Легенду о Дедале и Икаре многие помнят еще с детства. Если вкратце, то Икар, сын Дедала, получил от отца искусственные крылья, надеясь осуществить давнюю мечту человечества – уметь летать. И устремился к Солнцу. Все выше и выше поднимался Икар, но в один момент подобрался настолько близко к Солнцу, что оно опалило его крылья, а без них Икар не мог продолжать полет – и, по всем законам физики, упал вниз.

 

В футболе подобную картину мы наблюдаем постоянно. Нет, мы не будем говорить о молодых да перспективных, которые сверкнули где-то и ушли в небытие – ибо разговор этот бесконечен. Речь пойдет о достаточно известных, долгое время (а то и поныне) играющих футболистах. Тех, у кого были крылья на самом старте взлета к футбольным вершинам. Тех, кто так и не смог «дотянуться до Солнца», в какой-то момент опалив свои крылья…

 

Первым героем нашей серии становится Ли Шарп – яркая звезда МЮ эпохи славных и развеселых 1990-х.

 

Крылья

 

 Англия, 1987 год. 4-й дивизион английского футбола – это уже не трясина, это уже самое дно трясины. Простые суровые парни, для которых футбол никогда не был высшим светом, а обычной работой, мало чем отличающейся от профессии портового грузчика. И нравы тут соответствующие – дело даже не в пиве после матча, здесь игроки просто курили прямо в раздевалке. И кто им мог что сказать?

 

Одним из таких бравых парней был голкипер Торки Юнайтед – Кенни Аллен. «Он выглядел лет на шестьдесят. Одному Богу было известно, сколько Кенни выкуривал за день, штук сорок цигарок может. В одних лишь трусах, с голым торсом, сидел в раздевалке, закинув ногу на ногу, и все курил...»

 

Кто это так красочно описывает старожила команды? Кто это смеет его критиковать? Вот этот зеленый юнец, шестнадцати лет от роду? Новичок команды, как там тебя, Ли Шарп? Да кто ты такой, парень? Только пикни что-нибудь против – догоню и задам тебе перцу!

 

Ли Шарп, которому было действительно 16 лет и который только готовился дебютировать в главной команде, ничего и не говорил. Он просто смотрел и думал: «Неужели это и есть футбол? Это и есть та самая красивая игра, о которой все говорят?»

 

Возможно, это первое впечатление и оставило свой неизгладимый след в дальнейшей карьере Ли. Конечно, парень проявил свой характер, не махнул рукой и выгрыз себе место в основе одной из лучшей команды Англии всех времен. Это мы уже не про другой Юнайтед, не про Торки… Но философия личности формируется в юном возрасте, как раз в период 14-17 лет. И неявно, на подсознательном  уровне убеждение «Жизнь – это часть футбола» уступило место для «Футбол – это всего лишь часть жизни».

 

Ну а пока преданный с детства фанат Астон Виллы выходит на поле и осваивается в первой в своей жизни взрослой команде. Ли Шарп не собирался долго раскачиваться, проводит 19 матчей в первом сезоне и забивает три гола. Игрок основы, любимец местных фанатов, вызывающий уважение (а может, и зависть) своих партнеров. Трибуны рукоплещут юному Ли и ловят взглядом каждый его финт. Конечно, имена всех зрителей история не сохранила, но всех ведь и не надо – главное, что на тех матчах присутствовал Лен Ноуд.

 

Журналист, в свое время активно работавший в Манчестере, ныне наслаждался пенсией  в маленьком Торки. Жил Ноуд тихо и спокойно – читал газеты, смотрел телевизор и захаживал на матчи местного Юнайтед. Что можно было интересного найти на таком уровне (если вы, конечно, не фан Торки)? Вот и наблюдал мистер Лен за местными поединками, совершенно не ожидая чего-то сверхъестественного и феноменального.

 

Но однажды на поле появился Ли Шарп. Лен Ноуд изумленно наблюдал за шустрым пареньком, и через две недели он снова посетил местный стадион. А потом опять посетил. Сомнений не было – это редкая удача! И вот Ноуд приходит домой, набирает знакомый номер. После гудков на том конце провода раздается «Алло». «Здравствуйте, Алекс», – отвечает журналист тренеру Манчестер Юнайтед.

 

Так первый сезон в Торки Юнайтед стал для Ли Шарпа последним. Впереди его ждал большой футбол.

 

Начало полета

 

«Когда я вышел из поезда в Манчестере, то увидел высокого и худого, в сорочке с галстуком мужчину. Алекс Фергюсон собственной персоной. Я нервничал в его присутствии, а он все спрашивал, как я себя чувствую после шестичасовой поездки. Мы сели в его тачку и двинулись прямиком к Олд Траффорду. Припарковались, зашли внутрь и он начал показывать мне все, устроив своеобразный экскурс: огромное поле, раздевалки, трибуны. Знакомил меня со всеми:  "Наш новый игрок". Будто бы я был их новым приобретением за миллион фунтов, а они все улыбались, жали мою руку, желали удачи. Все выглядело нереально. Казалось, мне достался суперприз в лотерее».

 

Так описывает сам Ли Шарп свои первые дни пребывания в МЮ. Явно недооценивает себя Ли: пусть приобрели его не за миллион,  а за пятую его часть, 200 000 фунтов, но эта сумма – рекордная в клубе за трансфер молодого футболиста. На тот момент, разумеется.

Поначалу Ли Шарпу досталась позиция левого защитника. Но чем дальше, тем больше убеждался тогда еще не сэр Алекс Фергюсон, что парню явно больше по душе пребывание у ворот чужих, а не своих собственных. И уже через два года выступлений в МЮ Шарп меняет Ральфа Милна на позиции левого вингера.  Здесь для Ли и наступил золотой период в его карьере – футболист вносит весомый вклад в триумф Манчестера в Кубке обладателей кубков, делает хет-трик в матче с Арсеналом («Один из лучших моментов в моей карьере», - признавался позже Ли Шарп), начинает привлекаться в сборную Англии.

 

Все идет великолепно. Стабильное место в основе, молодость, скорость, симпатии трибун. Да и с партнерами по команде складываются добрые отношения – весельчак и балагур Ли Шарп способен завоевать расположение даже отъявленного зануды. Само имя Lee в переводе с английского означает «подветренный» - и в этот период карьеры ассоциировалось именно с попутным ветром. А может, и просто «ветреный» - ведь в команде, кроме Ли, были и другие молодые игроки, в том числе и друг Шарпа, валлиец Уилсон, более известный общественности  как Райан Гиггз. Когда тебе двадцать, то весь мир вертится вокруг тебя, да и вообще, создан исключительно для твоих удовольствий.

 

Взгляни на себя, Ли Шарп из Бирмингема! У тебя есть прекрасный дом, парочка огромных машин, красивая девушка, ты играешь за Ман Юнайтед, ты знаменит, деньги льются, как из рога изобилия... Иногда мечты сбываются. Стоя на вершине мира я подумал: «Я сделал это, в 23 года. Достиг всего, осуществил все свои мечты! Я на месте».

 

В общем, все было прекрасно. Кроме одного – Алекс Фергюсон и не думал поощрять разгульный образ жизни кого бы то ни было, независимо от возраста и статуса в команде. И, надо признать, у шотландского тренера были все на то основания – Манчестер Юнайтед уже 25 лет не мог стать чемпионом Англии. И вот, на финише очередного сезона, команда отдает первую строчку в таблице Лидсу. Фергюсон в шоке, но и это не главная неприятность – одно известие приводит шотландца в ярость.

 

Опаленные крылья

 

Вот мы и подошли к тому моменту, когда наш Икар подлетел к самому Солнцу. И «опалило» оно не два крыла сразу, а по очереди.

 

Первое крыло. Место действия: благотворительный ужин, на котором присутствует и Алекс Фергюсон. Он беседует с  одним чиновником, и внезапно застывает, как громом пораженный!

 

- Да, да, они были в Блэкпуле. Оба, и Шарп, и Гиггз, - доказывал чиновник.

- В тот день у нас была игра, а через день предстояла еще одна, - недоумевает Фергюсон. – Вы их с кем-то путаете.

- Но это были они! Ли Шарп был за рулем своего «Рейндж Ровера».

 

После этих слов разъяренный Фергюсон пулей вылетает из помещения и мчится к дому Шарпа. Уже на подъезде к жилищу футболиста стояла очередь из припаркованных авто, а в доме в стиле «соседи вешайтесь, подонки» (с) гремела на всю улицу музыка. Так и есть – на вечернике у Ли Шарпа дома гуляли все девчонки и парни района, а среди них и сам хозяин дома на пару с Райаном Гиггзом.

 

 Что творилось потом, можно представить, зная крутой нрав шотландского тренера. Первым делом добрый Ферги забанил всех гостей на неопределенный срок, вышвырнув их из дома на все четыре стороны. Затем мистеру Алексу предстоял интересный квест под названием «найди Ли Шарпа в его доме». Шотландец с честью справился с заданием, обнаружив футболиста наверху в спальне. И раздался громкий ор Фергюсона, по мощности наверняка превосходящий игравшую недавно музыку. Двое стоявших перед тренером, Гиггз и Шарп, испытали все прелести гнева Алекса на своей шкуре («Своим ором, он мог бы засушить волосы целого батальона китайской армии», - вспоминает футболист).  И больше всех досталось именно Ли Шарпу, так как Райан был просто молодой игрок, для него это был первый серьезный проступок, а Ли уже вовсю играл в основе и подавал большие надежды. «Ты хочешь стать великим игроком? - гремел Фергюсон. - Так умей приносить жертвы ради этой великой цели! Твоя «фишка» - это скорость, скорость и еще раз скорость! Потеряешь ее – и станешь таким, как все. А все – это никто!»

 

Как же прав был в тот вечер Фергюсон, называя скорость одним из главных достоинств Шарпа. Сколько раз Ли буквально бегал от соперника, выходил один на один с вратарем и с легкостью поражал ворота. А как он играл на опережение – быстрее ветра, оправдывая свое имя! Мудрый сэр Алекс действительно дал тогда один из самых ценнейших советов в жизни Шарпа.

 

Увы, Ли не внял доводам своего наставника. Стоявший рядом Райан Гиггз с жадностью впитывал все наставления тренера, проникся, оставил разгульный образ жизни, и по сей день блистает в составе Юнайтед! А вот тот, кому и адресовалось в первую очередь послание, слушал, и наверняка слушал внимательно (попробовал бы он не слушать Ферги!). Но слушать и слышать – совершенно разные вещи.

 

Так опалилось первое крыло высоко взлетавшего Шарпа. Тот момент мог изменить всю его судьбу, всю его карьеру, да и не только его. Кто знает, сколько трофеев не досчитался МЮ, из-за того, что в каких-то матчах в нужный момент из-за спины защитников соперника не выскочил Ли Шарп…

 

Впрочем, сам Ли действовал вовсе не по злому умыслу. Просто человек он такой, название его книги, «Моя идея веселья» или, если угодно, «Философия радости», многое говорит о его отношении к жизни. Да и вопрос юности «Это и есть футбол?» наверняка вдохновлял футболиста компенсировать изматывающие тренировки и напряженные игры простой человеческой жизнью.

 

Второе крыло. Оно сгорело не сразу, а медленно тлело еще несколько лет. Да, Шарп блистал, и еще как блистал! Вспомните хотя бы этот шедевр:

И это ведь далеко не единственный гол пяткой Шарпа. А сколько еще «обычных» голов забивал он, сколько его передач приводили к взятиям ворот!

 

Но вторым бичом Шарпа стали травмы. Пропустив из-за них длительное время (плюс еще вирусный менингит здорово «помог»), Ли уже не смог на равных бороться с Джоном Барнсом за место в основе сборной. А в клубе на позиции левого вингера прочно обосновался недавний партнер по вечеринкам, друг Ли Шарпа Райан Гиггз. Теперь футболисту приходилось играть либо на левом фланге обороны, либо на правом фланге полузащиты, где конкурентом Шарпа был Андрей Канчельскис. А когда вместо Андрея заиграл Дэвид Бэкхем, Ли осознал – его время в Манчестере прошло.

 

Девять лет жизни и карьеры отдал МЮ Шарп. Он трехкратный чемпион Англии, двукратный обладатель Кубка Англии, он выигрывал Кубок обладателей кубков и Суперкубок Европы. 265 раз надевал он красную футболку и 36 раз оказывался в объятиях партнеров по команде после забитых мячей. Совсем немало, чтобы занять достойное место в истории клуба. Но очень мало для того, чтобы стать его легендой. И мизерно и ничтожно для самого Шарпа – с учетом того, чего он мог достичь, послушай он тогда сэра Алекса в тот веселый весенний вечер.

 

Падение

 

После Манчестера в карьере Шарпа появился другой Юнайтед – Лидс, тот самый, что так залихватски увел чемпионство из-под носа у МЮ в 1992 году. Но Шарп пришел в клуб не сам, с ним явились и его травмы, и ему пришлось пропустить целый сезон. А главное – он потерял свою феноменальную скорость, которая и сделала его тем самым Ли Шарпом. Да и отношения с главным тренером не особо складывались. «Когда я перешел в «Лидс», тренер Ховард Уилкинсон выдал мне полный карт-бланш. В итоге я наслаждался футболом и забивал важные голы. Но затем пришел Джордж Грэм со своей философией игры. В этой философии мне места не нашлось. Он проповедовал защитный стиль игры, а я же атакующий полузащитник. Поэтому мы не нашли понимания, так же как раньше с Алексом Фергюсоном. Хотя, конечно, позже Джордж признался, что он не лучший в мире коммуникатор», - вспоминает Ли Шарп.

 

Дальнейшие скитания футболиста еще более грустны – всего два матча в Сампдории, игры за Брэдфорд Сити, Портсмут, Гримсби Таун, Эксетер Сити. А когда Ли играл в исландском Гриндавике, то даже он понял, что пора, наверное, завязывать. Шарпу было 32 года…

 

Эпилог

 

Но не тот человек Ли Шарп, чтобы унывать. Он ведет активную светскую жизнь, участвует в телешоу, встречается и расстается с девушками, и даже написал книгу, ту самую книгу, «Моя идея веселья», цитаты из которой вы встретили чуть выше.  Так был ли такой футболист на самом деле, Ли Шарп? Или всегда был только светский тусовщик, любимец женщин и обаятельный герой экрана? Как он сам относится к своей футбольной карьере? Здесь можно привести аналогию с книгой Стивенсона «Потерпевшие кораблекрушение»:  «Я удивился, как легко он воспринял свою неудачу в искусстве. Но затем я осознал, что передо мной – не творец, который осознал, что бездарен, а делец, узнавший, что одна из его десяти сделок завершилась ничем».

 

Однажды Ли Шарпа попросили составить «команду мечты» Манчестер Юнайтед из игроков, с которыми он когда либо играл. В основу Шарпа попали и Шмайхель, и Ирвин, и Кин, и Гиггз, Кантона, разумеется. А где же сам Ли? Себе он отводит место на скамейке запасных. «Ну и я здесь. Если не ты сам составляешь команду, то какие шансы у тебя в нее попасть?» - смеется Шарп.

 

Таким мы его и помним – веселым, симпатичным, но запасным игроком мирового футбола.

 

Алексей Федянин, Football.ua
 

(в материале использованы фото premierleague.com и news.bbc.co.uk, а также Myspace и Yahoo)