Согласно легенде, Икар взлетел в небо на искусственных крыльях, скрепленных воском. Взлетел он высоко, но, когда Солнце было так близко, Икар упал на Землю… В данной рубрике речь идет о футболистах, имевших все шансы достичь футбольного Солнца, но опаливших свои крылья и не достигнувших цели.

1. Ли Шарп
2. Себастьян Фрей
3. Ларс Риккен
4. Стив Макманаман

Мистика в футболе если и проявляется, то каким-то непостижимым образом – ее влияние сказывается лишь на избранных. Одни могут не обращать ни малейшего внимания на предрассудки, и блистать, сиять, иногда даже не совсем заслуженно. Иные соблюдают все ритуалы, обуваются с той ноги, осеняют себя крестом, выходя на поле, да и на само поле ступают с той ноги - и все не впрок, не получается из них великих футболистов.

А есть еще одна категория - она очень малочисленна, но, тем не менее, ее история заслуживает упоминания. Это простые талантливые ребята, которые не обращают внимания на суеверия, иными словами, не "используют магию" в борьбе за высокое место в мировом футболе. У них своя магия - чародейство техники, волшебство скорости, колдовство самоотдачи. Но, как говорится, если вы не идете к магии, то она идет к вам...

Ну, а как иначе назвать то проклятие, которое постигло самого талантливого итальянского  футболиста начала 1990-х? Средневековье  возвращается, и оказалось, что давние методы борьбы с "еретиками" действенны и сейчас! Это могло бы быть смешно, вот только Джанлуиджи Лентини, увы, теперь уже не до смеха.

Впрочем, обо всем по порядку.

Начало

История детства Джанлуиджи покрыта мраком, что свойственно почти всем мистическим историям. Рискнем предположить, что юноша быстро определился, что ему нужно от этой жизни, так как в 1985 году шестнадцатилетний паренек объявился в первой команде Торино, а в таком возрасте кого попало не берут в клубы высшей лиги. И, разумеется, он не свалился как снег на голову - для такого сумасшедшего взлета необходимо было заиграть в детской команде, оказаться на виду у тренеров, показывать стабильность, нацеленность на ворота, прогрессировать, прогрессировать и еще раз прогрессировать. 
Иначе никак. Потому отмечаем, что ничего сверхъестественного в юношеские годы Лентини не произошло - если не считать его сверхталант, позволивший с ранних лет расправить крылья и устремиться ввысь к футбольному Солнцу.

О крыльях мы еще поговорим, а пока что юный Лентини притирается к команде, тренеру и большому футболу вообще. В сезоне 1986/87 и 1987/88 Джиджи играет по 11 матчей и тоскливо наблюдает за нулем в графе забитые мячи. Ему исполняется 18 лет, и тут в его судьбе случается первый поворот - мудрое руководство Торино встает перед дилеммой. С одной стороны, парень явно талантлив, и нуждается в том, чтобы развиваться дальше. С другой стороны, парень еще очень молод, чтобы доверять ему постоянное место в основе. Какой из такой ситуации может быть выход? Рецепт один на все футбольные времена - аренда.

И вот Лентини сезон 1988/89 проводит в Анконе, за которую отбегал аж 37 матчей. Да, забил он всего четыре мяча, но если бы он был героем из популярной игры "Герои", то его навыки "передачи", "техника", "понимание игры" из "новичка" быстро превратились бы в «продвинутого», а боевой дух и мораль получили бы как минимум +5! Чтобы стать полноправным «экспертом», необходимо было возвращаться домой. Это понимали в Анконе, понимали это и в Турине.

Следующие три сезона превратили Лентини из многообещающего юнца в зрелого профи, удивляющего и восхищающего мир. После Анконы в Торино понимал, что парню пора возвращаться. Теперь руководство клуба с грустью осознавало, что парню пора уходить. Шило в мешке не утаишь, а бриллиант как не замазывай, а он все равно будет сиять, и в итоге попадет в руки профессиональный ЮВЕлиров.

Крылья

И первым ЮВЕлиром оказался... правильно, сосед по имени Юве. Как же, у них под носом такой парень играет, а мы его не купим, что ли? Еще как купим! И за ценой не постоим, тем более, враги врагами, а по-соседски уж как-то мы договоримся. Ведь у них сейчас финансы возглавляют все хит-парады по исполнению романсов, и особо брыкаться они не будут.

Все происходило по плану Ювентуса, и ничего не предвещало сюрпризов. Разговор с руководством Торино, затем с самим Джанлуиджи. Наш герой явно был не прочь перейти в стан Бьянконери - оставался он фактически дома, а вот чисто футбольные горизонты значительно расширялись. Лентини ответил "Да".

И когда Торино уже мысленно видело свою звезду в футболке Бьянконери, в клубном офисе Гранатовых раздался звонок. Из Милана. "Сколько там Ювентус дает? Да ну, ерунда. Вам же нужны деньги, не так ли? Так мы дадим больше!" - разумеется, это не дословная стенограмма беседы, но суть отражена верно - с этого момента между Юве и Миланом началась настоящая война за Джанлуиджи Лентини.

Это сейчас Ювентус и Милан не считаются принципиальными соперниками - то есть, конечно, особой любви друг к другу тифози не питают, но и ненависть и близко не ночевала в отношениях между ними. А когда-то все было не так. Интер в то время только во сне видел большие трофеи, Рома и Лацио варились в своем любимом дерби, а настоящую битву за Скудетто вели Ювентус и Милан. Милан и Ювентус. Потому в этой битве талант Лентини играл важную, но не единственную роль.

А страсти накалялись нешуточные. Впрочем, есть одно слово, которое как нельзя более подходит этой битве - аукцион. Россонери и Бьянконери накидывали и накидывали к своим предложениям, и в течение одного дня Лентини мог оказаться и миланиста, и ювентини.

И вот оно, первое явление мистики народу. Милан предложил 13 миллионов. Число-то какое страшное, хоть в Италии оно таковым не считается. Но напугало оно Старую Синьору так, что представители Юве сложили оружие, и не стали перебивать цену. Милан победил, а Лентини стал самым дорогим футболистом в мире.

Надо сказать, что Милан рисковал не только деньгами, но и жизнью своего президента Сильвио Берлускони (да-да, он был уже и тогда в Милане - он вечный, не иначе). Тифози Торино были в бешенстве после потери своего лидера, и на полном серьезе пообещали отправить синьора Сильвио на свидание к своим предкам. Но, как видим, Берлускони здравствует и ныне, а Лентини в своем первом же сезоне убедил всех Россонери, что игра стоила свеч - Джанлуиджи стал лидером Милана и сыграл одну из ключевых ролей в завоевании Скудетто. Просто посмотрите, что творил этот парень - он сразу расправил свои крылья, и мчался к футбольному Солнцу со скоростью ракеты.

 


Парню 24 года. Сумасшедший взлет, расцвет таланта и прогресс, пугающий не только соперников, но и сам Милан. "Шо ж воно буде, коли воно виросте?" А Джиджи просто рос не по дням, а по часам. Пресса захлебывалась от восторга, описывая игру Лентини. Заметьте - ИТАЛЬЯНСКАЯ пресса, которая если кого-то и любит, то это на 100% заслуженно.

Впереди - новые трофеи. Впереди - кубки, медали, а Золотой мяч еще не стучал в двери, но калитку в дворик дома Лентини уже приоткрыл. Но, увы, если бы все так и случилось, наш Икар не появился бы в этой рубрике...

Первое крыло


Вернемся на год назад, в 1992-й, когда между Юве и Миланом велась трансферная война за Лентини. Эта битва вышла далеко за пределы отношений двух клубов, и вызвала большой резонанс в обществе. Пресса, специалисты, общественные газеты, все обсуждали эти торги. И один вопрос сначала висел в воздухе, а затем вылился на страницы печати: "А мыслимое ли дело, чтобы отдавать такие деньги пусть за талантливого, но все же одного футболиста?"

И тут в битву вмешалась церковь, совсем как во времена Средневековья. И не просто церковь, а сам Ватикан во главе с Папой Римским. В течение всей финансовой войны Ватикан активно протестовал против самого явления - уплаты больших денег за одного футболиста. А когда трансфер состоялся, и была объявлена его сумма - 13 миллионов! - Ватикан не выдержал и... подверг анафеме синьора Джанлуиджи Лентини!

В наше время это может показаться смешным, но, опять же напомним, самому нашему герою оказалось в итоге совсем не до смеха. Год он отыграл просто прекрасно, и уже было позабыл о той анафеме. А вот она про него не забыла...

Второе крыло

Говоря о Джанлуиджи Лентини, обязательно вспоминаем его не только футбольную, но и личную жизнь. Молодой, богатый, знаменитый... много девушек сочли бы за честь встречаться с таким парнем. Но он выбрал не просто девушку, а замужнюю синьору. Причем не просто замужнюю, а супругу самого Сальваторе Скилаччи, буквально за пару лет до того блиставшего на полях Италии во время чемпионата мира. Надо заметить, Тото Скилаччи все прекрасно знал и развелся с неверной супругой, после чего его карьера после неудачи в жизни семейной пошла по наклонной. 

Не принесла счастья синьора и самому Лентини - 3 августа 1993 года Джиджи мчался за рулем "Porsche-turbо" именно к ней...

... Сначала в шоке были спасатели, извлекая из горящей машины в кювете надежду всей футбольной страны. Затем в шоке замерла сама страна: Лентини увезли в реанимацию, и было чудом, что он вообще дышал - сильнейшие ожоги, перелом черепа! Несколько дней Лентини провел в коме, а одни врачи сменялись другими врачами, приступая к очередной операции. Футбол? Какой, к черту, футбол! Да лишь бы жив остался - и то это будет чудом.

Падение

Но Лентини выкарабкался. Более того - вернулся на поле. Видимо, Высший судия посчитал, что его грех все же не смертельный. Интересно, чтобы он сказал в наше время - время Челсей и Ман Ситей? И где же сейчас Ватикан со своими анафемами в адрес сами знаете кого (список довольно-таки велик). Может, после трагедии с Лентини до них наконец-то дошло, что глупо и преступно разбрасываться такими словами в адрес невинного человека? Ну, а в чем Лентини был виноват? В своем таланте? Сам он, что ли, требовал за себя миллионы? Впрочем, пусть это останется на совести пустых говорунов - и не в религии дело, а в некоторых ее не в меру ретивых служителях.

А наш Икар больше не взлетел. Правда, он проявил себя настоящий Героем - ведь Джиджи не просто вернулся, он все же успел вкусить счастье победы в Лиге чемпионов, и даже сыграть в финале. В 1996 году он завершил карьеру в сборной Италии, сыграв за нее в итоге... правильно, 13 матчей! Мистика не оставила парня даже после катастрофы...

Эпилог

Далее - сезон в Аталанте и возвращение домой. Четыре сезона (опять мистика - именно "Четыре сезона" называется жутковатый бестселлер Стивена Кинга), вплоть до 2001 года, провел Лентини за Торино. Впрочем, последний сезон стал чистейшей формальностью. А дальше... Если название  Козенца нам хоть о чем-то говорит, то такой клуб, как Канелли - это откровенное доигрывание. Травмы, психология - все это привело нас к печальному выводу, что футбольное Солнце так и не дождалось своего очередного Икара...

Алексей Федянин, Football.ua