Сергей Политыло — о карьерных этапах в Турции и Казахстане, возвращении в Украину, лучшем тренере и многом другом в беседе с корреспондентом Football.ua Василием Войтюком.
Экс-полузащитник Черноморца, Днепра, Волын, казахстанского Окжетпеса и турецкой Аданы Демирспор Сергей Политыло на днях вернулся в Украину, где теперь будет выступать за донецкий Олимпик.
- Как возник вариант с Олимпиком?
- У меня еще был контракт в Турции с Адана Демирспор на год, до следующего лета. Но в Турции, не знаю, я первый говорю или об этом все говорят, там постоянные перемены. Один тренер может побыть в команде четыре игры и его убирают. У нас в команде за год пять тренеров поменяли, представляете? Когда я пришел, то не платили деньги, потом почти сразу поменялся президент, тренер. Получилась такая ситуация, что пришлось уйти оттуда, разошлись по обоюдному согласию.
- Деньги выплатили?
- Ну да, сошлись на некой сумме. Зная их, не хотелось доводить до суда. Все произошло очень быстро, и я не искал особо варианты продолжения карьеры, потому что думал, что буду играть здесь. За два дня до закрытия трансферного окна мне говорят, что тренер на меня не рассчитывает. Особо варианты продолжения карьеры я и не искал, решал другие вопросы в Турции, но позвонил Дмитрию Гришко (игрок Олимпика, — прим.), с ним переговорил. До этого я с Романом Николаевичем (Санжаром, — прим.) говорил, еще до переезда в Казахстан, он хотел, чтобы я перешел в Олимпик. Дима предложил Роману Николаевичу мою кандидатуру и я сразу из Турции отправился в Харьков на мини-сбор.
- По деньгам не обидели?
- Ну, уже давно понятно, что в Украине много денег не заработаешь. Те времена, что были в Днепре, я стараюсь забыть.
- Уже в субботу у Олимпика матч против Мариуполя в чемпионате, можно ждать Вас на поле?
- Контракт я подписал, но надо еще подождать бумаги. Федерация футбола Турции должна подтвердить переход, ведь это международный трансфер. Если все нормально, то я готов помочь команде.
- Мариуполь тренирует Александр Бабич, с которым вы успели поработать в Черноморце. Каким Вам запомнился главный тренер Бабич?
- Я Бабича давно знаю, мы с ним вместе играли в футбол — еще до Григорчука, когда они с Диденко пришли из Металлиста. Я хорошо знаю его как человека и вот поработал, как с тренером. Хороший, молодой специалист. Он многое взял от Григорчука и добавил что-то свое. Много работает именно через мяч.
- Одесские фанаты в итоге остались не очень довольны его работой.
- Это был его первый тренерский опыт. Ему сильно доверяли, при нем Черноморец много не побеждал, были проблемы с составом. Руководство терпело. В Турции его уже давно поменяли бы, а так ему давали работать, команда прогрессировала при нем в плане игры, но не было результата.
- В Турции следили за чемпионатом Украины?
- Некоторые матчи видел. Турки они такие, что будут смотреть матчи низших лиг своей страны, даже если играют Реал – Барселона.
- Какой уровень у Первой Лиги Турции?
- Сравнить с УПЛ тяжело, но уровень там достаточно неплохой. Там открытый футбол, в который интересно играть. Команды не будут садиться в защиту, даже если ведут в счете. Стадионы там отличные, бывают такие как Олимпийский, как Донбасс Арена. Приезжаешь, а там такие тарелки, что ты не можешь поверить, что это Первая лига. Ну и фанаты у них невероятно шумные. Бывает, придут 10 тысяч и так орут, что наших должно быть раза в три больше, чтобы поднять такой шум. Перед важными матчами приходили на тренировки с файерами. Фан-движение на уровне. Интересно.
В Турции меня, как и в Испании, меня часто принимали за своего. Похож я на турка, наверное. Сидим с женой в ресторане, подходит официант, жена ему на английском что-то говорит, а он на меня смотрит, как будто с призывом — "переведи".
- Очень много украинских футболистов едут играть в Казахстан. Все из-за финансового вопроса? Как у вас появился такой вариант?
- Конечно, деньги играют большую роль. Я бы сказал, что туда переходят только из-за денег. Сейчас в Украине две команды выделяются в плане зарплат, а все остальные примерно на одном уровне. И это не сравнить с тем, что в Казахстане, там могут побольше денег дать.
- Кто-то из украинских футболистов говорил, что в Казахстане есть деньги, но их негде тратить.
- Я жил в Астане, мне еще повезло. Я на это и рассчитывал, чтобы не пришлось жить в другом маленьком городе. Но и куда их тратить? Взял с собой кофту, штаны и что-то по мелочи. Этого хватает. На одежду сильно тратиться точно не приходилось. В Турцию, например, приехал, а там все люди — серая масса. Можно было зайти в ближайший магазин и купить самую простую футболку и шорты и всё. Там такая жара, что особо не нарядишься.
- В Казахстане и Турции жили сами или с семьей?
- Родные приезжали конечно. Иначе я сошел бы с ума. В Казахстане было полегче, люди по-русски общаются. В Турции, наверное, из-за менталитета и языка было тяжеловато. После 20:00 никуда выходить не хотелось, чтобы не было никаких проблем.
- С Турцией понятно, а почему в Казахстане задержались только на полгода?
- А я вот не знаю, сейчас смотрю назад и думаю, что может быть, надо было продолжать там играть. Тяжело было из-за условий. Мы играли первые матчи на искусственных полях — таких как во дворах у нас. Когда падаешь, сдираешь половину кожи. Плюс там тренер новый пришел, свои нюансы были. У меня в контракте был пункт, по которому я мог уйти через полгода. Я и ушел.
- Давайте вернемся в Украину. В Днепре все-таки Вы играли не так часто, как хотелось бы.
- В Днепр меня пригласил Хуанде Рамос, но у него в команде была такая атмосфера, что ты не чувствуешь, что не играешь каждый матч. Постоянно чувствовалось доверие, он проводил ротацию, общался много. В этом плане было все нормально.
- Именно в Днепре вы дебютировали в еврокубках, в Лиге чемпионов. Что чувствовали, когда на НСК Олимпийский играл знаменитый The Champions?
- В Днепре был совсем другой уровень, чем в Черноморце. Тогда 4 клуба – Шахтер, Динамо, Металлист и Днепр – были выше всех остальных, но были и другие сильные команды. Было очень приятно слышать гимн, сыграть на таком уровне. Жаль, что не прошли тогда дальше.
- Копенгаген тогда не прошли, но в том же сезоне Днепр дошел до финала Лиги Европы, но уже без Вас. Кто был инициатором перехода в Волынь?
- Ну, кто был? Мирон Богданович Маркевич не видел меня в команде дальше. После Копенгагена в матче на выезде я совершил ошибку — стоял лицом к своим воротам, головой пытался продлить мяч дальше, но пошел перехват, пас на фланг, прострел и гол – 0:1.
После этого я стал играть значительно меньше. Понял, что уже на меня не рассчитывают и потом попросился в Волынь (Сергей Политыло уроженец Волыни, — прим.). Захотелось мне к Владимировичу (Кварцяному, — прим.), чтобы встряхнул меня, и я не прогадал. Год прошел и меня Мирон Богданович Маркевич вернул в Днепр. После Владимировича я стал увереннее.
- Вам Кварцяный тоже "пихал"?
- Та всем "пихал", это же рабочие моменты (смеется — прим.). О Кварцяном можно много говорить — он отличный человек, просто очень эмоциональный. Он очень любит футбол, живет этим делом, он вот этих пацанов, там U-10, U-11, всех по именам знает, на матчи ходит.
В матче против Шахтера в 2015 году Политыло был капитаном, а Кварцяный так на это реагировал...
- На финал Лиги Европы ездили?
- Нет, был в Луцке.
- Сильно расстроились?
- Конечно, хотелось, чтобы команда выиграла. Тем более игра поначалу давалась, но потом Севилья немного дожала. Класс сказался, они же тогда постоянно эту Лигу Европы выигрывали. Обидно было. Ребята молодцы, тем более меня не забыли, медаль привезли.
- Как отреагировали на то, что случилось с Днепром? Вам ничего не остались должны?
- Честно говоря, у меня больших претензий к Днепру не осталось. Когда все уходили, я и пару человек остались — подписали контракты до лета. Нам пообещали, что нам выплатят все. В итоге нам выплатили те 8 или 9 месяцев, претензий у меня нет. То, что случилось — все к этому шло. Обидно, конечно, что такие команды пропадают.
- В СК Днепр-1 вас не звали?
- Нет, не звали.
- Следите за этой командой?
- Да, слежу, потому что много знакомых там играет. Общаюсь с Кравченко, с Полевым. Думаю, в следующем году они будут играть уже в Премьер-лиге.
- Когда-то в одном из интервью Вы говорили, что всегда надеетесь услышать свою фамилию, когда называют состав сборной Украины на очередной сбор. Еще надеетесь сыграть за желто-синих?
- Когда я это говорил, лет 15 назад (смеется — прим.)? Понятно, что надежда есть, но я понимаю, что для этого нужно показывать хороший уровень футбола, в хорошем чемпионате. Понятно, что с Первой лиги Турции или с чемпионата Казахстана тебя вряд ли позовут. Думаю, что если сейчас в Олимпике забить голов 15 и отдать 20 ассистов до зимы, тогда, может, вызовут на один сбор.
- С Олимпика только Шабанов вызывался в сборную, может, станете вторым?
- Будем стараться.
- В том же интервью Вы говорили, что проблемы из-за маленького роста возникали только по юношам. Может, были инциденты какие-то?
- Сильных проблем не было, что-то и говорили, но вот в 8-м классе я переехал в Киев в Республиканское высшее училище физической культуры и попал к хорошему тренеру Ишко Владимиру Евгеньевичу. Он любил футболистов "игровичков", он не брал парней больших, чтобы были рослыми и давали результат по юношам. Он любил более игровых футболистов. А так проблем с ростом не было особых. Думаю, мне не помешали бы 5 или 10 сантиметров лишних, но как есть, так есть. Я играл в тот период, когда футбол в нашей стране был на уровне, потому всем доволен.
- На днях играли сборные США и Мексики и высокий защитник американцев Мэтт Миазга поиздевался над соперником из-за его роста. Как бы Вы отреагировали на такое?
- Та нет, я и сам могу над собой посмеяться. Вот на тренировке Олимпика мы отрабатывали удары метров с 20-ти. Я пробил, мяч пролетел над газоном где-то метра полтора и залетел в ворота, и тренер говорит: "Не считается, в стенку попал бы". Я ему отвечаю: "Та куда, а если в стенке стоят такие, как я и Карноза?". Не знаю, Месси вон тоже маленький, или Марадона, и на каком уровне играют?
- Ваш кумир детства?
- Как-то отец привез мне футболку бразильца Роналдо, когда он играл за Интер. После этого я начал за ним следить.
- Не по позиции кумир.
- Я же в интернате играл сначала нападающим, голы забивал. Но с каждым годом начал опускаться ниже. В дубле Черноморца играл крайнего хава, но потом Григорчук окончательно переместил в центр поля.
- Чья игра импонирует сейчас?
- Честно говоря, у меня нет каких-то любимых игроков, как допустим Сергей Кравченко следит за Жоржиньо. Я в этом плане чуть проще. Много игроков экстра-класса, все эти Месси и Роналду. Сейчас Мбаппе вон как прогрессирует. Он как с другой планеты.
- Чемпионат мира смотрели?
- Да, конечно.
- За кого болели?
- Даже не знаю, но было обидно после вылетов Аргентины и Испании.
- В финале кого поддерживали?
- Вот финал не смотрел, я где-то был и пропустил этот матч. Понимал, что французы более сбалансированная команда и они должны были побеждать.
- Кто лучший тренер в вашей карьере?
- (смеется — прим.) Романа Санжара не будем называть?
- Вы еще мало поработали вместе, так что он не обидится, если не назовете его.
- Ну да, с Санжаром мы еще не долго работаем, но за эту неделю, что я тренировался с Олимпиком мне очень понравилось. У него все тренировки с мячом, все интенсивно, короткие расстояния, как у Хуанде Рамоса. От каждого тренера я получил много. Григорчук очень сильный тренер, при нем я начал играть. Он помогает раскрыться футболистам, подсказывает очень много, сам с ребятами тренируется. Рамоса также стоит выделить и, конечно же, Кварцяного.
- Не так давно Александр Хацкевич сказал, что может покинуть Динамо, а среди претендентов на пост называли и Григорчука. Потянет уровень, сможет сделать киевлян чемпионами?
- Даже не знаю. Черноморец он делал сам, принял нас еще в Первой Лиге и лепил эту команду, сделал её достаточно добротной, вывел в еврокубки. Насчет Динамо тяжело сказать, там уже готовые футболисты, учить их не надо, потому я честно не знаю. В Динамо всех сватают, а придет кто-то свой.
- Какие цели ставите на этот сезон с Олимпиком?
- Хотелось бы попасть в еврокубки, сыграть в групповом раунде. Цель высокая, но очень хотелось бы. А для начала, конечно же, завоевать место в составе. Ну и забить 15 голов и отдать 20 ассистов до зимы.
- Составьте символическую сборную из игроков, с которыми играли.
- Ох, я бы мог попросить вас хотя бы ночь, чтобы обдумать этот вопрос? В воротах… давайте поставим Безотосного. Схема будет 4-3-3. В центре защиты будут Чигринский и Фонтанело. Слева, кто в Днепре играл слева? Стринич, да, будет Стринич. Справа…
- Федецкий?
- Нет, поставим пацана потехничнее (смеется, — прим.). Пусть будет Лео Матос. В центре Ротань и Канкава. Себя не буду ставить. Слева в атаке Коноплянка. По юношам считается?
- Конечно, с кем было комфортно, кого угодно.
- Тогда справа Ярмоленко, а в нападение Зозулю поставим. И кто же будет этот счастливчик, который будет третьим в центре. Кравченко? Нет, пусть посидит на замене (смеется, — прим.). Много было интересных, пусть будет Джулиано.
Василий Войтюк, Football.ua