить, но на чемпионате мира в Италии 1990 года Гаскойн мог оказаться в числе запасных. Свой шанс он получил незадолго до старта турнира после травмы Нила Уэбба, а произошедшее после стало достоянием великой истории. На итальянских полях английская сборная демонстрировала свою лучшую со времен домашнего мундиаля игру, а главной звездой турнира стал полузащитник Тоттенхэма. Гаскойн отдавал голевые передачи, накручивал соперников, совершал скоростные рывки и быстро превратился в идола английских болельщиков. Выступление той сборной оборвалось в серии пенальти полуфинального матча с командой ФРГ, но Газза завершил собственный турнир чуточку раньше – получив желтую карточку, означавшую дисквалификацию на финальный матч турнира, Пол зарыдал. Он вышел из-под контроля, о чем мгновенно характерным жестом сообщил Робсону Гари Линекер.
 
«Я провел хороший матч, и мне казалось, что я переиграл Лоттара Маттеуса. Бобби Робсон перед игрой сказал мне, что это лучший полузащитник в мире. Но я думаю, что в первую очередь люди запомнили меня, ревевшего посреди поля Делле Альпи. Я знал, что, вне зависимости от результата, мой Кубок мира завершен. Я был подавлен. Я чувствовал, что подвел самого себя. Чемпионат мира был великолепен, как полностью оплаченный отпуск. Мне казалось, что это был лучший в истории юношеский лагерь! Отличная погода, отличная еда, отличные гостиницы и, конечно же, игра в футбол. Я не хотел, чтобы это заканчивалось…»
 
«Пол, теперь будь осторожен», - молвил Гаскойну Бобби Робсон. Англия сходила с ума, гордившись выступлением своей сборной, а имя Газзы мгновенно возвели в культ. В ближайший год он будет демонстрировать лучший футбол в своей жизни, и незадолго до финального противостояния Кубка Англии с Ноттингем Форест подпишет предварительное соглашение с римским Лацио. Больше всего на свете Пол желал красиво завершить свою лондонскую карьеру, но уже на старте встречи его увезли в больницу с тяжелой травмой. Он получит свою золотую медаль, его гол со штрафного в полуфинальном дерби с Арсеналом войдет в золотой фонд английского футбола, но после той травмы Гаскойн больше никогда не будет демонстрировать футбол прежнего уровня – просто по той причине, что его колено больше не будет работать в полную силу.
 
В Риме и Глазго Пол будет оставаться любимцем публики. На его счету гол в дерби Вечного Города и публичное высмеивание ирландских католиков, поддерживающих Селтик. Он будет получать угрозы от организации ИРА, но вскоре станет ясно, что главной угрозой жизни Пола является он сам. Пресса все чаще писала о проблемах Газзы с алкоголем, таблоиды смаковали его семейные скандалы: по пьяни футболист избил свою жену Шерил, которая вскоре подала на развод и отсудила массу денег у своего бывшего возлюбленного. Время от времени Гаскойн выставлял на показ свой гений, но теперь футбольный талант был больше дополнением к публичному образу: Пол растолстел, перекрасился в блондина, пробил ухо, и хоть и оставался любимым сыном Англии, больше не был ее надеждой.
 
Домашний чемпионат Европы 1996 года стал лебединой песней Гаскойна. Как и шесть лет назад, он демонстрировал выдающийся футбол, забил феноменальный гол в ворота сборной Шотландии и помог своей команде выйти в полуфинал, где она снова проиграла в серии пенальти немцам. Чемпионат мира во Франции он пропустит, разгневав тренера сборной Глена Ходдла публичным появлением в нетрезвом виде всего за день до объявления итогового состава игроков, а на клубном уровне начнет менять клубы, потеряв, кажется, последние остатки ответственности перед самим собой. К примеру, главным воспоминанием о его выступлении в Миддлсбро останется случай, когда пьяный Газза уселся за роль клубного автобуса и въехал в стену ближайшего здания.
 
Футбол и алкоголь были единственным способом Гаскойна сбежать от реальности, спрятаться от приступов депрессии, которыми он страдал с тринадцати лет. Пол не просто биполярен - его по жизни грызет чувство вины. В десять лет он стал свидетелем гибели младшего брата своего друга, с которым он отправился на прогулку и которого оставил наедине, воруя конфеты в кондитерской лавке. В это время ребенка насмерть сбил фургон с мороженым…
 
Трудно сосчитать количество попаданий Гаскойном в реабилитационные клиники в последние несколько лет. Его имя всплывает в прессе после очередного «горячего» случая вроде вождения в нетрезвом состоянии или аварии, после одной из которых Газза два года назад едва не распрощался с жизнью. Конец мог быть и другим: после того, как в жизни Гаскойна появились наркотики, и об этом узнала пресса, многие болельщики буквально бросались обнимать Газзу на улице, обрадовавшись тому, что кумир девяностых по-прежнему жив.
 
Сейчас он снова очистился. Прошлой осенью Гаскойн прошел лечение в одной из клиник для спортсменов и с тех пор пытается проводить время без алкоголя. Это уже не первая попытка Газзы жить нормальной жизнью, но алкоголь – лишь оболочка его проблем, психологический корень которых лежит куда глубже. Сейчас его семья – родители, в то время как бывшая жена и дети, выкачав из Пола почти все сбережения, избегают общения с ним. У Газзы нет занятия вне футбола, он боится заводить новых друзей и отношения с женщинами, и лишь изредка шлет робкие смс-сообщения своим детям, с которыми мечтает поговорить как отец, а не Пол Гаскойн, приватную историю о котором его так называемая семья продаст какому-нибудь таблоиду.
 
Он знает, что сам виноват и верит, что когда-нибудь, возможно, снова будет счастлив, как был в те дни, когда выходил на футбольное поле. Выписавшись из лечебного заведения, Газза переехал в Лондон и поселился на одной улице с менеджером Тоттенхэма Харри Реднаппом. Гаскойна лишили водительских прав, потому Харри нередко подвозит соседа и регулярно приглашает с ним на тренировку Шпор – побегать, позаниматься, поиграть с парнями в футбол. Гаскойн отвечает на предложения такой знакомой улыбкой грустного клоуна.
 
Возможно. Когда-нибудь.
 
Иван Громиков, Football.ua
 
 

Досье
 
Пол Джон Гаскойн
 
Амплуа: полузащитник
 
Сборная Англии: 57 матчей, 10 голов
 
Клубная карьера: Ньюкасл, Англия (1985-88), Тоттенхэм, Англия (1988-92), Лацио, Италия (1992-95), Рейнджерс, Шотландия (1995-98), Миддлсбро, Англия (1998-00), Эвертон, Англия (2000-02), Бернли, Англия (2002), Гансу Тьянма, Китай (2003), Бостон Юнайтед, Англия (2003)
 
Трофеи: обладатель Кубка Англии (1991), четвертое место на чемпионате мира (1990), бронзовый призер чемпионата Европы (1996), чемпион Шотландии (1996, 1997), обладатель Кубка Шотландии (1996), обладатель Кубка шотландской лиги (1996)
 
Индивидуальные достижения: лучший молодой игрок Англии (1988), Спортивная Личность Года ВВС (1990), попадание в символическую сборную чемпионата мира (1990), лучший игрок чемпионата Шотландии по версии футболистов (1996), лучший игрок чемпионата Шотландии по версии журналистов (1996), попадание в Зал Славы английского футбола (2002), попадание в зал славы Рейнджерс (2006)