Первого ноября 1997 года Черноморец разгромил дома со счетом 4:0 Металлист и вышел в 1/8 финала Кубка Украины. Но не только поэтому в Одессе был праздник – последний, четвертый гол стал юбилейным для Тимерлана Гусейнова. Он стал первым игроком, забившим 100 мячей в матчах чемпионата и Кубка Украины, еврокубков и сборной Украины. Позже к символическому клубу «сотников» присоединились и другие бомбардиры – и более титулованные, и более известные. Но именно Тимерлан останется первопроходцем, и именно его именем назван этот символический клуб для перешагнувших через отметку в сто голов – настоящий знак качества для маститых бомбардиров.

Звездный "ракетчик"

Тимерлан Гусейнов родился в дагестанском Буйнакске, но его детство прошло в украинском городке Первомайске, куда Гусейновы переехали, когда будущему бомбардиру было два годика. Первомайск… Это название, пожалуй, ничего не сказало бы вам в советские времена – город на Николаевщине тогда находился возле засекреченных ракетно-оборонных объектов. Детям до военных дел не было интереса, благо, работали секции ДЮСШ, были доступные и другие способы приятного и полезного проведения досуга. Именно там, под руководством Владимира Резникова, Тимерлан познакомился с премудростями футбольного мяча. Паренек занимался у опытного тренера со второго класса, но после восьмого Владимир Прокофьевич посоветовал талантливому воспитаннику попробовать силы в больших городах, ведь добиться успеха в маленьком городе, оторванном от футбола мастеров, невозможно. Гусейнова отправился в ворошиловградский спортинтернат.

Что являл собой футбольный Ворошиловград средины 80-х? Здесь отлично помнили подвиг Зари 1972 года, когда блистательная команда Германа Зонина выиграла чемпионат СССР. В патриархальном советском футболе москвичи долго привыкали к мысли, что их гегемонию могли нарушить столицы других союзных республик – Киев или Тбилиси, а тут чемпионство досталось и вовсе команде из областного центра. Чемпионские страсти отшумели, и десятилетие спустя после того триумфа "Заря" оказалась во второй лиге, когда под руководством Олега Базилевича заняла 20-е место в первой лиге 1984 года. Новому тренеру, Александру Журавлеву (кстати, чемпиону-72), предстояло играть в шестой, «украинской», зоне без многих опытных игроков – ушли Колесников, Куксов, Бобков, Малышенко, на счету которых была львиная доля прошлогодних голов. Надо было что-то делать, и тренер обратился к местной молодежи. Так в составе оказались будущие звезды – Погодин, Юран и Гусейнов. Самый младший – будущий «Барсик» – сыграл лишь один матч, Погодин – 17, а вот юный Тимерлан не просто стал игроком основы, но и лучшим бомбардиром! В дебютном сезоне 17-летний форвард забил 9 мячей в 28 матчах, чем очень помог команде закрепиться в середине таблицы.

Следующий сезон получился звездным для Зари. Под руководством Вадима Добижи команда выиграла шестую зону второй лиги и достойно выступила в переходном турнире, вернувшись в первую лигу. Правда, роль Гусейнова в этом достижении получилась куда скромнее, чем годом ранее. Он оказался в тени пары более опытных форвардов-новичков Горковенко-Ярошенко, да и юный Юран стал куда больше времени проводить на поле. На подходе было еще более юное поколение, в "двери" основного состава стучался еще один будущий украинский сборник - Олег Суслов. Забив за два года 16 мячей в 55-ти матчах, 18-летний Тимерлан отправился в армию. Футбольную…

Бутсы и погоны

Пока Заря выигрывала вторую лигу, ЦСКА добывал победу в лиге первой, завоевывая путевку в высшую союзную лигу. В силу специфической советской селекционно-трансферной работы, армейцы пристально следили за всеми перспективными ребятами призывного возраста. В большом списке талантов оказался и Гусейнов, которого срочно "призвали" во второлиговый СКА. Поэтому пока ворошиловградцы пытались закрепиться в средине таблицы первой лиги, Гусейнов вместе с Волотеком пробовал силы в армейской команде столицы Украины. Несмотря на статус аутсайдера "украинской" шестой зоны второй лиги, киевский СКА давал игроку неплохие перспективы: оттуда можно было «прыгнуть» в состав центрального клуба армии, выходящего в высшую лигу, да и вообще – в Киеве ты всегда на виду. Вот только в состав СКА еще надо было пробиться: Лосев, Ланцфер, Самара, Юрий Мороз, Фокин, Гайдаш, игравшие в том сезоне, в будущем заставили о себе говорить. Но, видимо, и киевский тренер Мальцев увидел в Тимерлане потенциал. Имея за плечами два гола в шести матчах за СКА (Киев), Гусейнов уже через полгода был вызван в ЦСКА. Многоопытный Юрий Морозов надеялся усилить нападение команды, в котором задавали тон молодые Корнеев и Масалитин. Но, несмотря на громкие имена, ребята забивали немного. Тимерлану, правда, тоже не удалось повести за собой молодых армейцев. Счет своим голам он открыл лишь в девятом матче, выйдя со старта против Днепра (1:1). Тот гол остался единственным для Гусейнова в высшей советской лиге.

И у ЦСКА, и у Гусейнова в турнире дублеров дела шли куда лучше. Команда финишировала в средине турнирной таблицы, а 19-летний форвард с восемью мячами стал вторым ее снайпером. Вот только вряд ли это принесло кому-то радость: по итогам сезона армейцы с предпоследнего места опустились в первую лигу. Там ЦСКА уступит путевки в элиту Памиру и Ротору, но Тимерлану уже будет не до этого: после стартового матча сезона против Гурии он попал во вторую команду, выступавшую в первой зоне второй лиги. Там он забил три гола в восьми матчах, а по окончании сезона ушел из команды Шапошникова, возвратившись в почти родной Луганск. А ЦСКА тем временем возглавил Садырин. Всего через пару лет команда выиграет последний чемпионат СССР...

В сезоне 1989 года Заря под руководством некогда классного форварда Байдачного заняла лишь 4-е место в шестой зоне второй лиги. Но был у этой команды свой «конек» – за сезон она забила 94 (!!!) гола: Карачун – 28, Малышенко – 21, Гусейнов – 18. Добавив в следующем году еще 12 мячей, Тимерлан пошел на повышение – к новичку высшей лиги, запорожскому Металлургу. Но, отбегав вхолостую 14 матчей, он во второй раз возвратился в Луганск. Тем более что и Заря теперь была элитной: в 1992 году Гусейнову и всем остальным предстояло дебютировать в высшей лиге независимой Украины. В первом же матче нового турнира Тимерлан дважды огорчил ахтырский Нефтяник. В 15-ти матчах экспериментального первого весеннего чемпионата он забил 11 мячей. После голов в ворота Динамо, Днепра и Металлиста стало ясно, что форвард будет затребован в украинской лиге. Настоящую трансферную битву за него выиграл Черноморец, и в 1993 году 25-летний форвард пополнил состав "моряков".

Из армии – на "флот"

Летом 1993 года Гусейнов надел сине-черную футболку Черноморца, а уже во втором матче за одесситов сделал хет-трик в ворота своего бывшего клуба, Зари. По иронии судьбы, он еще неоднократно огорчал свои бывшие клубы. Правда, с такой же постоянностью Тимерлан принялся терроризировать и всех остальных. Осенью 1993 года его пригласили в турне сборной Украины, и он сыграл против США и Мексики. По итогам сезона 1993/94 Черноморец завоевал бронзовые медали, а Гусейнов с 18 голами стал лучшим бомбардиром сезона. Медали одесситы могли искупать в шампанском в Кубке Украины. А уже осенью команда играла в Кубке кубков. Хоть и вылетели одесситы от Грассхоппера, Тимерлану противостояние должно запомниться благодаря дебютному еврокубковому голу. Той же осенью настал черед и первого его гола в составе сборной Украины: 13 ноября он забил красивый мяч в Киеве в ворота эстонцев.

Средина 1990-х – время Черноморца. Под руководством Буряка команда два года подряд брала серебряные медали. По итогам сезона 1995/96 Гусейнов во второй раз стал лучшим бомбардиром высшей лиги, забив гроссмейстерские 20 мячей. Отлично шли дела и в сборной, где Тимерлан был в то время самым результативным футболистом. Не удивительно, что в то время одесситы со своим бомбардиром были чуть ли не единственными, кто мог «покусать» динамовцев. В конце лета 1995 года Одесса радовалась победе над киевлянами, и автором победного мяча был именно кудрявый форвард. Обыгрывали «моряки» динамовцев и в столице.

Но все хорошее имеет свойство когда-нибудь заканчиваться…

Самый результативный либеро

После успехов средины 1990-х в Черноморце начались проблемы. Буряк ушел, ухудшилась ситуация с деньгами, началась очередная волна ухода футболистов. Из Одессы вышло много хороших игроков: Никифоров и Цымбаларь, Парфенов и Кардаш, Суслов и Горшков. Да и Гусейнов, после второй бомбардирской короны, тоже сбавил обороты и больше не забивал в элите даже 10 мячей за сезон. Он словно зачах: мог уехать за границу, им интересовались гранды, но он не хотел уходить из Одессы, а предложение, ради которого можно было бросить все, так и не поступило. Все это дало досадный результат: по итогам сезона 1997/98 одесситы впервые в истории независимых чемпионатов Украины опустились в первую лигу. С перепуга Черноморец сразу же вернулся в "вышку", а Гусейнов поспособствовал этому, забив 13 мячей. Но, проведя в элите сезон 1999/00, команда снова вылетела восвояси. Началась большая перестройка, и Гусейнову в команде уже не было места. На протяжении своего последнего сезона в высшей лиге опытный форвард по указанию тренера Анатолия Азаренкова играл даже на позиции либеро, а в матче против Карпат вынужден был стать в ворота вместо удаленного товарища, успев пропустить и свой первый мяч в качестве голкипера. К сотне сугубо высшелиговых голов он не дотянул чуть-чуть – всего два. Первым, кому покорилось это достижение, стал Ребров…

Все было кончено и на международном уровне. Весной 1997 года сборная Украины, готовясь к официальным матчам, провела спарринг с Молдавией. В той игре Тимерлан в последний раз надел ее форму – набирали силу молодые Шевченко и Ребров. Всего в составе сборной Украины Гусейнов забил 8 мячей в 14 играх. Он успел сыграть против Италии, США, Мексики, обыграть Хорватию и Португалию (в том матче ассистировал Максимову, забившему победный гол в конце матча). Главное же – в середине 1990-х Тимерлан по праву считался ведущим форвардом национальной команды Украины, будучи в то время ее самым результативным игроком и закончив карьеру международного игрока с отличным показателем 0,57 гола за матч.

Сыграв два перволиговых матча осенью 2000 года, Гусейнов попрощался с Одессой. Еще полтора года он отыграл в составе сумского Спартака, успев опуститься из первой лиги во вторую и забить еще десяток голов. Поиграв в составе аматорского Сигнала, Тимерлан там же начал работать тренером. Нынче, уже 6 лет не играя в футбол, он работает в штабе перволигового Днестра (Овидиополь).

Кто вы, бомбардир?

Время уходит, раз – и нет его… В истории остались десятки мячей Гусейнова – важных и не очень, красивых и «трудовых». А остался ли в истории сам Тимерлан? С одной стороны – да, конечно: он первым достиг заветной сотни, дважды был лучшим бомбардиром чемпионата Украины, остается самым результативным игроком Черноморца в чемпионате Украины. С другой – роль Гусейнова в украинском футболе все еще недооценена. Его ни разу не называли Игроком года (в 1996 году Буряк даже наградил своего бомбардира перстнем лучшего футболиста сезона, словно протестуя против "игнора" Гусейнова в референдумах), новые поколения и вовсе считают, что Тимерлан был средней руки форвардом, поднявшимся на волне перемен в советском футболе и "безрыбье" футбола украинского. Но может ли быть справедливым такое утверждение по отношению к игроку, забившему в официальных матчах почти 180 мячей? Да и было ли "безрыбье" в то время, когда параллельно с Тимерланом играли такие результативные форварды, как Леоненко, Матвеев, Гецко, Паляница, росли великие Шевченко и Ребров? Нет, Гусейнов был великолепным футболистом: с неплохой скоростью, хорошо поставленным ударом с обеих ног. Те, кто видел футбол 1990-х, согласятся, что, посмотрев видео с игрой Гусейнова, улавливаешь сходство украинца с Батистутой: отменное голевое чутье, смелость в принятии решений, благодаря чему Тимерлан забивал с неимоверных позиций и положений, пушечный акцентированный удар и, главное, постоянная нацеленность на ворота, желание каждую атаку завершить ударом. Он имел хорошие природные задатки, которые удалось развить в мастерство. Буряк, как вспоминал в нашем разговоре сам Гусейнов, и вовсе запрещал ему под угрозой штрафа во время игры возвращаться на свою половину поля. И Тимерлан вполне справлялся на своем участке: забивал и после выходов один на один, и на добиваниях, и через себя, и с дальней дистанции, и ударами головой, и со штрафных и пенальти. Трудно выделить среди десятков его мячей какой-то самый важный. Может, победный в ворота Динамо? Или дубль за сборную в матче с эстонцами? Либо же прекрасные голы на пути к Кубку Украины? Вариантов много, а это значит, что первый "сотник" украинского футбола успел сделать достаточно, значительно помогая независимому чемпионату и молодой нашей сборной на нелегком пути становления.

Артур Валерко, специально для Своей рубашки